1 Модель покупательского поведения на потребительском рынке
Модель поведения покупателей – это модель реакции покупателей на действие побудительных стимулов маркетинга.
Побудительные стимулы маркетинга включают в себя четыре элемента: товар, цену, методы распространения и продвижения. Прочие стимулы к покупке слагаются из основных факторов из окружения покупателя – экономической, научно-технической, политической и культурной среды. В сознании покупателя эти стимулы вызывают покупательские реакции: выбор товара, предприятия, выбор времени и объема покупки. Сознание каждого покупателя обладает определенными особенностями. Эти особенности – характеристики покупателя, оказывают основное влияние на то, как человек воспринимает стимулы к покупке и реагирует на них. К характеристикам покупателей относятся: факторы культуры, социальные, личные и психологические.
Факторы культуры. Культура – основная первопричина, определяющая потребности и поведение человека.
Социальные факторы. Это прежде всего социальное положение, которое определяется принадлежностью к общественным классам – сравнительно стабильным группам в рамках общества, располагающимся в иерархическом порядке и характеризующимся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения.
Личные факторы. Это личные внешние характеристики индивидов (возраст, этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение индивида, тип личности).
Психологические факторы. Это факторы, которые сказываются на покупательском выборе индивида (мотивация, восприятие и др.) [1, с.315].
Процесс моделирования поведения конечного потребителя осуществляется в несколько этапов.
2 Понятие и функции каналов распределения товаров
В общем случае канал распределения – это совокупность физических и юридических лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретные товары или услуги при их движении от производителя к потребителю. Иногда под каналом распределения имеют в виду путь, по которому товары движутся от производителей к потребителям. В процессе движения по каналам распределения происходит трансформация ассортимента продукции, выпущенной ее производителем, в ассортимент товаров, востребованных конечным потребителем. Канаты распределения играют главенствующую роль в установлении соответствия между спросом и предложением на рынке [4, с.381].
Каналы распределения различаются по числу составляющих их уровней.
Уровень канала – это любой посредник, который выполняет ту или иную функцию по приближению товара к потребителю. Поскольку определенную работу выполняют и производители, и потребители, они тоже входят в состав любого канала.
Протяженность канала (длина канала) – это число промежуточных уровней (посредников).
Ширина канала – это количество посредников на отдельном этапе товародвижения.
Предприятия могут использовать несколько канатов распределения, если они выходят на различные рыночные сегменты или расширяют свою деятельность по продаже продукции. Такую систему товародвижения называют смешанной. Такая система необходима, так как крупные покупатели предпочитают прямые торговые контакты, а при работе с мелкими клиентами выгоднее использовать услуги посредников [5, с.172].
В каналах распределения могут реализовываться следующие функции:
3 Основные инструменты маркетинговых коммуникаций
К основным элементам маркетинговых коммуникаций относятся: реклама, связи с общественностью «Public Relations», стимулирование продаж, личная продажа, прямой маркетинг.
Реклама (от лат. reklamare – громко кричать, извещать) – это целенаправленная деятельность рекламодателя, имеющая целью информировать или расширить знания потребителей о существовании предмета рекламы, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в их памяти. Реклама представляет собой точно позиционированное для вычисленной целевой аудитории сообщение о товаре и услуге, изготовленное и размещенное по минимально возможной цене.
У рекламы есть как преимущества, так и недостатки.
Как часть интегрированных маркетинговых коммуникаций реклама увеличивает эффективность предприятия, способствует развитию современных технологий.
При использовании стратегии дифференциации комплекс маркетинговых коммуникаций, который в том числе включает в себя рекламу, позволяет получить обратную связь от ориентированности на определенный сектор сбыта, добиваясь непрерывности и доходности бизнеса.
Реклама навязывает потребителю товары и услуги, потребности в которых не существует.
Она увеличивает издержки (затраты на рекламу включаются в стоимость товара), приводя к повышению потребительской цены. Реклама завышает спрос на товар, а вслед за этим позволяет завысить и цены. Реклама негативно воздействует на сознание и подсознание человека. Сторонники этого утверждения выдвигают доводы о глобальном изменении поведения человека под воздействия рекламы. [1, с.416].
Ситуация
Мебельная фабрика производит мягкую мебель для дома по индивидуальным заказам. Специалисты фабрики помогут подобрать обивочный материал, посоветуют наиболее удобный вариант размещения мебели. Доставка осуществляется бесплатно в пределах города. Фабрика предоставляет услуги по сборке мебели, проектированию интерьера, замене обивки. Проанализируйте по трехуровневой схеме товар, который производит мебельная фабрика.
Самостоятельно рассмотрите три уровня товара для ателье, осуществляющего пошив верхней одежды.
Мебель, как товар по замыслу – сон, отдых.
Мебель, как товар в реальном исполнении – размер мебели, цвет и качество обивки, механизм трансформации (еврокнига, тик-так, дельфин и т.д.).
Мебель, как товар с подкреплением – бесплатная доставка, услуги по сборке мебели, проектированию интерьера, замене обивки, помощь в подборе обивочного материала, помощь в определении наиболее удобного варианта в размещении мебели.
1 Кондратенко Η. М. Маркетинг: учебник для бакалавров / под ред. Η. М. Кондратенко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. - 542 с.
2 Перцовский Н. И. Соловые С. С. Маркетинг: теория и практика : учеб. пособие для бакалавров / под общ. ред. С. В. Карповой. - М. : Издательство Юрайт, 2013. - 408 с. -
3 Реброва, Н. П. Маркетинг: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Н. П. Реброва. - М .: Издательство Юрайт, 2015. - 277 с.
4 Григорьев, М. Н. Маркетинг: учебник для прикладного бакалавриата / М. Н. Григорьев. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 559 с.
5 Кузьмина, Е. Е. Маркетинг: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е. Е. Кузьмина. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 383 с.
6 Цахаев Р. К. Маркетинг: Учебник / Р. К. Цахаев, Т. В. Муртузалиева. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2013. - 552 с.
7 Нуралиев С. У. Маркетинг: Учебник для бакалавров / С. У. Нуралиев, Д. С. Нуралиева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 362 с.