Введение
1. Сущность и содержание основных понятий
2. Типология прогнозов
3. Эффективность прогнозов
Заключение
Список использованных источников
Введение
Прогностика как наука возникла в наши дни в условиях научно-технической революции. Но как область поиска она берет начало в глубокой древности. «Прогностика» – термин древнегреческий. Напомним о написанной более 2 тыс. лет назад книге великого древнегреческого врача Гиппократа «Прогностика». В наиболее общем смысле это понятие обозначало искусство формулирование диагнозов и прогнозов процессов и явлений. В отличие от предсказаний оракулов и пифий прогностика того времени касались в основном способов определения, различных болезней, их протекания и исходов. Искусство предвидения базировалось только на интуиции прорицателей, а чаще – на приметах, догадках и других столь же «научных» основаниях.
1 Сущность и содержание основных понятий
Анализ многообразия научного познания позволяет сделать вывод о «семейном сходстве» многих ветвей научного знания: философии, психологии; экономики, истории и политологии; теории управления и других. Прогностика как система научных знаний о будущем тесным образом связана и взаимодействует с ними.
Стремление предугадать будущее, предвидеть его, предсказать обращено к тем событиям и объектам, которых пока еще нет, но которые могут быть, и их исследованием занимается прогнозирование.
Как и всякая наука, изучающая сложные проблемы, прогнозирование в зависимости от объекта исследования содержит разную степень точности и надежности предсказания результата анализа.
Начинают прогноз с наблюдения и накопления фактов, сбора и получения информации об объекте. И как последующая стадии формирование некоторого представления об объекте, понятия о нем. Оно на первых порах неполное, лишь приближенное к реальному объекту, но все же оно помогает создать некую модель объекта, его видение.
Для прогнозирования необходимо знание фактов, умение ото¬брать наиболее значимые из них. Их отбор наиболее трудная задача. Здесь требуются не только знания, но и понимание, способности, навыки, целая система интеллектуальной подготовки.
2 Типология прогнозов
Типология прогнозов может строиться по различным критериям в зависимости от целей, задач, объектов, предметов, проблем, характера, периода упреждения, методов, организации прогнозирования и т.д. Основополагающим является проблемно-целевой критерий: цель разработки прогноза. Соответственно различаются два типа прогнозов: поисковые (их называли прежде исследовательскими, изыскательскими, трендовыми, генетическими и т.п.) и нормативные (их называли программными, целевыми).
Поисковый прогноз – определение возможных состояний явления в будущем. Имеется в виду условное продолжение в будущее тенденций развития изучаемого явления в прошлом и настоящем, абстрагируясь от возможных решений, действия на основе которых способны радикально изменить тенденции, вызвать в ряде случаев самоосуществление или саморазрушение прогноза. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций?
3 Эффективность прогнозов
Эффективность прогнозирования комплексный критерий качества прогнозирования, подразумевающий достоверность, точность прогноза на этапе его построения. Эффективность прогнозирования не связана жестко с методом и во времени возникает одновременно с прогнозом. Эффективность прогнозирования можно считать его качественной составляющей, которая, в отличие от количественной, призвана описывать положение прогноза во всем многообразии прогнозного фона, в том числе во взаимоотношении с окружающей средой.
Понятие «эффективность прогнозирования» вводится для того, чтобы учитывать с его помощью качественную, творческую составляющую прогнозирования в схеме реального контура с обратной связью.
Заключение
Будущее стремятся предвидеть, предсказать, предвосхитить, предугадать, прогнозировать и т.д. Но будущее можно также планировать, программировать, проектировать. По отношению к будущему можно ставить цели и принимать решения. Иногда некоторые из этих понятий употребляются как синонимы, иногда в каждое из них вкладывается разный смысл. Такое положение во многом затрудняет развитие прогностики и порождает бесплодные дискуссии по вопросам терминологии.
В данном контрольной работе мы ознакомились с сущностью и содержанием основных понятий социального прогнозирования, типологией и эффективностью прогнозов.
1. Бестужев-Лада, И.В., Наместникова, Г.А. Социальное прогнозирование: курс лекций. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 392 с.
2. Плышевский, В.Г. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебное пособие. – М: Изд-во Социально-технологический институт МГУС, 2001. – 96 с.
3. Сафронова, В.М. Прогнозироввание и проектирование и моделирование в соц. работе: учеб. пособие для студ. высш. завед – В.М. Сафронова-2е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с.
4. Социальная работа / под ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 313 с.