Проблема монополизации хозяйственных процессов, конкурентность на рынке привлекают сейчас не только ученых-экономистов, но и широкие круги рядовых людей. В каждом государстве есть свои монополии, захватывающие существенные доли рынков, исходя из этого появляется необходимость ограничения их воздействия, т.е. использовать антимонопольную политику. С начала 1990-х гг. подобные трудности остро встали перед Республикой Беларусь. Без принятия твердых и поочередных мер направленных против монополизации невозможно было рассчитывать на позитивные результаты экономических реформ и переход к рыночной экономике. Успех в экономических реформах и трансформациях в большой степени находится в зависимости от взвешенной, сверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
Антимонопольная политика, несомненно, крайне важна для экономики любой страны. Правильно избранные меры по регулированию деятельности монополий содействуют развитию конкуренции, стабилизации рыночных отношений и оптимизации экономических процессов в целом.
Еще в минувшем веке во множестве государств монополизм рассматривался как экономическое зло, направленное против общества. В соответствии с этим были приняты, принимаются и регулируются особые законы, нацеленные на предотвращение или же ослабление негативных результатов монополизации рынков. Пробуя возмещать несовершенство рынка, правительство, прибегая к разным методикам и способам, избирает более адекватные для решения той или иной задачи. Основной из текущих задач является ликвидация диспропорций, которые порождаются несовершенствами рынка.
Система государственного регулирования экономики, которая сформировалась во всех промышленно развитых государствах, в качестве обязательной составляющей считает создание благоприятных факторов для становления создающей конкуренцию среды на рынке продуктов и услуг. Антимонопольное регулирование является важнейшей составной частью экономической политики во всех государствах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование в совокупности с помощью предпринимательству и организацией защиты прав потребителей выступают как одно из значительных условий эффективного социально-экономического становления Республики Беларусь.
Актуальность данной темы очевидна, т.к. без эффективного антимонопольного законодательства рынок перестанет быть конкуретным, на нем останутся лишь фирмы-монополисты, а это нанесет серьезный удар по всему предпринимательству.
1 СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МОНОПОЛИЗМА В ЭКОНОМИКЕ, ЭВОЛЮЦИЯ МОНОПОЛИЗМА
Определение “монополия” является многофункциональным. Оно крайне часто используется в экономике, политике, идеологии, науке, искусстве, литературе.
В отечественной и западной экономической теории данное определение связано с помехами на пути к совершенной конкуренции, или преградами, носящими юридический характер (например, особые привилегии, которые вводит государство), или которые основаны на владении невосполняемыми природными ресурсами (например, наилучшие земельные участки), или которые порождены сговором, подкрепленным собственностью на редкие ресурсы [5, c.152].
В плане историческом монополия ранее рассматривалась как некий правовой аспект. Он появился еще в Римском праве, а также британском законодательстве, где также выделялись показатели, связанные с обладанием исключительными правами, властью, преимуществами и прерогативами, позволяющими получать сверхприбыль. Так, к примеру, в кодексе Наполеона монополия определятся как приоритет на преимущество, т.к. единоличное обладание исключительными преимуществами, или привилегиями, появлялось в любой области деловой активности, а чаще всего именно в торговых отношениях.
В британских законах термин “монополия” использовался только в том значении, когда дело касалось царских привилегий, предоставлявшихся отдельным лицам на совершение сделок или на продажу конкретных видов продуктов (услуг).
Монополию часто характеризуют в значении правовой величины, рыночной модели и формы организации производства. В западных экономических источниках литературы доминируют первые два вида определений, т.е. монополия представляется в качестве одной из главных рыночных моделей (структур рынка) вровень с абсолютной и монополистической конкуренцией и олигополией.
Как критерии дифференциации термина монополии следует выделить ряд моментов: обладание властью, направленность на активность, обладание преимуществами или превосходствами, контроль над ценами и предложением товаров, объединение (альянс) предприятий, тип экономических отношений, количество и величина хозяйствующих субъектов. Таким образом, наиболее распространено определение монополии как рынка, где единственная компания представляет собой и производителя, и продавца некоторого продукта, который не имеет заменителей, и таким способом может воздействовать на цены товаров и объем их предложения потребителям [5, c.154].
2 МОНОПОЛИЗМ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ОПЫТ БОРЬБЫ С НИМ В СТРАНАХ ЕС И ЕАЭС
Глобальная тенденция к экономической либерализации, открытию рынков и поощрению торговли проявилась в 1980-1990-е гг., когда множество развитых и развивающихся стран начали отдавать предпочтение не жесткому государственному регулированию, а рыночным силам в качестве определяющих факторов для производства и распределения товаров и услуг. Для того чтобы рыночные силы не смогли оказать отрицательного воздействия на рынок, появилась настоятельная потребность государственного вмешательства в процессы его функционирования [8, c.153].
Так, классическое регулирование (таможенное, налоговое и пр.), как правило, подразумевает присутствие долгих отношений между регулирующим органом и объектами регулирования. Политика конкуренции (называемая в Соединенных Штатах антитрестовской политикой) поможет финансовой либерализации, поощряя или же временами заставляя независимых клиентов и продавцов вступать в конкурентные отношения.
Первые подходы к созданию теории монополий появились в буржуазной политэкономии еще в тот период, когда сама монополия была мало распространена, в целом господствовала свободная конкуренция.
Начиная с А. Смита, в буржуазной экономической литературе проповедовался принцип свободной конкуренции. Объективно эти теоретические воззрения отражали реальность капитализма.
Первым, кто последовательно отстаивал свободную конкуренцию, был классик французской политэкономии П. Буагильбер. Он выдвинул лозунг экономического невмешательства и свободной конкуренции. Но теоретически это было основано великим английским экономистом А. Смитом. В основу своих взглядов на конкуренцию он положил учение о «естественном порядке». «Экономический человек» Смита, наиболее адекватный этому порядку, по существу представлял собой персонифицированную идею конкуренции. Смит выступил с резкой критикой феодальной монополии [5, c.160].
Теория «современной конкуренции» Вальраса считается классической в экономической науке. Его идеи послужили отправной точкой для последующего появления и развития рыночных трактовок монополии. Основное внимание он сосредоточил на исследовании «современной конкуренции».
Первые подходы непосредственно к исследованию монополии в буржуазной экономической литературе появляются в трудах известного французского экономиста и математика А. Курно. В 1838 г. им была опубликована книга «Исследование математических принципов теории богатства». Наибольшую известность Курно получил как основоположник математического метода в политической экономии.
3 ОСОБЕННОСТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ МОНОПОЛИЗМА И СТИМУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Анализ состояния монополизма в экономике
В нашей республике, как и в бывшем СССР, сложился особый тип монопольного хозяйства и самих монополий, существенно отличающихся от классических рыночных. Монополизм проявлялся в специфических формах и условиях хозяйствования, обусловленных особенностями социально-экономического развития республики в составе бывшего СССР. Имело место не реальное обладание монопольной властью со стороны самостоятельных хозяйствующих субъектов (возможность определять объемы производства и цены на продукцию, диктовать условия потребителям), а формальное лидерство и подчинение вышестоящим инстанциям.
В народном хозяйстве Республики Беларусь доминируют крупные (относительно доли, занимаемой на рынке товаров и услуг) структуры, как в виде самостоятельных предприятий, так и в форме их объединений.
В Республике Беларусь государственный монополизм проявляется прежде всего в сфере управления, обусловливая монополизм хозяйствующих субъектов как в сфере производства, так и в сфере обращения. В зависимости от критериев можно выделить: по происхождению - естественный и искусственный монополизм; по степени влияния - всеобщий, абсолютный и т. н. олигополию; по сфере влияния - отраслевой и межотраслевой; по территориальному признаку - тотальный и локальный; по функциональной роли - ведомственный, должностной и производственный [9, c.34].
В белорусской экономике господствуют монополия государственной собственности — по содержанию, а по форме - чистая монополия и олигополия (наличие ограниченного числа производителей однотипной продукции, взаимозаменяемой, но не идентичной).
В Республике Беларусь установлена государственная монополия на продажу всех видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему (кроме гладкоствольного охотничьего огнестрельного оружия и боеприпасов).
Государственная монополия существует на все виды ресурсов, имеющих стратегическое значение или монополизированных в силу естественно-природных факторов.
Хозяйствующими субъектами, относящимися к государственной монополии, являются: 1) предприятия оборонной промышленности; 2) предприятия ликероводочной отрасли; 3) предприятия табачной отрасли; 4) предприятия фармацевтической промышленности; 5) объекты хранения государственных ресурсов; 6) предприятия по захоронению радиоактивных и промышленных отходов; 7) учреждения гидрометеорологии, картографии и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Монополия (от греч. monopolium -"продаю один","единственный торговец") означает исключительные преимущества на ведение определенного вида хозяйственной деятельности (торговля, производство, промысел), принадлежащие одному лицу, группе лиц, предприятию или государству, позволяющему реализацию личных интересов и получение монопольного дохода и прибыли.
Функции монополии можно определить по количественным и качественным признакам, организационным формам, характеру взаимоотношений с конкурентами-аутсайдерами, текущему состоянию рынка, соотношению спроса и предложения, нуждам и интересам продавцов и клиентов, наличию тех или иных ресурсов и по экономической политике страны. На функции монополии влияют объем капитала, научно-технический потенциал компаний, определенное состояние рыночной инфраструктуры, права доступа к источникам информации, конкуренция и общественное мнение.
Монопольную власть определяют как возможность индивидуального (коллективного) производителя (продавца) контролировать рыночные цены на свои товары и влиять на них с помощью регулирования поставляемого на рынок, его количества.
Есть целый ряд экономических и социальных потерь, которые связаны с монополией. При всем этом именно за счет рыночной власти монополия способна компенсировать устаревшие технологии, неэффективную производственную структуру, раздутый бюрократический аппарат и т.д.
Основу политики антимонопольного регулирования, реализуемой в 120 странах мира, составляют законодательство о конкуренции и антимонопольное законодательство, которые ставят перед собой цель - содействие развитию рыночных структур в рамках отдельного государства или группы государств и ограничение монопольной власти одного или нескольких субъектов, а также регулирование отношений между участниками рынка в различных государствах.
Анализ антимонопольных законов и направления их эволюции позволяет выделить следующие общие положения, присущие большинству законов вне зависимости от страны проведения:
- Содействие экономической либерализации.
- Ограничение монополий, демонополизация экономики и поддержка малого предпринимательства.
- Жесткий контроль и наблюдение за поведением субъектов, имеющих доминирующее положение.
- Недопущение несанкционированных соглашений, ограничение слияний.