1. Определите понятие государственной службы
2. Раскройте состав административного проступка
3. Охарактеризуйте ответственность граждан вследствие причинения вреда
4. Задача
Список использованных источников
1. Определите понятие государственной службы.
Под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов. [4]
Государственная служба представляет собой вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства.
Государственной службой завершается создание аппарата государства и начинается его функционирование. Содержанием этой деятельности является реализация задач и функций государства. Государственная служба – одна из сторон деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов и сама деятельность этого личного состава (государственных служащих) по практическому и непосредственному осуществлению задач и функций государства. Совокупность правовых норм, регулирующих государственную службу, включает в себя нормы административного, трудового, финансового, гражданского и других отраслей права, которыми регулируются весьма своеобразные по своему содержанию государственно-служебные отношения. Наибольший удельный вес в этом правовом институте принадлежит нормам административного права, которые имеют организационный характер. Ими устанавливаются: порядок поступления на службу, увольнения со службы, должностные обязанности и права, поощрения и ответственность государственных служащих. К трудовому праву относятся, например, нормы о продолжительности рабочего дня, об отпусках, о социальном обеспечении; нормами финансового права регулируются должностные оклады государственных служащих, порядок начисления и взимания налогов.
2. Раскройте состав административного проступка.
Понятие административного правонарушения сформулировано в ст. 2.1 КоАП Республики Беларусь. Им признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное), а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.
Состав административного правонарушения можно считать своеобразной правовой моделью проступка, включающей в себя совокупность определенных признаков. [5, с.212]
Состав административного проступка включает в себя: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объектом административного правонарушения являются охраняемые правом общественные отношения, на которые посягает правонарушение. Деяние может быть признано административным проступком лишь в том случае, если оно причиняет ущерб или содержит угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям.
Государство посредством права регулирует и охраняет не все общественные отношения, а лишь те из них, которые являются наиболее важными, значимыми для его нормального функционирования, сохранение и развитие которых отвечает интересам общества, государства и его граждан.
В качестве объекта административного проступка могут выступать отношения, урегулированные нормами различных отраслей права: административного, финансового, гражданского, трудового.
В юридической науке принято выделение общего, родового и непосредственного объекта.
Объективная сторона состава административного правонарушения — это совокупность указанных в административно-правовой норме признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения.
3. Охарактеризуйте ответственность граждан вследствие причинения вреда.
Не подлежит возмещению вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, если при этом не были превышены ее пределы.
Вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей самому причинителю или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред.
Учитывая обстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и лицо, причинившее вред.
Гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Гражданин, застраховавший свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего, в случае, когда страхового возмещения недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.
За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители, усыновители или опекун, если не докажут, что вред возник не по их вине.
Если малолетний, нуждающийся в опеке, находился в организации, которая в соответствии с законодательством является его опекуном (организации здравоохранения, учреждении образования, учреждении социального обслуживания, иной организации), эта организация обязана возместить вред, причиненный малолетним, если не докажет, что вред возник не по ее вине.
Если малолетний причинил вред в то время, когда находился под надзором организации здравоохранения, учреждения образования или иной организации, обязанных осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществляющего надзор на основании договора, эта организация либо лицо отвечают за вред, если не докажут, что вред возник не из-за недостатков при осуществлении надзора.
4. Задача
Морозов в возрасте 16 лет поступил на работу. Через 6 месяцев ему был предоставлен отпуск продолжительностью 24 рабочих дня, по составленному графику в октябре, хотя он просил предоставить ему отпуск в сентябре. Права ли администрация предприятия, где работает Мороз, предоставив ему отпуск в 24 дня в октябре? Может ли отпуск в данном случае быть предоставлен до истечения положенного 6 месячного срока?
Решение
Согласно абзацу 1 статьи 155 Трудового кодекса Республики Беларусь Продолжительность основного отпуска не может быть менее 24 календарных дней.
На основании статьи 166 Трудового кодекса Республики Беларусь Трудовые отпуска (основной и дополнительный) за первый рабочий год предоставляются не ранее чем через шесть месяцев работы у нанимателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
До истечения шести месяцев работы наниматель обязан предоставить трудовые отпуска по желанию работника лицам моложе восемнадцати лет.
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 7 декабря 1998 г., № 218-З: Принят Палатой представителей 28 октября 1998г.: одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: 21 апреля 2003г., № 194-З: Принят Палатой представителей 17 декабря 2002г.: одобр. Советом Респ. 2 апреля 2003г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
3. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 26 июля 1999 г., № 296-З: Принят Палатой представителей 8 июня 1999г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.11.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
4. О государственной службе в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 14 июн. 2003 г. №204-З: с изм. и доп. от 09 янв. 2017 г. № 14-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
5. Рябцев, Л.М. Административное право: курс лекций / Л.М. Рябцев, Т.В. Телятицкая, А.Н. Шкляревский – под ред. Л.М. Рябцева. – Минск: БГЭУ, 2006. – с.212-221, 223
6. Телятицкая, Т. В. Административное право: отв. на экзаменац. вопр. / Т. В. Телятицкая. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – с. 72-73