Практическое занятие 1. Тема: «Теоретические основы психологии управления»
ПРОФЕССИОГРАММА
Термин «профессиограмма» происходит от лат. «professio» – специальность, занятие и греч. «gramma» – запись. Определение термина «профессиограмма» встречается в социологической, экономической, психолого-педагогической литературе.
В социологии под профессиограммой понимается описание системы признаков, характеризующих определенную профессию и включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых данной профессией или специальностью к работнику [5, с. 58].
В психолого-педагогической литературе профессиограмма рассматривается как документ, результат исследования, подробное описание некой профессии через систему требований, предъявляемых ею работнику, включая качества личности, знания, умения и навыки, нужные для успешного овладения этой профессией [2, с. 161].
Согласно определению Е.В. Пичугиной, профессиограмма – это описание, характеристика профессии, основной источник, который регламентирует требования к знаниям, умениям, навыкам, личностным качествам специалиста, отражающий его полную квалификационную характеристику [3, с. 24].
Профессиограмма имеет многофункциональное назначение в сфере профессионального образования. С помощью профессиограммы возможен анализ всех сторон профессиональной деятельности специалиста. Профессиограмма является идеальной моделью личности и деятельности будущего специалиста. Она представляет собой фундамент формирования содержания профессионального образования, выступает в качестве ориентира в выборе методов, форм, средств обучения, которые обеспечивают формирование качеств личности и профессиональной деятельности специалиста [6, с. 296].
Профессиограмма дает исчерпывающую информацию о той или иной профессии, ее специфике, а также требованиях, которые предъявляются к кандидатам на ту или иную специальность. С помощью профессиограммы обычно определяют не изолированные элементы характеристики трудовой деятельности, а определенную их совокупность, образующую психологическую и психофизиологическую структуру изучаемой профессии. Такой подход позволяет в последующем иметь возможность сопоставления структуры конкретной профессии с индивидуальными структурами личности.
Основными требованиями к профессиограмме являются: наличие конкретных критериев, наличие компенсаторных взаимосвязей, системность критериев, феномен эквифинальности [4, с. 93].
Феномен эквифинальности – определенный показатель деятельности конкретного субъекта, например эффективность, будучи системным показателем является результатом различных внутренних соотношений между определяющими это системное свойство факторами.
Системность критериев – система критериев должна подтверждать или опровергать тот факт, что только одно определенное сочетание качеств положительно связано с высокой эффективностью деятельности в системе предъявляемых требований.
Практическое занятие 2. Тема: «Особенности экономического поведения»
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Проблема ценностных ориентаций является одной из ключевых в психологии. Ценностные ориентации определяются в качестве индивидуальных или групповых представлений в системе значимых ценностей, обусловливающие наиболее общие ориентиры жизнедеятельности. По мнению Д.А. Леонтьева, ценностные ориентации представляют собой одну из наиболее важных характеристик личности, доминирующий ее компонент, определяющий относительно устойчивое избирательное отношение личности к окружающей действительности, определяют их поведение [7, с. 38].
Ценности являются регуляторами индивидуального и общественного поведения индивидов, в том числе предпринимателей. Ценности предпринимателя рассматриваются как ориентирующие представления, оказывающие влияние сначала на склонность к предпринимательству, а затем управляющие поведением и определяющее результативность деятельности предпринимателя [6, с. 173]. В работах Е.К. Завьяловой и С.Т. Посоховой, Л.Г. Почебут и В.А Чикер показано, что ценностные ориентации предпринимателей обусловливают построение и реализацию успешной предпринимательской деятельности [5; 9].
Ценности в экономическом поведении предпринимателей (или трудовые ценности) – это общие суждения людей, которые отражают сравнительную важность различных аспектов их работы/деятельности, включая ее смысл, содержание, результаты [6, с. 171].
Предпринимательство является продуктом социальной реальности. Становление новой социальной группы происходит под влиянием традиционных ментальных социокультурных ценностей и изменяющихся социально-экономических условий. В связи с этим базовыми ценностями предпринимательства являются ценности, свойственные национально-психологическому характеру белорусов. Т. Лынова подчеркивает, что они носят динамичный характер – они изменяются под влиянием новых ценностей, включающихся в структуру личности предпринимателя в процессе адаптации к требованиям новой реальности [8, с. 615].
Социальный облик белорусского предпринимателя, мотивы его поведения, образ действия обусловлены не только ментальными характеристиками, но и теми социально-культурными и экономическими национальными условиями, существующими в данный период развития Беларуси. Предпринимали – это лица, которые умеют адаптироваться к внешним условиями и меняющимся собственным целям [8, с. 615].
Ценности упорядочиваются по относительной важности, организуя систему ценностей личности. По мнению М.С. Васянина, профессиональными ценностями предпринимателей, в первую очередь, являются: рациональность, инициативность, независимость, свобода, индивидуализм, социальная ответственность [1, с. 6].
В исследовании Л.И. Дементия и А.В. Жирикова установлено, что доминирующими ценностями современных предпринимателей являются:
– конформность – сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям;
– безопасность – стремление сохранить гармонию и стабильность в обществе, необходимость безопасности человека, семьи и общества;
– самостоятельность – самостоятельность мысли и действия [3, с. 8].
Практическое занятие 3. Тема: «Прикладные аспекты психологии управления»
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Профессиональная деформация личности – процесс и результат влияния на личностные свойства человека специфических особенностей определенной профессиональной деятельности, осуществляемой в течение длительного времени [1, с. 210].
По мнению О.Б. Поляковой, профессиональная деформация представляет собой когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирование которой обусловлено постоянным давлением внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности, которая приводит к формированию специфически-профессионального типа личности [5, с. 56].
Особенности деформаций профессионального здоровья заключаются в том, что под влиянием исполнения профессиональной роли у госслужащего изменяются определенные свойства психики и показателей здоровья личности, формируется профессионально-служебный тип личности, который проявляется и вне профессиональной сферы.
В своей работе А.Ю. Казакова отмечает, что профессиональные деформации в служебной деятельности отличаются по своей модальности и направленности. Они могут носить положительный или отрицательный характер. Благотворное влияние служебной деятельности на личность проявляется в формировании позитивного, ответственного отношения к труду, в накоплении им служебного опыта, в навыках, умениях, в углублении интересов, в творчестве. Отрицательные изменения в личности служащих под влиянием их профессиональной роли проявляются, к примеру, в бюрократизме чиновников-служащих, в менторском, поучающем тоне обращения, эмоциональной черствости, повелительно-приказном тоне управления, который проявляется даже и в кругу друзей, семье [3, с. 141].
Факторами, провоцирующими профессиональные деформации госслужащих, являются:
– повседневные психоэмоциональные перегрузки;
– государственная ответственность за результаты работы;
– значительная диспропорция между психическими затратами и личностными возможностями;
– недостаточно высоким социальным статусом;
– дефицит времени, который остается для семьи, домашних дел, отдыха и восстановления здоровья [3, с. 142].
Стрессогены расширились в связи с модернизацией экономики и слабым звеном в процессе внедрения инноваций стал управленец и госслужащий. Профессиональное развитие и здоровье государственных служащих не всегда позволяют включиться в инновационную деятельность. Если степень профессионального развития госслужащего не соответствует смысловой нагрузке инновационной программы, возникают серьезные проблемы, которые приводят к изменению сущности инновационных и государственных программ и приводит к профессиональным деформациям личности-усталости, переутомлению, астении и стагнации, деформациям профессионального здоровья [3, с. 143].
Для профессиональных деформаций госслужащих характерно:
– снижение ситуативного реагирования в профессиональных ситуациях;
– невысокий уровень рефлексивности;
– отождествление личностной позиции с профессиональной позицией;
– дефицит внутренних ресурсов, в результате чего происходит упрощение служебной деятельности до коррупции, а это деформация личности как профессионала служебной деятельности.
Профессиональная деформация государственных служащих зачастую заключается в следующих проявлениях:
– гипертрофия профессионально важных качеств: внимательность превращается в подозрительность, уверенность – в самоуверенность, требовательность – в придирчивость, пунктуальность – в педантизм;
– актуализация и развитие отрицательных качеств, таких как жестокость, мстительность, цинизм, вседозволенность [6, с. 81].
В результате этого страдает его субъектность, которую в данном случае можно рассматривать как основу личности, как интегральную способность человека выстраивать стратегию жизни в соответствии с собственными целями и ценностями государства, общества и коллектива. Субъектность проявляется и в активной творческой позиции госслужащего, в способности к саморегуляции и саморефлексии состояния собственного здоровья в деятельности. И деформации профессионального здоровья – это состояние приводящее к утрате профессионализма в служебной деятельности.
1. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2010. – 304 с.
2. Нартова-Бочавер, С К. Дифференциальная психология: учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, 2008. – 423 с.
3. Пичугина, Е.В. Управленческо-педагогическая подготовка будущих менеджеров образования: автореф. дис. канд. пед. наук / Е.В. Пичугина. – Нижний Новгород, 2006. – 19 с.
4. Розанова, В.А. Психология управления: учебное пособие / В.А. Розанова. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. – 350 с.
5. Социология. Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов А.А [и др.]. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – 1312 с.
6. Хабибулина, З.З. Профессиограмма как эталонная модель менеджера / З.З. Хабибулина // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: материалы VIII Междунар. научной конф. / Отв. ред. Л.А. Нефедова. – 2016. – С. 294-297.
7. Васянин, М.С. Ценности и ценностные ориентации предпринимателей в современном российском обществе: автореф. дис. … канд .социол. наук / М.С. Васянин. – Пенза, 2013. – 18 с.
8. Власова, Н.М. Рекламный конструктор / Н.М. Власова. – Новосибирск: СО РАН, 1998. – 255 с.
9. Дементий, Л.И. Ценности как детерминанта реализации карьерных ориентаций у предпринимателей / Л.И. Дементий, А.В. Жарикова // Вестник Омского ун-та. – 2008. – № 1. – С. 8-14.
10. Журавлева, Н.А. Ценностные ориентации предпринимателей в изменяющемся российском обществе / Н.А. Журавлева // Вестник РУДН. – 2008. – № 2. – С. 46-49.
11. Завьялова, Е.К. Психология предпринимательства / Е.К. Завьялова, С.Т. Посохова. – СПб.: СПбГУ, 2004. – 296 с.
12. Корнейко, О.В. Ценностные ориентации современного предпринимательства в России / О.В. Корнейко // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2017. – № 5, Т. 10. – С. 169-183.
13. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. – 1996. –№ 4. – С. 36-42.
14. Лынова, Т. Социальный портрет белорусского предпринимательства / Л. Лынова // Институт приватизации и менеджмента. – 2002. – № 2. – С. 614-635.
15. Почебут, Л.Г. Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. – СПб.: Речь, 2000. – 298 с.
16. Дайнека, О.С. Экономическая психология / О.С. Дайнека. – СПб.: Питер, 2000. – 423 с.
17. Зеер, Э.Ф. Психология профессии / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический проект, 2003. – 456 с.
18. Казакова, А.Ю. Специфика деформаций профессионального здоровья государственных служащих / А.Ю. Казакова // Акмеология. – 2011. – № 4. – С. 141-150.
19. Наумов, С.Ю. Теория государственного и муниципального управления / С.Ю. Наумов. – М.: Форум, 2012. – 362 с.
20. Полякова, О.Б. Категория и структура профессиональных деформаций / О.Б. Полякова // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 1 (13). – С. 55–60.
21. Профессиональная деформация личностных качеств государственных гражданских служащих: монография / под ред. Е.В. Камневой, М.В. Полевой. – М.: Русайнс, 2017. – 158 с.