1. Гносеология: предмет, основные понятия (познание, знание, незнание). Философские взгляды на проблему познаваемости мира (гносеологический оптимизм, гносеологический пессимизм)
2. Дайте определение понятию «агент социализации». Являются ли агентами социализации следующие лица (если да, то к какому виду агентов их можно отнести): 1) родители; 2) учитель; 3) мэр города; 4) друг; 5) официант; 6) тренер; 7) няня; 8) милиция; 9) судья; 10) священник. Обоснуйте свой выбор. Являетесь ли вы сами агентом социализации?
Список использованных источников
1. Гносеология: предмет, основные понятия (познание, знание, незнание). Философские взгляды на проблему познаваемости мира (гносеологический оптимизм, гносеологический пессимизм)
Гносеология (греч. gnosis - познание, logos - учение) - теория познания - философская дисциплина, исследующая основания и сущность познания, его возможности и критерии достоверности. Сам термин появляется только в 1832 г., вместе с тем гносеологическая проблематика представлена на всех этапах развития философии. В качестве основных терминов гносеологии выступают познание, знание и незнание.
Познание представляет собой процесс перехода от незнания к знанию, от меньшего знания к большему знанию. Познание представляется как творческая активность индивида и человеческой цивилизации в целом, направленная на получение и развитие достоверных знаний об окружающей реальности. Исходными предпосылками познавательной деятельности являются наличие стабильных закономерных взаимосвязей в природной действительности, а также существование познающего эти явления человека, обладающего мышлением, способствующим воспроизведению сущностных свойств мира. Являясь духовной деятельностью, познание одновременно обусловливает особый статус человека в окружающей действительности, так как дает возможность ему на основе приобретенных знаний преобразовывать природу и проектировать свои действия.
Знание представляют собой объективную реальность, данную в сознании человека, который в своей мыслительной активности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Применительно к философии можно отметить знание в трех аспектах. Во-первых, знание - это способности, умения, навыки, которые приобретаются индивидами в ходе их жизнедеятельности; во-вторых, любая информация, несущая максимум правдоподобных сведений о предмете; в-третьих, специфическая форма знания, которая является познавательной формой отношения человека к реальности, существующая одновременно с другим - практическим отношением.
Знание можно представить как разновидность объективной реальности, которая оформляется в сознании человека в процессе его деятельности и которая идеально воспроизводит действительно существующие алгоритмы связей внешнего мира. Более детальное усвоение содержания знания становится возможным при соотнесении с понятием, противоположным ему - с незнанием
2. Дайте определение понятию «агент социализации». Являются ли агентами социализации следующие лица (если да, то к какому виду агентов их можно отнести): 1) родители; 2) учитель; 3) мэр города; 4) друг; 5) официант; 6) тренер; 7) няня; 8) милиция; 9) судья; 10) священник. Обоснуйте свой выбор. Являетесь ли вы сами агентом социализации?
В современной жизни происходят взаимодействия индивидов на основе предположения о том, что люди хотят повысить цену своего собственного имиджа, добиваясь одобрения и повышения статуса в глазах других; в этом случае люди социализируются в той степени, в какой они соизмеряют свои поступки в соответствии с ожиданиями других. Следовательно, под социализацией понимают процесс усвоения личностью образцов поведения общества и групп, их ценностей, норм, установок.
В ходе социализации реализуются следующие цели:
а) взаимодействие индивидов на основе освоения социальных ролей;
б) сохранение социума благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем ценностей и моделей поведения. Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития человека:
1) ранняя (первичная) социализация. Она связана с усвоением общекультурных знаний, с привитием первоначальных представлений о мире и специфике взаимоотношений людей.
Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст;
2) вторичная социализация, которая включает профессиональное становление, обусловленное овладением специальных знаний и навыков, а также включением человека в систему социального разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоения новых знаний, ценностей, вместо устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления, от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения.
Ребенок, характеризующийся его зависимостью от окружения, вынужден проходить процесс социализации при чьей-то посторонней помощи. Данными помощниками выступают люди и учреждения. Их называют агентами социализации – это определенные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей и институты социализации, то есть учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
3. Выборы, их место в жизни общества. Избирательное право. Принципы демократических выборов
Выборы – неотъемлемый атрибут демократического устройства общества, его значительный признак. Они представляют собой форму осуществления избирательных прав людей посредством участия в выборной кампании, в результате волеизъявления народа, которая, согласно Всеобщей декларации прав человека, должна быть опорой государственной власти. Суверенитет народа, его функция как источника власти могут выражаться именно посредством выборов. Институт выборов интенсивно используется не только при становлении властных органов страны, местного самоуправления, но и правящих органов политических партий, общественных сообществ. К выборам как процедуре демократического направления прибегают фактически все социальные структуры нынешних государств. Следовательно, термин «выборы» означает форму осуществления избирательных прав, путь оформления органов публичной власти. В демократических государствах нормативно утверждается выборность органов государственной власти и соответствующая процедура. Эту процедуру определяет избирательное право, которое включает общность юридических нормативов, регулирующих алгоритм организации и проведения выборов, подведения результатов голосования и другие аспекты многогранного процесса выборов.
Выборы — это юридически утвержденная процедура, в рамках которой граждане государства выбирают, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти: на посту президента, в парламенте, органах местного самоуправления.
Демократия предполагает участие граждан в управлении государством. Демократия даёт обычным людям возможность самим выбирать и смещать с должности своих политических руководителей — лиц, которые от имени граждан занимаются управлением страной. В условиях, когда руководителями государства на разных уровнях: центральном и местном — являются представители населения, избираемые в ходе конкурентных выборов, демократия приобретает современную форму — представительной демократии.
Выборы осуществляются на основе избирательного права. Термин «избирательное право» имеет два значения:
1) совокупность норм (законов), по которым в государстве проводятся выборы;
2) право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти.