6. Определение общего объема спроса населения. Сущность покупательного фонда населения. Методика определения емкости рынка
75. Показатели эффективности использования основных фондов
Тест 34. Коэффициент эффективности использования оборотных средств рассчитывается как
Задача 9. Рассчитайте товарооборачиваемость ресторана за 1 кв. отчетного года, сравнить с нормативом
Задача 34. На основании данных таблица проанализируйте производительность труда ресторана в фактических и сопоставимых ценах
Вопрос №6. Определение общего объема спроса населения. Сущность покупательного фонда населения. Методика определения емкости рынка.
Спрос – один из основных элементов потребительского рынка. Ни одно предприятие не сможет успешно функционировать на рынке, если не изучает спрос [6].
При изучении спроса различают три понятия: потребность, спрос, потребление.
Потребности – выраженные совокупности материальных, духовных и социальных условий жизни, достижение которых является объективным условием развития общества.
Спрос как экономическая категория – это потребность, обеспеченная денежными средствами.
Неценовые факторы, влияющие на спрос:1) денежные доходы потребителей, 2) вкусы покупателей, 3) рост общего числа покупателей, 4) цены на взаимозаменяемые товары.
Покупательный фонд – количество товаров и услуг, направленное на покрытие доходов населения. Если его объем соответствует объему и структуре покупательного спроса населения, говорят об истинной товарной обеспеченности денег [6].
Вопрос №75. Показатели эффективности использования основных фондов.
Основные средства (фонды) – это средства труда, длительное время (более одного производственно-коммерческого цикла) сохраняющие свою материально-вещественную форму и переносящие свою стоимость на продукт производства по частям в виде амортизационных отчислений [2].
Эффективность использования основных средств, производственных мощностей обуславливает уровень производительности труда, фондоотдачи, выпуска продукции, себестоимости продукции.
Оценка эффективности использования основных средств осуществляется на основе обобщающих и частных показателей. К обобщающим показателям использования основных средств относятся фондоотдача, фондоемкость, фондорентабельность, относительную экономию основных средств.
Тест №34.Коэффициент эффективности использования оборотных средств рассчитывается:
а) как частное от деления прибыли на среднюю за период стоимость оборотных средств.
б) частное от деления прибыли на среднюю за период стоимость товарных запасов.
в) частное от деления средней за период стоимости оборотных средств на прибыль.
г) частное от деления средней за период стоимости товарных запасов на прибыль.
Задача №9. Рассчитайте товарооборачиваемость ресторана за 1 кв. отчетного года, сравнить с нормативом. Фактические запасы сырья и товаров ресторана составили:
– 2000 руб.;
– 2500 руб.;
– 1900 руб.;
– 2200 руб.;
– 2400 руб.
Фактический товарооборот 1 кв. – 5000 руб., норматив запасов 1 кв. – 25 дней.
Решение:
Величина средних товарных запасов за анализируемый период рассчитывается по формуле средней хронологической моментного ряда
Задача №34. На основании данных таблица проанализируйте производительность труда ресторана в фактических и сопоставимых ценах. Индекс цен равен 1, 35.
Таблица - Исходные данные для расчета
Показатель
| Базисный год | Отчетный
|
Товарооборот, руб.
| 4570
| 6200
|
Товарооборот продукции собственного производства, млн. р.
| 3020
| 5070
|
Среднесписочная численность работников, чел.
| 70
| 67
|
Среднесписочная численность работников производства, чел.
| 51
| 50
|
Решение:
Для определения товарооборота в сопоставимых ценах необходимо разделить его фактический объем за период, с которого изменились цены, на индекс цен.
1. Велюжин, А. Т. Экономика торговой отрасли : учеб. пособие / А.Т. Велюжин,– М. : Кнорус, 2015. – 467 с.
2. Головачев А.С. Экономика предприятия: учебник / А.С. Головачев. – Минск: Амалфея, 2015. – 346 с.
3. Емельянова Т.В., Кравченко В.П. Экономика общественного питания: учебное пособие. – Минск .: Вышэйшая школа, 2016. – 286 с.
4. Коробкин, А. З. Экономика торговли: учеб. пособие / А.З. Коробкин ; Белкоопсоюз, БТЭУ. – Гомель : БТЭУ, 2015. – 344 с.
5. Кравченко, Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учеб. пособие для вузов / Л.И. Кравченко. – 9-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2016. – 509 с.
6. Соломатин, А. Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли : учебник / А.Н. Соломатин. – СПб.: Питер, 2015. – 558 с.