Введение
1. Определение понятия «диалектика». Основные законы диалектики
2. Социальная организация: понятие, характерные черты, ценности производственных организаций
3. Форма правления: понятие и виды (республика и монархия)
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Основы социально-гуманитарных наук» дает человеку целостное мировоззрение, стратегически ориентирует его и помогает любому специалисту избавиться от профессиональной ограниченности, выработать систему общих ценностей, на которые он будет опираться в своей деятельности.
Цель контрольной работы – самостоятельное изучение дисциплин философии, социологии, политологии на основе научной литературы.
Задачи контрольной работы:
- дать определение понятию «диалектика» и охарактеризовать основные законы диалектики;
- объяснить сущность социальной организации (понятие, характерные черты, ценности производственных организаций);
- описать формы правления (понятие и виды).
1. Определение понятия «диалектика». Основные законы диалектики
Согласно философскому энциклопедическому словарю, диалектика представляет собой учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Диалектика есть философская теория, метод и методология научного познания и творчества вообще. Теоретические принципы диалектики составляют существенное содержание мировоззрения. Теоретическая основа диалектики выполняет теоретические, мировоззренческие и методологические функции. Основные принципы диалектики, составляющие её стержень, всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов [2, c. 154].
Хотя под диалектикой имеют в виду прежде всего учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности, такое ее понимание было не всегда. Зарождение и начало становления диалектики связано с периодом античности. Этот этап часто характеризуют как стихийную, или наивную, диалектику, имея в виду прежде всего то, что взгляды первых философов на мир были во многом наивны. Но вместе с тем они рассматривали его непредвзято, в развитии и движении. Однако надо отметить, что уже тогда обнаруживалось разное понимание диалектики [6, c. 9].
Выдающимся диалектиком является Гераклит. Но тем не менее, существует мнение, что термин «диалектика» впервые применил Сократ. Он назвал свой метод обнаружения истины в диалоге путем столкновения и согласования различных, часто противоположных суждений диалектикой. Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий. Понятия возникают не как итог обобщения чувственных данных, а в результате вспоминания душой идей, которые она когда-то созерцала в сверхчувственном мире, еще не будучи связанной с человеческим телом. У Платона диалектика не только метод отыскания истины, но и учение о мире истинного бытия как сферы вечных и неизменных идей. В отличие от Платона Аристотель считал, что диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностным знанием. Он ввел термин «противоположности».
2. Социальная организация: понятие, характерные черты, ценности производственных организаций
Социальная организация – это в широком смысле любая организация в обществе; в узком – социальная подсистема организации.
Сам термин «организация» используется в нескольких значениях:
- как элемент социальной структуры общества;
- как вид деятельности какой-либо группы;
- как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы.
Понятие «организация» употребляют в экономике, биологии, кибернетике, многих других науках, а также в сферах деятельности, где действуют социальные группы и упорядочивается их деятельность. Реальность существования социальных групп в их деятельности, которая возможна в рамках социальной организации (в форме производственных, религиозных, национальных, научных организаций, политических партий, профессиональных союзов и так далее). Социальные организации оформляют социальные группы в коллектив [5, c. 212-213].
Известный российский социолога. И. Пригожий выделяет следующие признаки социальной организации:
- целевую природу;
- распределение членов организации по ролям и статусам;
- разделение труда и специализацию функций;
- построение по вертикальному (иерархическому) принципу;
- наличие специфических средств регулирования и контроля деятельности организации;
- целостность социальной системы.
Ключевым элементом социальной организации выступает цель. Существует три взаимосвязанных вида организационных целей.
3. Форма правления: понятие и виды (республика и монархия)
Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Различают две основные формы государственного правления: монархию и республику.
Монархия (от греч. monarhia – единовластие) это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля, императора, шаха, царя и т.п.). Власть монарха, как правило, передается по наследству и считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателей. Глава государства занимает пост на неопределенный срок и не несет юридической ответственности за свои действия [7, c. 124].
Монархии подразделяются на следующие виды:
- абсолютная (неограниченная) монархия характеризуется всевластием главы государства. Монарх выступает единственным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Неограниченная монархия типична для рабовладельческого и феодального общества. В настоящее время практически не встречается, за исключением нескольких стран Саудовской Аравии, Катара, Омана.
- при конституционной (ограниченной) монархии наблюдается ограничение власти монарха конституцией [4, c. 176-177].
В зависимости от степени такого ограничения выделяют дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархии.
При дуалистической (двойственной) монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) полномочия главы государства ограничены в сфере законодательства, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. Монарх назначает правительство, которое ответственно перед ним.
При парламентской монархии монарх лишь формально признается главой государства, но фактически обладает лишь представительными функциями. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту. Сегодня конституционная парламентская монархия имеет место в Великобритании, Швеции, Дании, Испании, Бельгии, Японии и других странах [7, c. 125].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие диалектики относится к категории философии и представляет собой учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Диалектика есть философская теория, метод и методология научного познания и творчества вообще. Зарождение и начало становления диалектики связано с периодом античности. Так характеристикой диалектики занимались Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель, П. Абеляр, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и другие. Статус диалектики поднялся благодаря немецкой классической философии, особенно благодаря работам И. Канта и Г. Гегеля. К. Маркс и Ф. Энгельс, в свою очередь, синтезировали диалектику и материализм. Выделяют основные законы диалектики: единства и борьбы противоположностей; взаимного перехода количественных и качественных изменений; отрицания отрицания.
Социология рассматривает социальную организацию в широком смысле любую организация в обществе; в узком – социальную подсистему организации. Выделяют следующие признаки социальной организации: целевую природу; распределение членов организации по ролям и статусам; разделение труда и специализацию функций; построение по вертикальному (иерархическому) принципу; наличие специфических средств регулирования и контроля деятельности организации; целостность социальной системы. Социальные организации имеют ряд основных черт. Производственные организации представляют собой совокупность людей, механизмов, материалов и других ресурсов, интегрированных в единую социальную систему, имеющую целью своей деятельности производство материальных благ. Производственным организациям характерны определенные особенности.
Форма правления в политологии понимается как организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Различают две основные формы государственного правления: монархию и республику. Монархия это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля, императора, шаха, царя и т.п.). Существуют следующие виды монархии: абсолютная (неограниченная); конституционная (ограниченная): дуалистическая (двойственная), парламентская; теократическая; выборная. Республика - это форма правления, при которой высшие органы государства являются выборными и сменяемыми. Республиканская форма правления была известна еще рабовладельческому и феодальному обществам, но наибольшее развитие и распространение получила в эпоху капитализма. Выделяют три основных разновидности республики президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую).
1. Берков, В. Ф. Философия: учеб. пособие для студентов вузов / В. Ф. Берков, П. А. Водопьянов, Е. З. Волчек и др.; под общ. ред. Ю. А. Харина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Минск : ТетраСистемс, 2000. – 416 с.
2. Ильичёв, Л. Ф. Философский энциклопедический словарь / Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. – М. : Советская энциклопедия, 1983. – 840 с.
3. Калмыков, В. Н. Основы Философии: учеб. пособие для студентов вузов / В. Н. Калмыков. – 2-е изд., доп. и испр. – Минск : Вышэйшая школа, 2003. – 541 с.
4. Козырев, Г. И. Основы социологии и политологии: учебник / Г. И. Козырев. – М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2007. – 240 с.
5. Лавриненко, В. Н. Социология: учебник для вузов / В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов, O. A. Шабанова, Г. С. Лукашова; под ред. проф. В. Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с.
6. Лавриненко, В. Н. Философия : учебник / В. Н. Лавриненко. – 1-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрист, 1998. – 354 с.
7. Решетников, С. В. Политология: учебник для вузов / С. В. Решетников, Н. П. Денисюк, М. Ф. Чудаков и др.; под ред. проф. С. В. Решетникова. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 448 с.