Введение
Любая государственная структура, будь то государственное предприятие или орган власти, является сложной системой из множества взаимосвязанных звеньев. Как деятельность каждого звена такой системы, так и деятельность системы в целом сложна и многогранна.
Для эффективного реформирования и управления государственными структурами необходимо иметь полную достоверную информацию об их строении и организации деятельности. То есть строение и сама деятельность государственных структур должны быть прозрачными. Это важно, как для чиновников, занимающихся реформированием государственного аппарата, представителей самих реформируемых структур, так и для граждан - конечных потребителей государственных услуг. Ибо деятельность государства, с некоторыми оговорками, можно рассматривать как процесс оказания услуг своим гражданам.
Зададимся вопросами: обладают ли в настоящее время граждане, бизнес, а также представители самих государственных структур полной и достоверной информацией об организации собственной деятельности, делающей её прозрачной? Эффективно ли организована сама деятельность? Ответ на данный вопрос дать не сложно: деятельность государственных структур непрозрачна; чиновники используют для принятия решений собственный опыт и постоянно меняющиеся нормативно - правовые акты. Притом сами государственные структуры постоянно преобразовываются, подстраиваясь под меняющуюся экономическую и политическую конъюнктуру. В конечном итоге, от подобной неэффективной организации деятельности государственного аппарата, страдают рядовые граждане.
В этой ситуации на помощь открытые данные.
Правительства по всему миру, а также их подведомственные организации аккумулируют большие массивы информации в ходе своей повседневной деятельности. Эти массивы включают данные по транспорту,
1 Открытые данные
Открытые данные — концепция, отражающая идею о том, что определённые данные должны быть свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Стоит отметить что нельзя приравнивать такие понятия как открытые данные и свобода доступа к информации. Право на доступ к информации является основанием для создания инфраструктуры открытых данных, однако в тоже время оно не обязывает чиновников предоставлять информацию в конкретном формате. А именно формат предоставления данных является сутью концепции Open Data.
Это совсем не новый феномен. Он брал свое начало в научной среде, где результаты исследований нужно проверять, верифицировать, публиковать и всячески с ними работать. Но особый интерес у публики вызывают правительственные данные.
2 Формирование открытых данных
Вопрос о начале движения по раскрытию информации в Беларуси начинали обсуждать еще в конце осени в Минске в рамках Открытого стола с И. Бегтиным, данное мероприятие прошло в офисе Центра правой трансформации. Белорусские эксперты вместе с российским коллегой поднимали проблемы открытых данных, а также различные пути их решения в отношении к белорусским реалиям. Однако еще до начала открытого стола И. Бегтин дал представителям Белоруссии несколько важных советов:
1. Для развития открытых данных, в стране должны появиться активисты;
2. Для того чтобы успешно работать с открытыми данными, нужно иметь навыки в сфере программирования, ведь открытые данные – это безусловно технологическая тема, на все 100 %.
Инициатива активистов это один из самых важных шагов для формирования движения по раскрытию данных. Как раз благодаря активистам началось развитие движения по раскрытию данных в Великобритании, — одной из родоначальниц концепции. Напомним, что в 2009 году профессор Найджел Шэдболт и сэр Тим Бернерс-Ли разработали портал data.gov.uk,
3 Перспективы использования открытых данных в Беларуси
Открытые данные являются катализатором инноваций в частном секторе и имеют позитивное влияние на создание новых рынков, коммерческих предприятий и рабочих мест.
В Хартии открытых данных идея была сформулирована следующим образом: «Открытые данные это огромный неохваченный ресурс с большим потенциалом по стимулированию создания более сильных и взаимосвязанных обществ, которые лучше отвечают потребностям наших граждан, а также способствуют развитию инноваций и благополучия».
Сферы, на которых положительно отразится использование открытых данных:
• Политическая – раскрытие данных способствует усилению контроля граждан, политических и общественных сил над деятельностью государства;
• Экономическая - информационные ресурсы могут быть востребованы национальной экономикой, и на их основе могут быть созданы
4 Проблемы открытых данных
В развитии инфраструктуры открытых данных заинтересованы в первую очередь управленцы низшего и среднего звена. Зачастую качество решений, которые принимают управляющие, зависит от доступности информации и именно эта прослойка в госорганах формирует спрос на открытые данные и сервисы с ними связанные. Но одно дело - получать информацию, другое - предоставлять.
Настороженность чиновников по отношению к Open Data можно объяснить тремя причинами:
1. Нехватка квалифицированных кадров в госструктурах, которые могли бы подготовить информацию в машиночитаемом формате.