1. Информационный блок
2. Описание технологии опыта
3. Заключение
Список использованной литературы
1. Информационный блок
1.1. Название темы опыта
Использование схем и таблиц на уроках географии в 6 классе как средство обучения и основа эффективного усвоения учебного материала.
1.2. Актуальность опыта
Любого педагога волнует вопрос эффективности его занятий, с помощью каких средств сделать его еще интереснее. В данном ключе наглядные средства и материалы на уроке географии играют важную роль. География представляет собой учебный предмет, который изначально обуславливает применение большого количества способов наглядного преподнесения материала. «...Ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности как география, и, в тоже время, ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география…» – так в свое время отмечал особенности этого предмета известный ученый Н.Н. Баранский.
Без демонстрационного материала на уроках географии обойтись практически не представляется возможным. Это обусловлено тем, что изучить какие-либо объекты, не видев их своими глазами довольно сложно. При этом все показать нельзя, а в некоторых случаях даже нецелесообразно. Объяснением тому является тот факт, что у ребенка, помимо всего прочего, должен развиваться абстрактный вид мышления.
Наиболее важным средством наглядности представляется то, которое создается непосредственно в процессе урока. Данное средство наглядности выполняет функцию конспектирования учебного материала, новой информации.
2. Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта
География в качестве учебного предмета представляет собой совокупность большого количества взаимосвязанных и взаимообусловленных природно-экономических представлений, принципов, закономерностей, исследование и освоение которых трудно реализовать без дополнительного наглядного материала. Особо важное значение в развитии навыка самостоятельности, интереса к изучению, использованию абстрактно-логического типа мышления отводится применению наглядно-демонстрационных материалов, к которым относятся опорные сигналы, различные таблицы, схемы-опоры.
2.2. Описание сути опыта
Применение опорных конспектов надолго обосновалось в педагогической практике, что обусловлено популярностью научно-практических трудов донецкого педагога В.Ф. Шаталова. Опорные конспекты представляют собой наглядные схемы, в которых отражаются предназначенные для усвоения информационные единицы, представлены различного рода связи между ними, применяются знаки, которые напоминают о примере, опыте, используемых для конкретизации абстрактного содержания изучаемого материала.
Что касается непосредственно умственного развития школьников, более важными представляются задания, в процессе выполнения которых ученики научаются самостоятельно строить схемы, структуры, которые выступают в качестве опоры для мыслей, опоры для действий учащихся. В процессе работы с опорной схемой и таблицей дети могут спорить, доказывать, ошибаться, обобщать и делать выводы. Использование опорной схемы, таблицы способствует оживлению урока.
3. Заключение
Во время проведения опытного исследования была возможность выделить самые часто используемые опорные схемы, таблицы, которые показывают педагогу направления эффективной организации процесса обучения по предмету география. За этот период были разработаны определенные чертежи, рисунки, схемы, которые предназначаются для повышения эффективности усвоения учебного материала.
Проведенное исследование подтвердило, что применение во время обучения опорного конспекта способствует развитию памяти, логического мышления, способности к анализу, монологической речи, раскрытию творческого потенциала, индивидуальных способностей школьников. Обучение приемам графического конспектирования обладает определенным практическим значением, что обусловлено применением в работе учащихся различных источников знаний, как в области географии, так и других предметов.
1. Андреенко, В.М. Активные формы и методы в обучении географии / В.М. Андреенко. – Ишим: Изд-во ИГПИ, 1999.
2. Грибченко, Ю.Н., Куренкова, Е.И. География в определениях, таблицах и схемах / Ю.Н. Грибченко, Е.И. Куренкова – Минск: ООО «Харвест», 1997.
3. Данилова, Е.А. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах: география / Е.А. Данилова – С-Пб.: Тригон, 2007.
4. Душина, И.В. Методика и технология обучения географии / И.В. Душина – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.
5. Кондратюк, Н.Н. Дидактические материалы по географии / Н.Н. Кондратюк – М.: ТЦ Сфера, 2003.
6. Нестандартные уроки географии. 6-7 классы / сост. Н.Н. Перепечева – Волгоград, ИТД «Корифей», 2005.
7. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко – Минск: Народное образование, 1998.
8. Современный урок географии. Ч.2: Методические разработки с использованием новых педагогических технологий / ред.сост. И.И. Баринова. – М.: Школа-Пресс, 2001.
9. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко – М.: «Гардарики», 2004.
10. Шаталов, В.Ф. Путь поиска / В.Ф. Шаталов - С-Пб: Лань, 1996.
11. Якубович, Ж.М. Начальный курс географии в схемах и таблицах / Ж.М. Якубович – Минск: ООО «Юнипресс», 2002.