1. Построить кривую спроса выбранного товара/услуги
2. Объяснить, какие неценовые факторы могут повлиять на изменение спроса на товар
3. Назвать товары–субституты и товары комплементы выбранного товара
4. Объяснить эластичность спроса, используя коэффициент эластичности. Что дает предпринимателю знание эластичности спроса производимого им товара.
5. Определить тип рынка, на котором реализуется товар. Дать общую характеристику этого рынка
6. Посчитать внутренние и внешние издержки по конкретным статьям расхода на производство товара
7. Определить постоянные, переменные и общие издержки и изобразить их на графике
8. Какое ваше производство: трудоемкое, капиталоемкое, материалоемкое
9. На графике построить изокванту и изокосту производства товара. Объяснить, при каком объеме выпуска производитель будет находиться в равновесии.
10. Следует ли использовать рекламу для увеличения реализации товара. Если да, то какую форму рекламы следует выбрать. Как определить эффективность рекламы.
11. Определить средние постоянные, средние переменные и средние общие издержки и изобразить их на графике
12. Определить и изобразить графически в виде кривой предельный доход и предельные издержки
13. Получив необходимые данные, объяснить, какой объем продукции фирме следует производить и по какой цене следует продавать выбранный товар, преследуя цель максимизации прибыли. Рассчитать возможную прибыль
Список использованных источников
1. Построить кривую спроса выбранного товара/услуги
Рынок – это постоянно функционирующая система производства и реализации товаров и услуг, которые имеют определенную полезность для человека. Именно это и предопределяет желание у потенциальных покупателей приобрести эти блага. Однако, необходимо чтобы у потенциальных покупателей была возможность приобрести их, т.е. чтобы они были платежеспособными.
Спрос (от англ. demand, D) – зависимость между ценой и количеством экономического блага, которое потребители желают и готовы приобрести при прочих равных условиях в течение некоторого промежутка времени.
Основным фактором, который определяет объем спроса, является цена товара. Функция спроса имеет вид.
2. Объяснить, какие неценовые факторы могут повлиять на изменение спроса на товар
Рассматривая категорию «Спрос», необходимо выявить и неценовые факторы, оказывающие влияние на изменение объемов спроса. Неценовые факторы спроса параметры, влияющие на объем покупок потребителя чая и вызывающие сдвиг его кривой спроса: Среди данных товаров можно выделить:
− цена заменяющего товара (субститута);
− цена дополняющего товара (комплемента);
− доход потребителя;
− субсидии;
− ожидания потребителей;
− вкусы потребителей;
− количество потребителей;
− прочие факторы.
3. Назвать товары–субституты и товары комплементы выбранного товара
Цены на другие товары могут повлиять на изменение спроса на товар. Товарами–заменителями называют товары, близкие, похожие по свойствам для потребителя и удовлетворяют одну потребность. Следовательно, потребитель может заместить потребление чая потреблением другими товарами. Для чая такими товарами будут являться – кофе, сок, лимонад.
4. Объяснить эластичность спроса, используя коэффициент эластичности. Что дает предпринимателю знание эластичности спроса производимого им товара.
Для характеристики чувствительности объема спроса к изменениям фактором функции спроса используют коэффициент эластичности спроса.
Коэффициент эластичности спроса показывает на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении цены на 1% [12,с. 85].
Если понижение цены приводит к значительному увеличению спроса, то этот спрос считается эластичным. Если же существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве товара, то имеет место относительно неэластичный или просто неэластичный спрос.
5. Определить тип рынка, на котором реализуется товар. Дать общую характеристику этого рынка
Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Рынок чая более приближен к монополистической конкуренции. Рынок состоит из множества потребителей и множества продавцов схожего, но дифференцированного товара.
6. Посчитать внутренние и внешние издержки по конкретным статьям расхода на производство товара
Издержки фирмы – это денежное выражение затрат факторов производства, необходимых для производства товаров и услуг.
Фирма несет не только затраты, связанные с осуществлением производства, но и определенные потери, вызванные упущенными доходами от неиспользования альтернативной возможности. Издержки фирмы по реализации выбранного способа производства, суммированные с издержками упущенных возможностей, определяются как экономические издержки.
7. Определить постоянные, переменные и общие издержки и изобразить их на графике
Постоянные издержки (fixed cost, FC) – это затраты производителя, которые в краткосрочном периоде остаются неизменными вне зависимости от изменения величины объема производства.
Переменные издержки (variable cost, VC) – это затраты производителя, которые в краткосрочном периоде меняются в зависимости от изменения величины объема производства.
8. Какое ваше производство: трудоемкое, капиталоемкое, материалоемкоеспрос товар издержка рынок
В связи с тем, что в настоящее время производство чая невозможно без использования достаточного труда рабочих, производство можно назвать трудоемким.
9. На графике построить изокванту и изокосту производства товара. Объяснить, при каком объеме выпуска производитель будет находиться в равновесии
Долгосрочный период в деятельности фирмы характеризуется тем, что она в состоянии изменить количество всех используемых производственных факторов. В этот период одни фирмы могут покинуть данную отрасль, другие – войти в нее.
Если существует множество комбинаций применения производственных факторов для достижения определенного объема производства. Так как используемые факторы предприниматель покупает на рынке, то при выборе варианта их сочетания он должен учитывать их рыночные цены.
10. Следует ли использовать рекламу для увеличения реализации товара. Если да, то какую форму рекламы следует выбрать. Как определить эффективность рекламы.
Важную роль в дифференциации продукта играет неценовая конкуренция. Потребитель заинтересован в покупке такого товара, который не вызовет у него много хлопот при его потреблении.
В условиях научно–технического прогресса стремительно увеличивается число предлагаемых товаров и услуг. Важную роль в их проталкивании на рынке играет реклама.
11. Определить средние постоянные, средние переменные и средние общие издержки и изобразить их на графике
Отложим на оси абсцисс количество выпускаемого чая, а на оси ординат – издержки. Тогда прямая постоянных издержек, представляющая собой константу, параллельна оси абсцисс. Она обычно обозначается FC. Поскольку с увеличением объема производства растет общая выручка, то средние постоянные издержки представляют собой все меньшую и меньшую величину, приходящуюся на единицу изделий. Средние постоянные издержки обозначаются AFC (AverageFixedCost).
12. Определить и изобразить графически в виде кривой предельный доход и предельные издержки
Предельные издержки (marginalcost) – это приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Они показывают изменение общих издержек производства при увеличении объема производства на одну единицу продукции [10, с.168]
13. Получив необходимые данные, объяснить, какой объем продукции фирме следует производить и по какой цене следует продавать выбранный товар, преследуя цель максимизации прибыли. Рассчитать возможную прибыль
Определять оптимальный объем производства для отдельной фирмы (величину предложения отдельной фирмы) можно, используя известные подходы – сравнивая валовой доход и валовые издержки и уравнивая предельные показатели дохода и издержек. Воспользуемся вторым методом. В краткосрочном периоде фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки в случае выполнения тождества MR = МС.
1. Агапова, Т.А., Серегина, С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общей ред. А.В. Сидоровича; МГУ им М.В. Ломоносова. - 6-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. - 457 с.
2. Базылев, Н. И. Экономическая теория: учебное пособие для неэкон. спец. вузов / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева. - 2-е изд. - Мн.: Современная школа, 2010. - 640 с.
3. Баканов, М.И., Мельник, М.В., Шеремет, А.Д. Теория экономического анализа: учебник / М.И. Баканов, М.В. Мельник, А.Д. Шеремет. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 536 с.
4. Головачев, А. С. Экономическая теория (Общие основы). Курс лекций: учебное пособие / А. С. Головачев, И. В. Головачева, Э. А. Лутохина. - 4-е изд. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. - 240 с.
5. 5. Гукасьян, Г. М. Экономическая теория: курс лекций и практические занятия: учебное пособие для спец. «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» / Г. М. Гукасьян. - СПб. : Питер, 2006. - 480 с.
6. Давыденко Л. Н. Экономическая теория. Учеб. Пособие / Л.Н. Давыденко. - Мн.: Вышэйшая школа, 2002. - 366 с.
7. Давыденко, Л. Н. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика трансформации. Международный опыт и белорусский вектор развития: учебное пособие /Л. Н. Давыденко. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2010. - 452 c.
8. Журавлева, Г.П. Экономика / Г.П. Журавлева. - М.: Юристъ, 2001. - 508 с.
9. Козырев, В.М. Основы современной экономики: Учебник / В.М. Козырев. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 544 с.
10. Курс экономической теории / Под ред. М.И. Плотницкого - Мн.: «Интерпрессервис», 2003. - 540 с.
11. Лемешевский, И. М. Экономическая теория. Основы. Вводный курс: учебно-метод. пособие для экон. спец. вузов / И. М. Лемешевский. - 3-е изд., доп. и перераб. - Мн.: ФУАинформ, 2007. - 496 с.
12. Макконел, К.Р., Брю, С.Л. Экономикс: в 2 т. / К.Р. Макконел, С.Л. Брю. - М.: ИНФРА - М, 2003. Т 1. 527 с.
13. Макроэкономика / Под ред. М.И. Плотницкого. - М.: Новое издание, 2002.-462с.
14. Пацкевич, Л. П. Экономическая теория: курс лекций: учебное пособие / Л. П. Пацкевич. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2007. - 279 с.
15. Полещук, И.И. Ценообразование: практикум / И.И. Полещук. - Мн.: БГЭУ, 2010. - 297 с.
16. Райзберг, Б.А., Лозовский, Л. Ш., Стародубцева, Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. / Б.А. Райзберг. - М.: Инфра-М, 2007 - 495 с.
17. Тарасов, В.И. Ценообразование: Учебное пособие для экон. спец. Вузов / В.И. Тарасов. - Мн.: Книжный Дом, 2005. - С. 21-26, 54-60.
18. Ценообразование: Учебник / Под. ред. И.И. Полещук. - Мн.: БГЭУ, 2001. - 303 с.
19. Экономика. Университетский курс: учеб. пособие для вузов / П. С. Лемещенко [и др.]; ред. : П. С. Лемещенко, С. В. Лукин. - Мн.: Книжный Дом, 2007. - 704 с.
20. Экономическая теория: Пособие для преподават., аспирантов и стажеров / Н.И. Базылев, С.П. Гурко, М.Н. Базылева и др. Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - 4-е изд., стереотип. - Мн.: Книжный дом; Экоперспектива, 2005. - 649 с.