Практико-ориентированное обучение через реализацию связей курса математики 5-9 классов с бытовыми проблемами Курсовая работа (проект)
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Практико-ориентированное обучение через реализацию связей курса математики 5-9 классов с бытовыми проблемами»
по дисциплине: «Методика преподавания математики»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Практико-ориентированное обучение через реализацию связей курса математики 5-9 классов с бытовыми проблемами
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания математики
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 Связь учебного материала курса математики 5-9 классов с решением бытовых проблем человека
2 Содержание и методика организации уроков математики с точки зрения практико-ориентированного подхода
3 Литература и интернет- источники в помощь педагогу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время для современного образования стоит вопрос формирования и развития успешной личности, которая уверенно приспосабливается к изменениям окружающего мира, а также готова к работе и дальнейшему самообразованию. Для жизни человеку необходим не только огромный багаж знаний, но и умение правильно оценивать изменения в окружающем мире и умение грамотно применять свои навыки и знания на практике.
Одним из возможных решений этой проблемы является использование практико-ориентированного подхода к обучению детей в средней школе. Практико-ориентированное обучение соединяет науку и учащегося, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемы, которые перед ними возникают. Его главная цель – дать учащимся навыки, которые им необходимы в различных областях жизни, и дать им понять, где, как и почему они могут использовать знания, которые они получают на практике.
Практико-ориентированное обучение – это процесс освоения образовательной программы с целью формирования навыков практической деятельности за счет выполнения реальных практических заданий. Практико-ориентированное обучение должно основываться на оптимальном сочетании фундаментального образования и прикладной подготовки [1].
В рамках практико-ориентированного обучения необходимо организовать, начиная с 1 класса, деятельность учащихся, направленную на развитие у них навыков мышления и действий. На примере уроков математики можно выделить несколько основных техник практико-ориентированного обучения младших школьников.
Использование практико-ориентированных заданий позволяет учащимся применять свои знания в повседневных жизненных ситуациях, при решении практических и нестандартных задач. Но в учебниках по математике средней школы таких проблем очень мало, поэтому необходимо их отбирать, компилировать и активно внедрять в учебный процесс.
Практико-ориентированное обучение представляет собой определенные математические особенности как связь определенного курса математики и окружающей реальности. Именно решение данного процесса определяется применением математики в рамках экономики, технологии и иных сферах практико-ориентированное обучение. Именно задачи такого типа представляют интерес для учащихся.
При изучении нового материала опираются на имеющийся опыт учащихся, и уже на этапе закрепления и систематизации знаний даю ученикам задание из повседневной жизни, в котором они должны использовать приобретенные предметные знания и навыки.
Каждое такое задание не должно быть однозначным, как это чаще всего дается в учебнике. Лучше сформулировать задание таким образом, чтобы учащиеся думали, размышляли и предлагали свои пути решения проблемы, из которых они выбрали наиболее рациональный [2, с.57].
1 Связь учебного материала курса математики 5-9 классов с решением бытовых проблем человека
В широком смысле задача рассматривается как проблемная ситуация с четко определенной целью, которую необходимо достичь. В более узком смысле задача также называется самой целью, поставленной в рамках проблемной ситуации, т.е. то, что должно быть сделано.
Одним из основных компонентов содержания математического предмета являются математические задачи, с помощью которых учащиеся лучше усваивают теоретический материал. Поэтому решение проблем является основным видом деятельности в преподавании математики.
Проанализировав различные трактовки понятия «задача», Г.А. Белл выделил его определения. Он выделил три подхода к характеристике понятия «задача»:
Задача – это ситуация, требующая от субъекта какого-то действия. Мыслительная задача – это ситуация, требующая от субъекта какого-то действия, направленного на поиск неизвестного.
Проблемная задача (или задача) – ситуация, требующая от субъекта некоторого действия, направленного на нахождение неизвестного, на основе использования его связей с известным в условиях, когда субъект не имеет метода (алгоритма) этого действия [3].
Л.М. Фридман четко выражает свою точку зрения. Для него задача представляет собой проблемную ситуацию, которая выражается с помощью признаков естественного или научного языка. Он считает, что если субъект сталкивается с трудностями при выполнении действия на своем пути, то в результате возникает проблемная ситуация. Таким образом, проблемная ситуация – это не только трудности, возникающие на пути субъекта, но и его желание и стремление их устранить. Поэтому субъект является одним из элементов задачи, который осознал трудности в своей деятельности. Л.М. Фридман четко различает понятие проблемы и проблемной ситуации по следующим признакам:
Проблемная ситуация всегда богаче по содержанию, чем задача, потому что задача – это модель ситуации, отражающая лишь некоторые ее стороны. Для каждой проблемной ситуации существует одна или несколько задач, которые могут отличаться друг от друга как по набору свойств ситуации, представленной в них, так и по языку, на котором проблема выражается.
Проблемная ситуация существует в реальности, независимо от языка, и задача всегда связана с языком, на котором она выражается [4].
2 Содержание и методика организации уроков математики с точки зрения практико-ориентированного подхода
Из требований, предъявляемых к задачам, обеспечивающим практико-ориентированное обучение, следует, что сюжет практико-ориентированного задания представляет собой ситуацию, близкую к жизни, данные в которой взаимосвязаны друг с другом. Такие задания важны и имеют практическую ценность, главным образом, для учащихся в развитии математической компетентности. SESF ориентирует педагога на частое включение в учебный процесс практико-ориентированных заданий, поскольку работа с такими заданиями дает следующий результат:
- решение и построение задач на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный расчетный результат;
- построение новых задач на основе данных;
- использование полученных знаний в практической деятельности.
При разработке требований к построению практико-ориентированных задач центральной задачей становится разработка алгоритма построения таких задач [12, с.58].
Алгоритм создания практико-ориентированных задач.
- Определить цель задачи, ее место на уроке, в теме, в курсе.
- Определить направление задачи (профессиональное, междисциплинарное).
- Определить виды информации для создания задачи. В учебниках и методической литературе есть только один вид информации – текст. Остальные типы используются очень редко, в то время как все они могут быть использованы.
- Определить степень самостоятельности учащегося в получении и обработке информации.
- Выбрать структуру задания.
- Определить форму ответа на вопрос задания (однозначный, многомерный, нестандартный, без ответа, ответ в виде графика).
- Рассмотреть примеры «трансформированных» математических задач из учебника в практические [13].
Когда ситуация из жизни или деятельности выбирается для задачи из конкретной темы;
1. «Для покраски использовалось 15, 1,5 кг эмали. Сколько эмали потребуется для окраски пола в помещении размером 6,3 м и 4,5 м?
Решив эту проблему, можно выбрать ситуацию из жизни и сделать ее практичной:
«Во время летних каникул математический кабинет будет отремонтирован. Бухгалтерия выделила 15000 рублей на покраску пола. Достаточно ли средств выделила бухгалтерия?».
3 Литература и интернет- источники в помощь педагогу
С целью определения особенностей методического обеспечения уроках математики в рамках практико- ориентированного подхода в решении бытовых проблем, перед нами возникла необходимость в формировании литературного списка и списка интернет- источников, которые могут способствовать более оптимальному уровню обучения детей в рамках практико-ориентированного обучения [18].
Список литературных источников:
1. Герасимов, В.Д. Математика, 6 класс. – Мн. Адукацыя и выхаванне, 2017. – 325 с.
2. Математика. 6 класс. Самостоятельные и контрольные работы / В.Д. Герасимов. – Мн. Аверсэв, 2020. – 80 с.
3. Кузнецова, Е.П. Сборник задач по алгебре / Г.Л. Муравьева, Л. Шнеперман. – Мн.: Национальный институт образования, 2020. – 224 с.
4. Арефьева, И.Г. Алгебра. / О.Н. Пирютко, И.Г. Арефьева. – Мн.: Народная асвета, 2017. – 312 с.
5. Рогановская, Е.Н. Геометрия 7-9 классы. Многообразие идей и методов. – Мн.: Аверсэв, 2020. – 320 с.
6. Математика. 5 класс. Самостоятельные и контрольные работы / В.Д. Герасимов. – Мн.: национальный институт образования, 2020. – 365 с.
7. Сборник заданий по математике III ступени по учебному курсу «Математика». / В.В. Беняш-Кривец, Т.А. Адамович. – Мн..: Аверсев, 2015. – 288 с.
8. Сборник заданий по математике III ступени. Повышенный уровень. / В.В. Беняш-Кривец, Т.А. Адамович. – Мн..: Аверсев, 2015. – 325 с.
9. Математические представления в младшем школьном возрасте. / А.М. Калягин. – Мн.: Аверсев, 2013. – 228 с.
10. Алгебра и геометрия в представлениях беларусских авторов. / А.М. Генош, В.М. Васильковский. – Мн.: Аверсев, 2017. – 358 с.
11. Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. Учреждений / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников и др.– М.: Просвещение, 2007.– 287 с.
12. Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. Учреждений / Е.П. Кузнецова. – Мн.:НКО, 2016. – 269 с.
13. Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. Учреждений / Г.А. Заборовский. – Мн.: Аверсев, 2016. – 147 с.
14. Алгебра: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. Учреждений / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников и др.– М.: Просвещение, 2008.– 255 с.
15. Алгебра / П.Л. Новицкий. – Мн.: Аверсев, 2015. – 289 с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что математика занимает важное место в жизни каждого человека, и начиная с 5 класса происходит формирование стабильной личностной позиции человека, которая отражает особенности мышления человека и его взаимодействие с окружающим миром.
Обучение детей математическим дисциплинам происходит в рамках определенной учебной программы, направленной на оптимизацию личностной зрелости и формирования стабильной системы бытовых навыков. Мы можем сделать вывод о том, что система математического обучения детей школьного возраста оказывает влияние на формирование элементарных бытовых навыков, которые формируют жизненные устои каждого отдельного человека.
Практико-ориентированное обучение учащихся среднего звена общеобразовательной школы представляет собой определенное направление математического обучения и образования детей, которое способствует формированию оптимального уровня мышления и взаимодействия детей на уроках математики в процессе решения бытовых проблем, с которыми сталкивается любой человек в своей жизни.
Практико-ориентированное обучение на уроках математики представляет собой определенный уровень взаимосвязи между показателями обучения и решением бытовых и практическим проблем в жизни каждого человека. Дети, решая уроки математики определяют особенности практического решения важных ежедневных вопросов и определяет особенности решения важных вопросов решения бытовых проблем.
В рамках определения особенностей влияния математики на формирование умения решать бытовые проблемы нами были подобраны источники, способные определить особенности математического обучения детей, определить особенности практико-ориентированного подхода в математической науке.
Практико-ориентированные задачи направлены на практическое применение математических знаний, активизацию личностного потенциала учащихся, формирование активизации личности к изучению математических дисциплин, а также определяя особенности решения бытовых проблем.
Интернет- источники представляют собой совокупность методов и форм деятельности в рамках методических разработок авторов и педагогов различных школ и направлений, из которых есть возможность взять определенный опыт иных педагогов и применить на практике собственных занятий.
1. Бермус, А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный режим] – 2005. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
2. Захарова, О.А. Научим ли мы плавать без воды? [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.akademkniga.ru/umk/files/pub9.doc.
3. Печёнкина, Е.Н. Практико-ориентированные задачи на уроках математики в основной школе {Электронный ресурс] –Режим доступа: [http://rudocs.exdat.com/docs/index-100680.html].
4. Поварушкина, Н.В. Практикоориентированное обучение на уроках математики в условиях реализации программы профильной школы // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/501094/.
5. Сластенин, В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 576 с.
6. Ябурова, Е.А. Задачи с практическим содержанием как средство реализации практико-ориентированного обучения математике [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/zadachi-s-prakticheskim-soderzhaniem-kak-sredstvo-realizatsii-praktiko-orientirovannogo-obuc.
7. Ялалов, Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm.
8. Ященко И.В. Типовые экзаменационные варианты по математике 2017 / И.В. Ященко. – М.: Академия, 2017. – 245 с.
9. Герасимов, В.Д. Математика, 6 класс / В.Д. Герасимов. – Мн. Адукацыя и выхаванне, 2017. – 325 с.
10. Математика. 6 класс. Самостоятельные и контрольные работы / В.Д. Герасимов. – Мн. Аверсэв, 2020. – 80 с.
11. Математические представления в младшем школьном возрасте / А.М. Калягин. – Мн.: Аверсев, 2013. – 228 с.
12. Алгебра и геометрия в представлениях белорусских авторов / А.М. Генош, В.М. Васильковский. – Мн.: Аверсев, 2017. – 358 с.
13. Преподавание алгебры в общеобразовательной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.convdocs.org/docs/index–2161.html#28238http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/prikladnaya–napravlennost–pri–obuchenii–matematike–0
14. Обобщение опыта по теме практико-ориентированного обучения на уроках математики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/obobschenie–opita–po–teme–realizaciya–praktikoorientirovannogo–obucheniya–na–urokah–matematiki–na–primere–1177347.html
15. Обучение практическим навыкам детей на уроках математики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.n–asveta.by/dadatki/eshb/2016/pedsovet_nov.pdf
16. Практико-ориентированное обучение на уроках математики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/doklad–na–temu–praktikoorientirovannoe–obuchenie–na–urokah–matematiki–1442760.html
17. Общепедагогические основы практикоориентированного обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya–shkola/obshchepedagogicheskie–tekhnologii/2016/10/31/praktiko–orientirovannoe–obuchenie
18. Методическая разработка на тему проблемное обучение на уроках математики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskaya–razrabotka–na–temu–problemnoe–obuchenie–na–urokah–matematiki–klassi–1278274.html
19. Практико- ориентированный подход на уроке математики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/praktiko–oriientirovannyi–podkhod–v–obuchienii–matiematiki.html
20. Формирование математических представлений у детей подросткового возраста. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/625875/
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты