1. ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
Публичное выступление — это устная монологическая речь, направленная на влияние на слушателей. В сфере деловых коммуникаций наиболее часто используются такие жанры, как: доклад, информационная, приветственная и торговая речь.
А.П. Панфилова [3, с. 384] выделяет следующие виды публичных выступлений: информационное, убеждающее, призывающее к действию, речь по специальному поводу.
Целью информационной речи является обогащение аудитории слушателей новыми знаниями, дать новое представление о предмете, процессе, явлении, пробудить любопытство. Это может быть повествование, описание, объяснение. Повествование — связный рассказ; описание — расчленяет предмет, показывает тонкости и придает им наглядный вид, как на картине; объяснение — показывает, какой предмет в действии или какое его устройство.
Убеждающая речь — оратор уверяет согласиться с ним в сложном вопросе, по которому в обществе нет общей точки зрения. Однако, не смотря на то, что она стремится определить образ мышления и поведения, она не является призывом к прямым действиям. Во время убеждающей речи аргументируются или опровергаются какие-либо тезисы, вызываются у слушателей те или иные чувства.
Речь, призывающая к действию должна содержать необходимые факты, вызывать психическую чувствительность, приводить к общности, призывать к конкретным действиям: к новому, продолжению или прекращению давнего. Призыв к действию является прямым и косвенным; действие может произойти когда-нибудь или неотлагательно; действие направлено на слушателей, которые сидят в аудитории.
Речи по особому случаю, как правило, более ориентированы на чувство, чем на разум. Они имеют четыре основные формы: протокольная (рамочная) речь — приветствие, благодарность; траурная речь; торжественная речь; речь в дружеском кругу.
Произнесение речей по особому поводу для многих ораторов сопряжены с трудностями, из-за того, что:
а) необходимо выбрать подходящий ситуационный момент;
б) необходимо понять основное настроение собравшихся и отразить это в речи;
в) необходимо выразить глубокие чувства простым языком;
г) необходимо говорить как можно короче;
д) произносимые слова, речь должны быть уникальными;
е) использование цитат позволительно, но коротких и с глубоким смыслом.
Выделяют четыре основных режима публичных выступлений: 1) импровизация; 2) речь «без бумажки»; 3) речь, выученная наизусть; 4) речь по рукописи.
Импровизированная речь произносится, когда практически нет времени на ее подготовку. Основным преимуществом импровизации является спонтанность; ее недостатком является то, что она, обычно, плохо спланирована.
Речь «без бумажки» более формальна, чем импровизация. Здесь у оратора есть возможность планирования, и, следовательно, речь лучше организована. Оратор будет постоянно опираться на заметки, но при этом читать их слушателям ни к чему. Большинство публичных выступлений произносятся таким образом. Речь, выученная наизусть, позволяет оратору представить хорошо спланированное выражение мыслей. Однако при представлении речи по памяти ораторы часто теряют свою естественность, и иногда их речи звучат и кажутся не очень живыми. Возможность забыть материал — еще один негативный аспект речи, выученной наизусть.