Введение
1. Основные философские концепции по проблеме жизни и смерти человека (эйдетическая, христианская, натуралистическая, социокультурная)
2. Определение понятия «общество». Типология обществ
3. Политический процесс: понятие, субъекты, уровни
Заключение
Список использованных источников
Введение
Курс «Основы социально-гуманитарных наук» дает человеку целостное мировоззрение, стратегически ориентирует его и помогает любому специалисту избавиться от профессиональной ограниченности, выработать систему общих ценностей, на которые он будет опираться в своей деятельности.
Цель контрольной работы – самостоятельное изучение дисциплин философии, социологии, политологии на основе научной литературы.
Задачи контрольной работы:
- охарактеризовать основные философские концепции по проблеме жизни и смерти человека (эйдетическая, христианская, натуралистическая, социокультурная);
- дать определение понятия «общества», представить типологию обществ;
- описать политический процесс: понятие, субъекты, уровни.
1. Основные философские концепции по проблеме жизни и смерти человека (эйдетическая, христианская, натуралистическая, социокультурная)
Проблема жизни и смерти является одной из основных тем философского размышления, и в духовном опыте человечества практиковалась по-разному.
Согласно философскому энциклопедическому словарю, жизнь - форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе её развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде и так далее [2, c. 186]. Смерть, в свою очередь, представляет собой естественный конец всякого живого существа. Человек, в отличие от всех других живых существ, сознаёт свою смертность. С точки зрения осознания смысла смерти как завершающего момента человеческой жизни смерть и рассматривалась философией [2, c. 617].
Диалектико-материалистическая философия исходит из самоценности жизни и видит ее смысл для человека во всестороннем развитии своих способностей, внесении личного вклада в прогресс общества, его культуры через улучшение собственного статуса (материального и духовного). В этом и смысл жизни человечества в целом.
Смысл же смерти - создать условия для обогащения жизни. Неизбежность смерти делает жизнь не абсурдной, а, напротив, содержательной и ответственной [3, c. 346-347].
В последующие после античности века христианское мировоззрение способствовало перемещению вопроса о смерти в личностное, особое, духовное измерение. Сама тема смерти надолго стала темой религиозного, а не философского сознания. Только в XIX-XX веках возрос философский интерес к проблеме смерти, «конечности», «временности» в связи с критическим переосмыслением рационалистических идеалов классической философии.
2. Определение понятия «общество». Типология обществ
Понятие «общество» употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле под обществом понимают группу людей (организацию), объединенных по каким-либо признакам (интересам, потребностям, ценностям и так далее), например, общество книголюбов, общество охотников, общество ветеранов войны и так далее.
В широком смысле под обществом понимается совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей на определенной территории, в рамках единой страны, единого государства. Однако надо иметь в виду, что общество возникло задолго до появления государства. Поэтому племенное (или родовое) общество существует в условиях отсутствия страны и государства.
Таким образом, общество – это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей. Общество состоит из отдельных индивидов, но не сводится к их сумме. Это системное образование, представляющее собой целостный, саморазвивающийся социальный организм. Системность общества обеспечивается особым способом взаимодействия и взаимозависимости его частей – социальных институтов, социальных групп и отдельных индивидов [4, c. 38–40].
К основным признакам общества относятся:
- наличие общей территории;
- наличие социальной структуры;
- автономность и самодостаточность;
- определенное социокультурное единство (общность культуры) [4, c. 41].
Любое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений – социально-экономических, политических и духовных. Более того, только в рамках этих связей и отношений они и могут существовать, проявляя себя в обществе. Это обуславливает целостность общества, его функционирование как единого социального организма, суть которого раскрывали в своих теориях О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Дарендорф и другие социологи [5, c. 132].
3. Политический процесс: понятие, субъекты, уровни
Политология изучает не только политические институты, например, государство, партии, сущность политики и политической власти, но и процессы
выработки и принятия политических решений, взаимодействия правительства, парламентов, партий и других политических сил.
Можно сказать, что политический процесс выступает как результат взаимовлияния групп, как действия правительства и их влияние на состояние общества. Политический процесс – это форма функционирования политической системы общества, совокупность действий субъектов политики по осуществлению своих специфических функций в сфере власти. Политический процесс – это технология осуществления власти [6, c. 210].
Содержание политического процесса может быть самым разнообразным. Это может быть разработка какой-либо концепции (перестройка, демократизация, приватизация, разгосударствление и так далее), формирование общественного мнения по той или иной проблеме, создание новых управленческих структур, проведение выборов и так далее [4, c. 200].
По своей структуре политический процесс состоит из следующих элементов:
- субъекта, носителя власти;
- объекта, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;
- средств, методов, ресурсов, исполнителей процесса [6, c. 211].
Субъекты представляют собой активных акторов политического процесса, действующих осознанно и целенаправленно. Участники вовлекаются в него, порой не в полной мере осознавая смысл и значение происходящего. Иногда они могут быть вовлечены в те или иные действия случайно и даже помимо их воли.
Объектом политического процесса является любая политическая проблема. В каждом политическом процессе может решаться не одна, а несколько политических проблем [4, c. 201].
Заключение
Проблема жизни и смерти является одной из основных тем философского размышления. Так, жизнь – это форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. А смерть, в свою очередь, представляет собой естественный конец всякого живого существа. Человек, в отличие от всех других живых существ, сознает свою смертность. С точки зрения осознания смысла смерти как завершающего момента человеческой жизни смерть и рассматривается философией. В связи с чем возникают различные концепции по проблеме жизни и смерти человека (например, эйдетическая, христианская, натуралистическая, социокультурная).
Категория «общество» относится к области социологии и понимается как исторически сложившаяся на определенной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей. Общество является системным образование, к основным признакам которого относится: наличие общей территории, наличие социальной структуры, автономность и солидарность, определенное социокультурное единство (общность культуры). Существуют различные подходы к типологизации общества, однако более известными являются два подхода: формационный и цивилизационный.
Понятие «политический процесс» рассматривается такой наукой как политология. Политический процесс выступает как результат взаимовлияния групп, как действия правительства и их влияние на состояние общества. Также политический процесс – это форма функционирования политической системы общества, совокупность действий субъектов политики по осуществлению своих специфических функций в сфере власти. К субъектам политического процесса можно отнести активных авторов политического процесса, действующих осознанно и целенаправленно. Политический процесс можно условно разделить на пять стадий: формирование (вызревание) политических приоритетов; выдвижение политических приоритетов на авансцену (повестку дня) политического процесса; формулирование политических проблем, требующих правительственных решений и принятия политических решений; приведение в действие механизма реализации принятых решений (политическая инструментализация); оценка результатов политических решений.
1. Берков, В. Ф. Философия: учеб. пособие для студентов вузов / В. Ф. Берков, П. А. Водопьянов, Е. З. Волчек и др.; под общ. ред. Ю. А. Харина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Минск : ТетраСистемс, 2000. – 416 с.
2. Ильичёв, Л. Ф. Философский энциклопедический словарь / Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. – М. : Советская энциклопедия, 1983. – 840 с.
3. Калмыков, В. Н. Основы Философии: учеб. пособие для студентов вузов / В. Н. Калмыков. – 2-е изд., доп. и испр. – Минск : Вышэйшая школа, 2003. – 541 с.
4. Козырев, Г. И. Основы социологии и политологии: учебник / Г. И. Козырев. – М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2007. – 240 с.
5. Лавриненко, В. Н. Социология: учебник для вузов / В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов, O. A. Шабанова, Г. С. Лукашова; под ред. проф. В. Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 407 с.
6. Решетников, С. В. Политология: учебник для вузов / С. В. Решетников, Н. П. Денисюк, М. Ф. Чудаков и др.; под ред. проф. С. В. Решетникова. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 448 с.
7. Яскевич, Я. С. Основы философии : учебник для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования / Я. С. Яскевич, В. С. Вязовкин, Х. С. Гафаров. – 2-е изд., испр. – Минск : Вышэйшая школа, 2016. – 300 с.