8. Витаминоподобные вещества. Значение пантотеновой кислоты. Источники, потребность организма в данном витамине.
18. Понятие о витаминной недостаточности и длительном избытке их в питании. Жирорастворимые витамины, их значение для организма.
21. Пищеварение в желудке.
40. Значение лечебно-профилактического питания. Принципы составления. Характеристика рационов.
48. Составьте меню завтрака для детей 4-6 лет. Определите пищевую и энергетическую ценность блюд. Дайте оценку полученным данным.
Список использованных источников
8. Витаминоподобные вещества. Значение пантотеновой кислоты. Источники, потребность организма в данном витамине.
Витаминоподобные вещества (холин, карнитин, биотин, оротовая кислота, биофлавоноиды и другие) – это соединения животного или растительного происхождения, которые по своему физиологическому воздействию схожи с витаминами. Могут быть жирорастворимыми и водорастворимыми. Витаминоподобные вещества играют важную роль в мыслительной деятельности человека, обменных процессах, защите клеток от негативного ультрафиолетового воздействия. Также они могут останавливать или замедлять образование злокачественных клеток. Витаминоподобные вещества способны синтезироваться в организме и поступать вместе с некоторыми продуктами питания, также их добавляют в витаминные комплексы.
Витамин В4 (холин) оказывает благоприятное воздействие на печень и желчный пузырь, которое проявляется в защите клеток печени, профилактике образования камней в желчном пузыре.
Витамин Q является группой кофермента Q и называется убихиноном. Это вещество синтезируются в организме животных, растений и микроорганизмов. В нормальных условиях, человеческий организм не синтезирует убихинон в достаточном количестве.
Компонент, который был обнаружен в капусте, витамин U
(S-метилметионин, метилмегионинсульфоний, метилметионинсульфония хлорид), является составной частью комплексного лечения воспалительно-язвенных поражений желудочно-кишечного тракта.
Витамин B10 задействован в процессе замедления старения кожи. Достаточная доза витамина B10 способна избавить от депрессии и слабости в организме, заботиться о нормальной выработке интерферона.
18. Понятие о витаминной недостаточности и длительном избытке их в питании. Жирорастворимые витамины, их значение для организма.
Витаминная недостаточность – это заболевание, возникающее при дефиците витаминов в пище, а также, если поступающие с пищей витамины не всасываются из кишечника, либо интенсивно разрушаются в организме. В зависимости от степени витаминной недостаточности различают авитаминозы и гиповитаминозы.
Авитаминоз – это тяжелая форма витаминной недостаточности, развивающаяся при длительном отсутствии витаминов в пище или нарушении их усвоения.
Гиповитаминоз – это заболевание, возникающее при неполном удовлетворении потребностей организма в витаминах.
В целях профилактики витаминной недостаточности надо знать причины ее развития. Для поддержания здоровья человеку необходимо употреблять достаточное количество витаминов в сутки при условии, что количество поступающих витаминов соответствует потребностям организма.
Причины развития витаминной недостаточности:
1) низкое содержание витаминов в рационе и неправильное по продуктовому набору питание;
2) несоблюдение правильных соотношений между пищевыми веществами в рационе (несбалансированное питание;
3) сезонные колебания содержания витаминов в пищевых продуктах;
4) нарушения правил хранения и кулинарной обработки продуктов;
5) некомпенсированная повышенная потребность в витаминах, вызванная особенностями труда и климата;
6) различные заболевания, прежде всего органов пищеварения;
7) длительное применение некоторых лекарств.
21. Пищеварение в желудке.
Пища находится в желудке от 2 до 10 часов. Это время зависит от ее качественного состава, объема, консистенции, активной реакции и, в конечном итоге, от осмотического давления химуса. В желудке вначале происходит разжижение пищевого комка под влиянием выделяющегося желудочного сока, количество которого в сутки достигает примерно
3 литров. Маятникообразные сокращения мускулатуры желудочных стенок способствуют дальнейшему измельчению пищи. В результате образуется химус, который под воздействием перистальтических сокращений порциями поступает в двенадцатиперстную кишку. Химус предоставляет водную фазу: ферменты работают только в жидкой среде, и его консистенция облегчает доступ ферментов к частицам пищи.
В желудке преобладает полостное пищеварение. Ферментативный гидролиз белков играет ведущую роль в выполнении желудком его пищеварительной функции.
Белки под влиянием соляной кислоты желудочного сока набухают и разрыхляются, что делает их более доступными для воздействия ферментов. Желудочный сок, благодаря содержащимся в нем ферментам – пепсину, гастриксину, пепсину В, обладает очень большой протеолитической активностью. Под влиянием желудочного сока происходит грубая ломка молекул белков. Продукты гидролиза белков в желудке имеют еще достаточно большие размеры и поэтому в желудке не всасываются. Некоторые протеазы желудочного сока выделяются в неактивном виде и активируются соляной кислотой, входящей в его состав.
Углеводы в желудке перевариваются в течение короткого времени – примерно в течение 40 минут и только под влиянием карбоангидраз (амилазы и мальтазы) слюны. Ферменты слюны работают в щелочной среде. По мере того, как кислый желудочный сок (содержащий соляную кислоту) пропитывает пищевой комок, действие их прекращается.
40. Значение лечебно-профилактического питания. Принципы составления. Характеристика рационов.
Профилактика профессиональных и парапрофессиональных заболеваний является одной из важнейших государственных и медицинских задач. Она осуществляется комплексом различных гигиенических мероприятий санитарно-технического и медико-биологического содержания, среди которых важное место отводится лечебно-профилактическому питанию.
Лечебно-профилактическое питание – это специально подобранные рационы питания, направленные на предупреждение нарушений в организме, обусловленных воздействием вредных профессиональных факторов. Лечебно-профилактическое питание построено с учетом ряда принципов:
1) Использование антидотных свойств компонентов пищи в зависимости от природы вредного фактора и характера его действия.
2) Ускорение метаболизма ядов, замедление всасывания ядовитых веществ в ЖКТ, ускорение выведения их из организма.
3) Повышение общей резистентности организма и функциональных способностей наиболее поражаемых органов.
4) Компенсация повышенных затрат биологически активных веществ в связи с детоксикацией ядов и действием вредных веществ.
Разработано пять рационов лечебно-профилактического питания (ЛПП). Их составление основано на принципе соответствия защитной активности рациона специфике влияния вредного воздействия. Вредные вещества при этом объединяются по признаку однородности механизма их действия.
48. Составьте меню завтрака для детей 4-6 лет. Определите пищевую и энергетическую ценность блюд. Дайте оценку полученным данным.
Питание детей должно полностью обеспечивать потребности их организма в пластических и энергетических материалах. Количественная недостаточность и качественная неполноценность одинаково отрицательно сказываются на физическом и нервно-психическом развитии детей.
У детей в связи с высокой интенсивностью обменных процессов отмечается повышенный основной обмен. Таким образом, основной обмен у детей превышает основной обмен взрослого человека в 1,5-2 раза. Помимо повышенного основного обмена, у детей отмечаются повышенные общие энергетические затраты.
Суточная потребность белка составляет 68 г, 45 г из которых – животного происхождения. Потребность жира составляет 68 г, в том
числе 10 г – растительного происхождения. Потребность углеводов – 272 г, энергетическая ценность рациона – 1970 ккал.
Дети нуждаются в строгом режиме питания. Интенсивный рост и развитие обеспечиваются не только полноценностью пищевого рациона, но и высоким уровнем использования в организме пищевых веществ. Одним из основных условий этого является установление правильного режима питания. В дошкольном возрасте прием пищи должен производится каждые 2-3 часа и не менее 5 раз в сутки. В количественном отношении пищевой рацион в течение дня должен распределиться примерно следующим образом: завтрак 20-25%, второй завтрак 15%, обед 25-30%, полдник 15% и ужин 20-25% суточной калорийности.
1 Все о витаминах и продуктах их содержащих// Витаминоподобные соединения, 2014. [Электронный ресурс]/ URL: http://vitaminen.ru
2 Биохимия для студента// Витаминоподобные соединения, 2013. [Электронный ресурс]/ URL: http://biokhimija.ru
3 Биохимия: учебник для вузов/ под ред. Е.С.Северина, 5-е изд. – М.: ГЭАТАР-Медиа, 2009. – 768 с.
4 Конденцова В.М. Витамины. – М.: Медицинское информационное Агенства (МИА), 2015. – 408 с.
5 Энциклопедия// Пищеварение в желудке, 2012. [Электронный ресурс]/ URL: http://www.km.ru
6 Медлекция// Лекция 10: Физиология пищеварения, 2012. [Электронный ресурс]/ URL: http://medlecture.ru
7 Лечебно-профилактическое питание. Учебно-методическое пособие/ И. П. Щербинская и [др.]. – Мн.: БГМУ, 2007. – 52 с.
8 Валеология – здоровый образ жизни// Питание детей, 2015. [Электронный ресурс]/ URL: https://www.fiziolive.ru
9 Химический состав российских пищевых продуктов: Справочник. – Под ред. член-корр. МАИ, проф. И. М. Скурихина и академика РАМН, проф. В. А. Тутельяна. – М.: ДеЛи принт, 2002. – 236 с.