Сущность, функции и значение цен в экономике страны. Сущность механизма ценообразования, его структура. Система цен и ее характеристика
ЗАДАЧА 17
ЗАДАЧА 28
ЗАДАЧА З9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Сущность, функции и значение цен в экономике страны. Сущность механизма ценообразования, его структура. Система цен и ее характеристика
Общепризнанное определение такой сложной экономической категории, как цена, отсутствует и по настоящее время.
К числу наиболее часто используемых определений цены можно отнести следующие:
1) Цена – экономическая категория, означающая сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.
2) Цена – денежное выражение стоимости и потребительной стоимости;
3) Цена – издержки производства + искусство менеджмента;
4) Цена – денежное выражение системы ценообразующих факторов, действующих в данное время.
В законе “О ценообразовании” Республики Беларусь цена определяется как денежная оценка стоимости единицы товара, складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.
Основными функциями цены, отражающими ее экономическую сущность, предназначение и роль в хозяйственной жизни, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями являются:
1. Учетная функция или функция учета и измерения затрат общественного труда, которая определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена показывает, во что обходится удовлетворение той или иной потребности, и отражает величину издержек производства и обращения, размер прибыли.
Цена лежит в основе определения таких стоимостных показателей как ВВП, НД, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции, рентабельность, производительность, фондоотдача.
2. Стимулирующая функция заключается в поощрительном или сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных товаров. Цены стимулируют производителей через величину заключенной в них прибыли, через возможность повышения прибыли, предоставления надбавок и скидок. Т.о. цены могут способствовать или препятствовать увеличению производства продукции, ориентируют производителя на выпуск продукции, пользующейся спросом, на внедрение инноваций, и, таким образом, приводят к ускорению материально-технического прогресса, улучшению качества продукции.
3. Распределительная функция связана с отклонением цены от стоимости под воздействием рыночных факторов. Она состоит в том, что цена участвует в перераспределении НД между отраслями экономики, государственными секторами и субъектами хозяйствования различной формы собственности.
ЗАДАЧА 17
Рассчитать какую прибыль и рентабельность получит промышленная организация при реализации холодильника.
Отпускная цена холодильника – 3990,6 тыс. р. с НДС. Полная себестоимость единицы изделия 2760,5 тыс. р. НДС – 20%
Для решения используйте действующие в Республике Беларусь ставки налогов и других обязательных платежей.
Решение:
1. Рассчитаем сумму НДС в цене холодильника: 3 990 600 х 20 / 120 = 665 100 руб.
ЗАДАЧА 28
Какой уровень оптовой надбавки требуется установить межрайбазе потребительской кооперации? Сможет ли межрайбаза установить такой размер надбавки? Прогнозная сумма расходов на реализацию составляет 960 млн. руб. Требуемая сумма прибыли 108 млн. руб. Покупная стоимость с НДС товаров 6740 млн. руб.
Решение:
1. Определим покупную стоимость товаров без НДС: 6 740 х 100 / 120 = 5 617 млн р.
2. Минимальная сумма на которую необходимо увеличить цену: 960 + 108 = 1 068 млн р.
ЗАДАЧА З9
Какова может быть расчетная и максимальная закупочная цена на картофель, если известно, что возможная отпускная цена на картофель 1500 руб. за 1 кг. плановый уровень расходов по заготовкам 12,7% к закупочной цене. Плановый уровень рентабельности 5%. НДС - 20%.
Решение:
1. Рассчитаем отпускную цену на картофель без НДС: 1 500 х 100 /120 = 1 250 руб.
2. Рассчитаем уровень наценки: 12,7 + 5 = 17,7 %
1. Емельянова, Т.В. Ценообразование: учеб. пособие / Т.В. Емельянова. – 4-е изд., испр. – Минск: Выш. шк., 2008. – 304 с.
2. Мозоль, С.И. Трансфертное (внутрифирменное) ценообразование / С.И.Мозоль. – Минск: Современная шк., 2006. – 160 с.
3. О ценообразовании : закон Респ. Беларусь от 10 мая 1999 г., № 255–З (в ред. Закона от 11 июля 2014г., № 192-З) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". – Мн., 2016.
4. Паршин, В.Ф. Ценовая политика предприятия: пособие для вузов / В.Ф. Паршин. — Минск: Выш.шк., 2010. — 336 с.
5. Ценообразование в организации. Практикум: учеб.пособие / Т.В.Емельянова и др.; под общ. ред Т.В.Емельяновой. — Минск, Выш.шк., 2011. – 332 с.
6. Ценообразование: учебник для вузов / под ред. В. А. Слепова. — М: Экономика, 2005. — 596 с.
7. Шкирман, С.И. Ценообразование: практические общеотраслевые вопросы / С.И. Шкирман. – Минск: Издательство Гревцова, 2006. — 256 с.