Принципы менеджмента — это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективно развитие объекта управления.
Выделяют следующие основные принципы менеджмента:
1. Принцип целевой направленности. Менеджмент предполагает установление конкретной цели для управляемого объекта. Менеджер ведет управляемый объект к установленной цели. Поэтому установление цели — обязательное требование к менеджменту как виду деятельности.
2. Принцип иерархической упорядоченности. Иерархия представляет собой порядок и правила подчинения низших высшим. В социальных системах, которые являются объектами менеджмента, неизбежно возникает иерархия. Следует различать организационную и естественную иерархию. В основе организационной иерархии — назначение на должность. Естественная иерархия возникает на основе личностных качеств: сила, ум, высокий профессионализм и т. п. Злоупотребление организационной иерархией назначениями на должность без учета личностных качеств будущего менеджера приводит к снижению эффективности менеджмента. Вектор развития этого принципа — от иерархии организационной к иерархии естественной.
Конфликт – открытое столкновение противоположных позиций, целей, мнений субъектов взаимодействия.
Причинами столкновений могут быть самые разнообразные жизненные проблемы: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки и ценности, властные полномочия, статусно-ролевые взаимодействия, личностные различия. При этом конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений. Конфликт по своей сути является одним из видов социального взаимодействия, это нормальное и необходимое явление нашей жизни, отношений между ними.
Можно выделить несколько основных причин возникновения конфликтов в коллективах:
- распределение ресурсов – необходимость какого-либо распределения всегда ведет к возникновению конфликта;
- несовпадение ожидаемого и действительного – наши ожидания того, как человек должен себя вести, или каким он должен быть, могут быть выстроены и основаны не на реальности, а на наших бессознательных установках, стереотипах, социальных шаблонах, которые являются усвоенными нами от общества, умозаключениями из прошлого обобщенного опыта. Из-за того, что человек ведет себя не так, как мы ожидали, и возникает конфликтная ситуация;
- различия в ценностях – ценности во многом определяют жизненный путь человека, определяют поведение. Ценности во многом скрыты и проявляются опосредованно и могут выступать причинами конфликта.
Пример 1. Повышение мотивации сотрудников – одна из основных задач, которые находятся в кругу ответственности руководителя. Так, для повышения мотивации персонала сети магазинов бытовой техники и электроники «5 элемент» там ежемесячно проводится конкурс на лучшего продавца-консультанта предыдущего месяца. Победитель данного конкурса получает денежную премию и его фотография вывешивается в торговом помещении магазина.
1. Смирнов В.Г., Мильнер Б.З. Организация и её деловая среда, для менеджеров. – М.: «Инфра-М», 2000 г.
2. Ясников Г.Е., Балдин И.В. Теоретические основы менеджмента. – Мн: «Мисанта», 2012.
3. Ekonomikaby