2. Раскрыть экономическое содержание цены, специфику категории “цена”
26. Раскройте сущность понятия “ценовая политика” и “ценовая стратегия” организации в рыночной экономике
Задача 52
Список использованных источников
2. Раскрыть экономическое содержание цены, специфику категории “цена”
Цена и ценообразование являются основными элементами рыночной экономики. В самом общем виде цена - это сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. Его характеристикой в условиях рыночной экономики является именно цена. Она отражает состояние рынка: спрос, предложение и т.д. Цена - активный инструмент организации структуры производства. Важно отметить следующие обстоятельства:
- цены устанавливаются собственниками товаров и проходят проверку рынком, где под влиянием рыночных факторов определяется их окончательный уровень;
- цены находятся под неослабным вниманием государства, которое постоянно ищет способы воздействия на них с целью недопущения постоянного роста цен;
- рыночные отношения определяют специфические подходы к ценообразованию и методам воздействия на цены.
Цена - одна из наиболее сложных экономических категорий. Для ее правильного понимания необходимо иметь ясное представление о том, что составляет основу цены, какие объективные законы влияют на процессы ценообразования и движения цен.
Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. В условиях товарного производства и обращения продукты труда реализуются как товары. Цена, каждого отдельного товара не обязательно совпадает с его стоимостью: она может быть выше или ниже стоимости в зависимости от спроса и предложения на данный товар. В рыночных колебаниях цен вокруг стоимости проявляется действие закона стоимости - экономического закона товарного производства. Закон стоимости побуждает товаропроизводителей регулировать общественно необходимые затраты труда, добиваться их снижения, а также распределять их и средства производства между отраслями народного хозяйства.
Рыночная цена представляет собой сумму денег, за которую продавец хочет продать свой товар, а покупатель готов купить его. В рыночной экономике все имеет цену: каждый товар и каждая услуга. Рыночные равновесные цены становятся важнейшим регулятором общественного производства. Равновесной ценой при этом считается цена такого уровня, при которой предложение соответствует спросу.
Теоретически и практически товарный дефицит вызывает рост цен, а товарный избыток их падение. Если на рынке какого-либо товара больше, чем способно потребить общество на имеющиеся доходы, его меньше покупают и цены неизбежно снижаются, нормируя т.о. предложение. Высокие цены с, влияют на потоки экспорта и импорта, служат сигналом недостаточного предложения и стимулируют увеличение производства. Механизм равновесия спроса и предложения регулирует различные рынки с помощью равновесных цен.
26. Раскройте сущность понятия “ценовая политика” и “ценовая стратегия” организации в рыночной экономике
Ценовая политика фирмы представляет собой хорошо адаптированные модели принятия решений по определению, поддержанию и модификации цен, в которых отражаются основные типы рынков и факторы, предопределяющие предпринимательское поведение на них, что позволяет определять применимость различных ценовых инструментов для достижения целей фирмы, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Цена выступает инструментом, с помощью которого специалисты служб маркетинга, экономисты и финансисты интегрируют отдельные элементы продвижения товара в единый целостный результирующий комплекс в системе организации эффективного бизнеса.
Совокупность методов, с помощью которых проводится та или иная ценовая политика, принято называть стратегией в области ценообразования. Стратегические аспекты ценовой политики содержат в себе договорные мероприятия по установлению и изменению цен. Эти мероприятия направлены на регулирование деятельности всей производственной и товаропроводящей сети фирмы, а также на поддержание конкурентоспособности производимых товаров и услуг в соответствии с общими целями организации и не имеют четкого временного ограничения. Разработка ценовой стратегии – это постоянно корректируемый процесс, соответствующий той маркетинговой политике, которую проводит организация. Стратегии ценообразования для существующих товаров должны учитывать два важных критерия : допустимый уровень цен и диапазон изменения цены по сравнению со сложившимся уровнем. По первому критерию цены могут позиционировать марку товара как экономичный, средний по цене или дорогой товар.
Тактические аспекты ценовой политики включают мероприятия краткосрочного и разового характера. Они направлены на устранение «деформации», которая возникает в деятельности производственных подразделений и товаропроводящей сети вследствие непредвиденных изменений цен на рынке, поведения конкурентов, а также ошибок управленческого персонала. Тактика ценообразования – набор конкретных практических мер по управлению ценами на продукцию (товары) организации, которые используются для решения поставленных задач в области ценообразования.
Политика цен фирмы является составной частью общей политики ее поведения на рынке и заключается в определении и поддержании оптимальных уровней, структуры цен, взаимосвязей цен на товары в рамках ассортимента и конкретного рынка, а также их своевременного изменения для достижения наивысшего результата в сложившейся (или складывающейся) рыночной ситуации.
Задача 52
Обосновать размер торговой надбавки для розничной торговой организации, если известно, что плановый уровень издержек обращения по торговле-13,6%, плановая рентабельность-2,5% к розничному товарообороту, средневзвешенная ставка НДС-15,6%.
Решение
Требуемый уровень дохода от реализации = 13,6+2,5= 16,1%.
Уровень дохода от реализации, пересчитанный в уровень торговой надбавки определим по следующей формуле