1. Классификация методов психологического исследования
2. Дана следующая тема научного исследования: «Диагностика в коррекция познавательной сферы подростка в юноши»
Список использованных источников
1. Классификация методов психологического исследования
Классификация методов психологического исследования использует разные основания, различные психологические направления и школы неодинаково трактуют методы и методики. Развернутая и многоплановая классификация методов исследования в психологии была сформирована классиком отечественной психологии Б. Г. Ананьевым. В соответствии с использованием на разных стадиях исследования он выделил несколько групп методов:
Организационные методы психологии, которые являются основной исследования в целом, всей его методологии. Сюда можно включить:
сравнение, которое имеет различные варианты (сопоставляться может, например, результат нескольких испытуемых, групп, производится сравнение показателей, которые можно получать по одинаковым (или различным) методикам в рассматриваемые промежутки времени (например, поперечные срезы);
лонгитюдный метод, который построен на длительном по времени отслеживании психического развития, изменения одинаковых параметров у одной и той же группы. Он представляет собой «продольный срез» во времени, который аналогичен логике формирующего исследования;
комплексный метод, заключающийся в системе двух предыдущих способов познания, в междисциплинарном характере подходов, методов и методик.
Эмпирический метод, посредством которого добываются факты, проводят само исследование. Эти методы – самая обширная и разветвленная группа.
Обработка полученных результатов в виде органичного единства количественного и качественного, статистического и содержательного анализа. Этот метод всегда творческий, поисковый процесс, который предполагает выбор максимально адекватных и чувствительных математических средств.
2. Дана следующая тема научного исследования: «Диагностика в коррекция познавательной сферы подростка и юноши»
Тематика исследования - изучение познавательной сферы подростка и юноши.
Цель исследования – выявить специфику познавательной сферы подростка и юноши.
Задачи:
1. Изучить теоретико-методологические основы познавательной сферы подростка и юноши.
2. Подобрать методы диагностике познавательной сферы подростка и юноши.
3. Провести исследование познавательной сферы подростка и юноши.
4. Составить коррекционную программу познавательной сферы подростка и юноши.
Объект исследования – познавательная сфера.
Предмет исследования – познавательной сферы подростка и юноши.
Гипотеза исследования – юноши имеют более высокий общий уровень умственных способностей и более развитую оперативную (рабочую) память, чем подростки.
Возможные методы исследования
1. Методика «Краткий отборочный тест» (тест оценки общих умственных способностей, адаптация Н.В. Бузина). Его преимущества по сравнению с аналогичными методиками - быстрота и удобство проведения, высокая валидность и надежность. Интегральный показатель связан с обучаемостью, и отражает познавательную активность. Минимальный возраст для использования теста – 13 лет, седьмой класс общеобразовательной школы. Тест КОТ предназначен для определения интегрального показателя «общие умственные способности». Под «общими умственными способностями» понимается способность к обобщению и анализу, гибкость мышления, скорость и точность восприятия материала, грамотность, выбор оптимальной стратегии. Предполагается использование методики индивидуально и в группе. Время заполнения бланка ответов ограничено – 15 минут.
1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учеб. для вузов. Москва, 2011.
2. Глуханюк Н.С. Психодиагностика: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению «Психология». М: издательский центр «Академия», 2013.
3. Ковалев, Е.М. Штейнберг, И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях; Методология двойной рефлексивности Москва: Логос, 1999.
4. Наследов А.Д. Профессиональный статистический анализ данных Москва, 2011.
5. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие . -2-е изд., испр. и доп., Санкт-Петербург: Речь, 2006.
6. Носс И.Н. Психодиагностика. М: Юрайт, 2013.
7. Романова Е.С. Психодиагностика. М: КноРус, 2016.
8. Рягузова, Е. В. Введение в психодиагностику. Саратов, 2014.
9. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования. Обоснованная теория. Процедуры и техники. Москва: Едиториал УРСС, 2001.
10. Тюменева Ю.А. Психологическое измерение. Учебное пособие для вузов. М: Аспект-Пресс, 2007.