1. Объективные и субъективные условия познания.
2. Этнический состав современной Беларуси.
3. Диалектика, ее принципы и законы.
1. Объективные и субъективные условия познания
Развитие философии обнаружило богатство сторон отношения субъекта и объекта. Эта многосторонность раскрывается все шире и глубже. Следует выделить три основных аспекта содержания категорий «субъект» и «объект», выступающих в системе категорий современной философии: общество и часть природы в качестве субъекта и объекта, субъект и объект в системе общественных отношений, индивид как субъект и объект [1, c.104].
Существенными элементами познавательной активности выступают субъект и объект познания. Субъект познания – носитель деятельности, сознания и познания, это индивид, который познает обозначенный в ходе практической и познавательной деятельности фрагмент объективной действительности, который овладел созданным человечеством миром и формами культуры, активно применяет накопленные до него знания, сберегает их и вырабатывает новые. Решающую роль в становлении конкретного индивидуального субъекта познания играет сформированная культура, собственного рода «общественный дух», «неорганическая природа», выражающаяся для всякого отдельного человека во внешне данных формах культуры. Овладевая этими формами, отдельный индивид приобщается к общественному субъекту, формирует себя в качестве его компонента и планомерно становится познающим субъектом.
Объект познания – это такой элемент действительности, который противостоит субъекту в его познавательной деятельности. Объект познания выступает такой частью внешнего мира, которая состоит во взаимодействии с субъектом и выделена им посредством практической и познавательной работы, производимой социумом на некотором этапе его развития. Так, например, элементарные частицы стали объектом познавательной деятельности только на границе XIX–XX столетий, когда наука и практика конкретно данного периода предоставили возможность их исследования.
2. Этнический состав современной Беларуси
Социальная структура социума представляет собой целостный комплекс всех функционирующих в нем элементов и общностей, взятых в их взаимодействии. С точки зрения историко-генетического подхода, характеризующего конкретные подсистемы (подструктуры) социума в соответствии с их зарождением в реальном историческом процессе, можно выделить несколько подструктур. Одна из них - социально-этническая подструктура, обусловленная биологической природой и включающая в себя две формы доклассового общества: род как объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, традициями и верованиями, а также народность как исторически сложившаяся общность людей, в основу которой легли уже не кровно-родственные, а территориальные, соседские связи между людьми с общим языком, культурой, зачатками экономических связей, и нация как такая общность людей, формирование которой было связано с развитием капитализма и которая отличается такими признаками, как общность территории, языка, экономической жизни, общими чертами психического склада, наличием национального самосознания, специфической культурой, общностью духовной жизни.
Национальная культура – культура конкретной нации, оформившаяся на протяжении ее исторического становления на базе этнической культуры. Белорусская национальная культура сформировалась на основе культуры белорусского этноса во взаимодействии с культурами иных этнических общностей– русских, литовцев, украинцев, евреев, татар и др. Тесные взаимоотношения с другими народами были обусловлены географическим местонахождением Беларуси (расположение между Востоком и Западом), прохождением через государство двух больших культурных регионов – православно-византийского и римско-католического.
3. Диалектика, ее принципы и законы
В «Книге перемен» большое место занимают рассуждения о двух противоположных началах, взаимодействие которых обусловливает появление вещей, смену явлений природы и т.д. Эти начала: «ян» и «инь» — соответственно, светлое и темное, твердое и мягкое, мужское и женское, успешное и неудачное. Представление о двух противоположных началах, взаимодействие которых является движущей силой раздвоения мира, получило название диалектики. Далее Сократ вводит термин «диалектика», который означал открытие истины в процессе столкновения противоречий. В отличие от Гераклита, заложившего основы объективной диалектики, т.е. внешнего мира, Сократ считается основоположником субъективной диалектики, понятий, составляющих сущность человеческого мышления.
Второй исторической формой диалектика является ее идеалистическая трактовка, развивающаяся в русле классической немецкой философии в трудах, прежде всего, И. Канта, Г.Гегеля. По мнению Канта, диалектика всегда характеризуется отрицательным результатом, так как человеческий разум не способен выйти за рамки чувственного опыта и познать «вещь в себе».
В классической традиции диалектика предполагает рассмотрение вещей не в изолированном их состоянии, а в целостной всеобщей их взаимосвязи и взаимообусловленности. Не случайно, Ф.Энгельс определяет диалектику как науку о связях. Благодаря многочисленным связям предметы взаимодействуют и таким образом пребывают в изменении и развитии.
Признание универсальной закономерной связи и взаимодействия процессов предметного мира находит свое непосредственное проявление в категории детерминизма, то есть функционирования причинно-следственных связей и зависимостей.
Другим важнейшим принципом выступает принцип развития, выражающий глобальный постулат диалектики, с признанием которого соединено заключение о непрерывной изменчивости вещественного мира. Универсальность данного принципа непосредственно наблюдается в практической стороне жизни. В окружающей нас реальности все существует в постоянном преобразовании и развитии; все определенные предметные образования появляются и исчезают, превращаясь в иные качественные состояния. Диалектическое развитие в мире происходит на основе борьбы противоположных сторон, то есть противоречий, которые являются внутренним источником перемены всех предметов. Развитие всегда осуществляет переход вещи в свою противоположность, в качественно иное состояние. Оно выражает не простое количественное изменение предмета, а качественные структурные его преобразования, связанные с появлением новых свойств и признаков, а в некоторых случаях и самих вещей. Необходимо, однако, отметить, что всякое развитие есть изменение, но не всякое изменение может быть развитием, а только то, которое выражает процесс новообразования вещей, переход их в качественно иное состояние [3, c.46].
1. Любутин, К.Н. Диалектика субъекта и объекта / К.Н. Любутин, Д.В. Пивоваров.— Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 1993. – 416 с.
2. Политология / Учебник для вузов / С. В. Решетников и [др.] ; под ред. проф. С.В. Решетникова. — Минск : ТетраСистемс, 2011. — 398 с.
3. Рябоконь, Н.В Философия и методология науки : лекции / Н.В. Рябоконь. – Минск : Минский университет управления, 2015. – 288 с.
4. Философия : учеб. пособие / М. И. Вишневский. – Минск : Выш. шк., 2008. – 479 с.
5. Философия: учеб. пособие / Я.С. Яскевич [и др.]; под общ. ред. Я.С. Яскевича. – Минск : Выш. шк., 2012. – 474 с.