1 Поясните, какую информацию о конкурентной среде следует собрать коммерческим работникам при комплексном исследовании рынка.
Информация – совокупность сведений, которые собирают и анализируют. Коммерческая информация – это совокупность сведений о ситуации на рынке товаров и услуг. Информационное обеспечение коммерческой деятельности – это система сбора, обработки данных, позволяющая изучить ситуацию на рынке товаров и услуг, измерить влияние определяющих ее факторов и выявить возможности управления рыночной ситуацией. Изучение конкурентов - поставщиков товаров. При изучении всех потенциальных поставщиков (продавцов) товаров целесообразно обратить внимание на следующую информацию:
- положение поставщика на рынке: объем и структура предлагаемых товаров, имидж компании, ее доля в объеме продаж этих товаров на рынке;
- характеристики предлагаемого товара: их технические параметры, цена, качество, конкурентоспособность, имидж бренда, привлекательные черты, новизна продукта и упаковки, ассортиментная политика, степень обновления ассортимента;
2 Поясните организацию продажи товаров на торгах (тендерная закупка товаров). Укажите роль и функции торговых домов в организации оптовой продажи товаров.
Торги - это способ закупки товаров, при которых к определенному сроку подаются предложения от нескольких поставщиков, причем контракт заключается с тем из них, предложение которого наиболее выгодно организаторам торгов. При оптовых закупках начинается оперативная работа по доставке товара от производителя к потребителю. Удовлетворение спроса населения, создание конкурентного ассортимента и финансового состояния предприятий во многом зависит от его правильной организации. Осуществляя оптовые закупки товаров, предприятия оказывают влияние на поставщиков, стремясь улучшить качество товаров, расширяя и обновляя ассортимент для удовлетворения потребительского спроса. Закупочная деятельность включает в себя ряд операций:
- отбор, обработка и анализ информации, необходимой для обоснования коммерческих решений по оптовым закупкам;
- определение потребности в товарах, формирование потребительского заказа, конкурентного ассортимента, управление им (обоснование объема и структуры закупок);
- выявление и изучение источников закупок, выбор поставщиков и каналов продвижения товаров;
- установление экономических отношений с поставщиками товаров;
- контроль за выполнением контрактов на поставку товаров.
3 Торговое предприятие получило от фирмы «Торекс» предложение (оферту) на поставку определенной партии товаров. Проанализируйте ситуацию, укажите, какие условия должна содержать оферта. Как поступит торговое предприятие, если оно согласно с условиями оферты? Ответ обоснуйте.
Когда инициатива вступить в переговоры исходит от продавца, он может отправить предложение потенциальному покупателю - предложение. Предложение в коммерческой практике обычно понимается как письменное предложение продавца, направленное потенциальному покупателю, для продажи партии товара на условиях, определенных продавцом. Компания или лицо, отправившее такое предложение, называется провайдером. Этот документ называется солидным предложением, то есть предложением, которое направляется только одному партнеру, который должен принять предложение в течение определенного времени, после которого сделка считается заключенной. Продавец соглашается со всеми условиями, изложенными в документе. Этот документ является акцептом оферты, то есть согласием на заключение договора в соответствии с офертой (офертой) другой стороны. Таким образом, если покупатель соглашается со всеми условиями оферты, он отправляет поставщику подтверждение о принятии оферты, то есть о принятии всех ее условий.
4 В новом микрорайоне планируется открыть универсальный магазин с торговой площадью 7 тыс. м2. В данном районе имеется в основном мелкорозничная торговая сеть и несколько продовольственных магазинов площадью 300-400 кв. м. Необходимо правильно сформировать ассортимент товаров в новом магазине. Укажите этапы и принципы формирования ассортимента данного торгового предприятия.
Формирование ассортимента - это процесс выбора групп, типов и разновидностей товаров в соответствии со спросом покупателей. Основными принципами формирования ассортимента являются:
1 Соответствие ассортимента товара характеру спроса, предъявляемого покупателями в зоне магазина. Этот принцип является фундаментальным. Поскольку спрос - это категория, которая постоянно меняется как в количественном, так и в качественном отношении, ассортимент магазина должен быть гибким и меняться в соответствии со спросом. Поэтому продавцы должны постоянно изучать потребительский спрос. Результаты исследования спроса обязательно должны быть учтены при формировании ассортимента. В частности, товары с четко сформированным спросом должны постоянно продаваться, так как их отсутствие ведет к потере товарооборота и в соответствии с уменьшением эффективной деятельности предприятия и ухудшением конкурентных позиций. Итак, изучение спроса населения, с одной стороны, предшествует формированию ассортимента, с другой - следует за ним, чтобы выявить отношение ассортимента к спросу.
2 Принцип комплексного удовлетворения спроса. Обеспечивает максимальное удобство для покупателя, экономя время при совершении покупки. Этот принцип предполагает построение ассортимента товаров с учетом полноты их потребления.
5 Универсам по договору № 0076 от 12.02 с.г. должен получить в марте текущего года от базы «Хозторг» следующие товары:
порошок «Дося» на сумму 500 тыс. руб.;
пасту «Пемолюкс» на сумму 700 тыс. руб.;
усилитель порошка «Босс» на сумму 300 тыс. руб.;
жидкое мыло на сумму 200 тыс. руб.
На 01.04 с.г. поставлено:
усилитель порошка «Босс» на сумму 700 тыс. руб.;
паста «Пемолюкс» на сумму 700 тыс. руб.
Проанализируйте ситуацию и укажите, какие права имеет покупатель в данном случае? Ответ обоснуйте.
Осуществив предоплату и не получив в предусмотренные договором сроки товары, покупатель (Универсам), имеет право требовать от базы «Хозторг» только возврата суммы предоплаты и процентов по ст.366 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК). Необходимо отметить, что данном случае имеются близкие на первый взгляд по смыслу термины «несвоевременная поставка» и «непоставка» товаров имеют все же различные правовые последствия. Если несвоевременная поставка означает просрочку в поставке товаров, то непоставка - это отсутствие поставки товаров и невозможность их получения в будущем.
Определим сумму поставки, предусмотренную договором:
порошок «Дося» на сумму 500 тыс. руб.
пасту «Пемолюкс» на сумму 700 тыс. руб.
усилитель порошка «Босс» на сумму 300 тыс. руб.
жидкое мыло на сумму 200 тыс. руб.
500+700+300+200=1700 тыс. руб.
1 Башаримова, С. И. Коммерческая деятельность: пособие/ С.И. Башаримова, М.В. Дасько. – Минск: Беларус. Энцыкл, 2012. – 295 с.
2 Бунеева, Р.И. Коммерческая деятельность. Организация и управление: учебник для вузов / Р.И. Бунеева.– Ростов нД : Феникс, 2012. – 350 с.
3 Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность : учеб. для ссузов / С.Н. Виноградова. – Минск : Выш. шк., 2012. – 288 с
4 Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З принят Палатой представителей Нац. собр. Респ. Беларусь: одобр. Советом Респ. Нац. собр. 19 нояб. 1998 г. (в ред. Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 352-З) // КонсультантПлюс: Беларусь. [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2019.
5 О государственных закупках товаров (работ, услуг): Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-3// КонсультантПлюс: Беларусь. [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2019.
6 О перечнях товаров: Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 8 мая 2014 г. № // КонсультантПлюс: Беларусь. [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2019.
7 Овсейко, С. В. Заключение договора оферты: основные правила / С. Овсейко // Главный экономист. – 2016. – № 3. – С. 59–70.
8 Пигунова, О.В. Коммерческая деятельность предприятия: учеб. пособие для вузов / О.В. Пигунова, Е.П. Науменко. – Минск: Выш. шк., 2014. – 255 с.
9 Синяева, И.М. Основы коммерческой деятельности / И.М. Синяева.– М.: ЮНИТИ, 2012.– 188 с.