ВВЕДЕНИЕ
1. Группа методов : накопления содержания детской речи, направленные на закрепление и активизацию словаря
2. Характеристика методов и приёмов словарной работы
3. Приёмы толкования значения слов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Словарная работа в детском саду – это систематическое расширение активного словарного запаса детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет параллельно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающей среде.
Словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное развитие словарного запаса родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, овладения их социально закрепленными значениями и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения.
Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей, имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием психического развития, так как содержание исторического опыта, присвоенного ребенком в онтогенезе, обобщается и отражается в речевой форме и в значениях слов.
1. Группа методов: накопления содержания детской речи, направленные на закрепление и активизацию словаря
В методике словарной работы выделяют две группы методов: методы понимания содержания детской речи (методы знакомства с миром и обогащения словаря) и методы, направленные на уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.
Первая группа методов включает в себя:
– непосредственное знакомство с окружающей средой, формирование и обогащение словаря: осмотр и изучение объектов, наблюдения, обзоры, целенаправленные прогулки и экскурсии;
– косвенное знакомство с окружающей средой, формирование и обогащение словаря: просмотр картинок с незнакомым содержанием в сопровождении беседы, чтение произведений искусства, показ Диа -, кино -, видеофильмов, просмотр телепередач, показ различных видов театров, дидактические игры с игрушками, предметами, картинками. Эти методы основаны на сенсорном опыте ребенка. Все они обязательно сопровождаются ясностью. Ребенок имеет возможность увидеть, потрогать, понюхать, рассмотреть предмет или явление. Наличие зрительного образа стимулирует речевую активность детей [1, с. 54].
Первостепенное место в приобщении детей к окружающей среде и обогащении словарного запаса принадлежит непосредственным методам обучения. Давайте посмотрим на некоторые из них.
Осмотр и обследование объектов, наблюдение за животными, деятельностью человека, природой, осмотр помещений дошкольных учреждений проводятся во всех возрастных логопедических группах. Они призваны дать представление о предметах, отношениях между ними, прояснить и углубить знания о них.
2. Характеристика методов и приёмов словарной работы
Приемы:
– называние – (пример произношения) нового или трудного слова. Учитель должен произносить задуманное слово так, чтобы дети обращали на него внимание, воспринимали его без искажений. Название сопровождается отображением объекта. В том числе и слова в предложении, показывающие его сочетания с другими словами [3] .
– Повторение слова педагогом многократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором.
– Объяснение происхождения этого слова. Этот прием наиболее целесообразно использовать в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку.
– Дидактические игры и упражнения «Кто больше увидит и назовет», игры для классификации предметов.
– Головоломки, сравнение предметов.
Зрительно ребенок знакомится с самим объектом и его свойствами и одновременно запоминает слова, которые называют как сам объект, так и его качества и особенности.
Словарные методы:
– Метод прямого наблюдения: осмотр помещений д\с, экскурсии, осмотр объектов, наблюдение за каким-либо процессом. Восприятие сопровождается работой детского мышления: создается суждение об объекте, выделяются существенные признаки, объект сравнивается с другими объектами.
– Показ картины, которая не знакома детям с точки зрения содержания. Его специфика заключается в том, что преобладающее место занимает речь учителя – объяснение, толкование новых слов, сравнение их значения с уже известными детям [2, с. 79].
3. Приёмы толкования значения слов
Особое внимание в лексической работе с дошкольниками уделяется семантике лексики (раскрытию семантической стороны слова).
Объяснение смысла слов возможно не только с опорой на зрительную ясность, но и с помощью уже выученных слов. На практике широко используются следующие методы интерпретации значения слов:
– объясните значение слов путем показа образов, например, фраза поздняя осень объясняется в процессе показа картинок, отражающих состояние природы осенью [5];
– сопоставление слов с другими словами – надеть что?; одеваться– кто?;
– объяснение этимологии этого слова. Например, в сказках для детей этого возраста встречаются такие слова: Дрозды-рябина, зайцы-кузнечики, Лиса зимой мышкует, ноябрь-полузимник, цапля-болото.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Содержание лексической работы в дошкольном учреждении определяется программой развития и воспитания детей. Расширение словарного запаса детей происходит за счет обогащения словаря названиями предметов, качеств, атрибутов, свойств, действий и процессов.
Развитие речи и словарного запаса детей, овладение ресурсами родного языка является одним из основных элементов формирования идентичности, развитие выработанных ценностей национальной культуры, тесно связанных с интеллектуальным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным направлением в языковом воспитании и обучении дошкольников.
1. Алексеева, М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400 с.
2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. –М. : Прочвещение, 1981. – 256 с.
3. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учебн. пособие. / Под ред. Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А.П. Николаичева. – М. : Просвещение, 1984. – 240 с.
4. Развитие речи детей дошкольного возраста : пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М. : Просвещение, 1984. – 256 с.
5. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н. А. Стародубова. – М. : Академия, 2007. – 256 с.
6. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. –М. : Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.