Психодиагностика мотивации достижений и социального статуса Курсовая работа (проект)
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психодиагностика мотивации достижений и социального статуса»
по дисциплине: «Психология»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Психодиагностика мотивации достижений и социального статуса
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица результатов по методике «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реан).
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица результатов по методике «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реан).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ И СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА
1.1 Сущность понятия «мотивация достижений» в психологии
1.2 Сущность социального статуса
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У ЛИЧНОСТЕЙ РАЗЛИЧНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Эффективное социальное взаимодействие с человеком возможно лишь при условии учёта особенностей его мотивации, особенно хорошо прослеживается данная зависимость в тех сферах деятельности, где объектом труда является сам человек и во многом результат такой деятельности – высокоразвитая психологически здоровая личность. Это такие профессии как педагог, врач, руководитель, социальный работник и т.п. Люди, вышеназванных профессий, как правило, оказывают определяющее влияние на формирование мотивационной сферы человека и от их труда во многом зависит, какое общество имеется в современном государстве. Поэтому справедливо предположить, что такие профессии могут занимать люди высокообразованные, психологически грамотные, характеризующиеся широкой и гибкой мотивационной сферой и соответствующим социальным статусом. Так же особое внимание следует уделить психологическому здоровью и комфорту женщины, так как, в основном, вышеназванные профессии являются, в большей степени, уделом именно женского жизненного пути – особенно материнство и воспитание детей. И то, как у женщины выстроиться иерархия мотивов и ценностей будет предопределять основную направленность в методах, способах и целях воспитания. В данном случае можно процитировать ученного-психолога Е.П. Ильина, который очень чётко отразил основную идею особенностей формирования мотивационной сферы личности.
Понятие успеха прочно вошло в жизнь современного человека. Успех достигается в различных видах и сферах деятельности – в учебной и профессиональной деятельности, в личной жизни, в саморазвитии. Успех в деятельности зависит не только от способностей человека и его собственных представлений о них, но и от стремления достичь цели, от целеустремленного и настойчивого труда ради достижения успеха, т.е. от мотивации достижения. Субъективная вероятность достижения успеха понимается как ожидание того, что выполнение действия приведет к успеху, т.е. отражает степень уверенности в успехе. Субъективная вероятность достижения цели зависит от уровня самооценки, субъективной сложности задания и убеждений, что успех зависит от затраченных усилий.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ И СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА
1.1 Сущность понятия «мотивация достижений» в психологии
В настоящее время не существует общепринятого определения понятия «мотивация». Различные авторы под мотивом понимают или побуждение, или цель (предмет), или намерение, или потребность, или свойство личности, или ее состояние. Мотив является устойчивым образованием мотивационной сферы в виде опредмеченной потребности [10, с. 50].
В отечественной литературе наиболее распространена теория деятельности, где мотив рассматривается как центральный, системообразующий фактор деятельности. Как отмечает В.К. Вилюнас, термин «мотивация» является родовым понятием для обозначения всех факторов, представленных на уровне психического отражения и направляющих поведение человека на удовлетворение потребностей [4, с. 79].
Понятие «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем понятие «мотив». По определению С.С. Занюк, мотивация – это совокупность личностных и ситуативных факторов, которые побуждают индивида к активной деятельности и обеспечивают успех в этой деятельности [9, с. 96].
По Х. Хекхаузену, мотив отражает относительно устойчивые личностные диспозиции, т.е. индивидуально-специфические моменты мотивационного процесса, побуждаемого ситуационными переменными. Мотивация выступает как побуждение к действию определенным мотивом, как процесс выбора из возможных действий, регулирующий и направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний, а также поддерживающий эту направленность. Другими словами, мотивацией объясняется целенаправленность действия [24, с. 224].
Мотивация, как специфическая активность человека в плане сознания, в развернутом виде является особым намеренным действием человека с внешними и внутренними операциями, включенным в процесс порождения деятельности [11, с. 52].
Мотивация является сложной системой, которая имеет свою структуру. Б.И. Додонов описал структуру мотивации в виде ее структурных компонентов:
– удовольствия от самой деятельности;
– значимости для личности непосредственного ее результата,
– «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность,
– принуждающего давления на личность [6, с. 219].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У ЛИЧНОСТЕЙ РАЗЛИЧНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА
2.1 Организация и методы проведения исследования
Целью данной курсовой работы является провести психологическую диагностику мотивации достижения и социального статуса. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в несколько этапов.
Цель исследования: выявить особенности мотивации достижения успехов у студентов.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение особенностей мотивации достижения успехов у студентов с помощью тестирования;
3) обработка и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
База исследования: БГПУ им. Максима Танка.
Выборка исследования: всего в исследовании приняли участие 30 студентов 2 курса. Возраст испытуемых – 18-19 лет.
Методики исследования:
1. Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана [23]. Назначение методики: диагностика преобладающего типа мотивации личности: мотивация на достижение успеха или мотивация на избегание неудачи. Если мотивация на успех относится к позитивной мотивации, то мотивация на неудачу – к негативной. Опросник включает 20 утверждений, на которые необходимо ответить «да» или «нет». При обработке данных за каждое совпадение ответа с ключом начисляется 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.
Критерии оценки: количество набранных баллов лежит в диапазоне от 1 до 7 свидетельствует о мотивации на неудачу (боязни неудачи); количество набранных баллов от 14 до 20 свидетельствует о мотивации на успех (надежде на успех); количество набранных баллов от 8 до 13 свидетельствует о том, что мотивационный полюс ярко не выражен. Если количество баллов составляет 8- 9, наблюдается тенденция мотивацию на неудачу; если количество баллов равно 12-13, то наблюдается определенная тенденция мотивации на успех.
2. Опросник Т. Элерса для изучения уровня мотивации достижения успеха [21].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мотивация понимается большинством авторов как совокупность психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека. В сложный мотивационный процесс включены: потребности, мотивы, мировоззрение, личностные особенности и представления индивида о себе, о своих возможностях, функциональные и эмоциональные состояния и переживания, знание об окружающей среде, где разворачивается его деятельность. В современной психологии существуют различные классификации мотивации – по содержанию потребностей, по критерию социальных установок, по видам деятельности, по степени осознанности, по отношению к выполняемой деятельности, по критерию уровня притязаний. Мотивация достижения – это мотивация, направленная на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированная на достижение определенного результата, к которому применяется критерий успешности. Мотивация достижения является сложным конструктам и включает ряд блоков: мотивационно-регуляционный, целевой, интенциональный, блок реагирования на ситуацию помехи и неудачи, блок реализации намерений. Мотивация достижения бывает двух видов: мотивация к успеху и мотивацию к избеганию неудач. Мотивация к успеху является положительной мотивацией, позволяя достигнуть высоких результатов в деятельности; мотивация избегания неудачи – это негативная мотивация, которая препятствует успешному выполнению действий.
Социальный статус – это положение, занимаемое индивидом в системе межличностных отношений. Он определяется числом выборов или предпочтений, которые получает каждый член группы по результатам социометрического опроса. Формирование социального статуса происходит в процессе социализации. Социальный статус имеет внутренне содержательную сторону, диспозиционно-пространственное измерение и внешне номинационную форму.
1. Аверин, В. А. Психология личности / В. А. Аверина. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 1999. – 89 с.
2. Барышева, Т. А. Креативность. Диагностика и развитие : монография / Т. А. Барышева. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. – 205 с.
3. Буянова, М. В. Социально-психологические факторы мотивации достижения : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.05 / М. В. Буянова. – Санкт-Петербург, 2004. – 18 с.
4. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека : монография / В. К. Вилюнас. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 288 с.
5. Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения / Т. О. Гордеева. – М. : Смысл, 2006. – 336 с.
6. Горская, Н. Е. Теоретические подходы к исследованию структуры мотивации личности / Н. Е. Горская // Вестник Иркутского гос. технического ун-та. – 2015. –№ 1. – С. 217–221.
7. Грень, Л. Н. Значение убеждений и усилий студентов в формировании мотивации достижения успеха / Л. Н. Грень // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2008. – № 1. – С. 62–65.
8. Живаева, Ю. В. Изучение соотношения психологического благополучия и проявления мотивации достижения у студентов педагогического вуза / Ю. В. Живаева, И. Б. Вологжанина // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения. – 2009. – № 5–1. – С. 14–18.
9. Занюк, С. С. Психология мотивации : Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг / С. С. Занюк. – Киев : Ника-Центр, 2001. – 352 с.
10. Зобнина, Л. Я. Исследование мотивации достижения / Л. Я. Зобнина // Вестник СПбГУ. – 2009. – № 2. – С. 117-122.
11. Иванников, В. А. Анализ мотивации с позиций теории деятельности / В. А. Иванников // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 1. – С. 49-50.
12. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин – СПб. : Питер, 2002 – 512 с.
13. Куприна, М. В. Мотив достижения в структуре креативной личности : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.01 / М. В. Куприна. – Хабаровск, 2004. – 22 с.
14. Леонтьев, Д.А. Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2003. – 456 с.
15. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Пер. с англ. – СПб. : Питер, 2007. – 672 с.
16. Маслоу, А. Мотивация и личность / Пер. с нем. – СПб. : Питер, 2008. – 352 с.
17. Мешков, Н. И. Мотивация личности как ключевая проблема психологии / Н. И. Мешков // Интеграция образования. – 2015. – № 1. – С. 37-45.
18. Минеева, Л. А. Изучение взаимосвязи креативности с мотивацией достижений и их влияние на ценностные ориентации в карьере будущего врача / Л. А. Минеева, Н. А. Русина // Медицинская психология в России. – 2012. – №2. – С. 1-8.
19. Мирсаетова, А. А. Мотивация достижения успеха личности: психологический аспект / А. А. Мирсаетова // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 5. – С. 56-59.
20. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1. – 656 с.
21. Опросник Т. Элерса для изучения уровня мотивации достижения успеха // Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред. и сост. Д. Я. Райгородский. – Самара, 2006. – С. 496-502.
22. Пакулина, С. А. Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов в ВУЗе / С. А. Пакулина // Известия РПГУ. – 2008. – № 88. – С. 54–59.
23. Реан, А. А. Психология изучения личности / А. А. Реан. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 426 с.
24. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Пер. с англ. – М. : Смысл, 2003. – 860 с.
25. Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. – СПб. : Питер, 2002. – 512 с.
26. Хэлворсон, Х. Г. Психология мотивации. Как глубинные установки влияют на наши желания / Х. Г. Хэлворсон, Т. Хиггинс. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 272 с.
27. Церковский, А. Л. Стрессоустойчивость студентов и мотивация достижения / А. Л. Церковский // Вестник Витебского гос. мед. ун-та. – 2012. – № 2. – С. 15–19.
28. Шкуратова, А. П. Исследование мотивации достижения в учебном процессе / А. П. Шкуратова // Вестник Забайкальского гос. ун-та. – 2014. – № 1. – С. 84–88.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица результатов по методике «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реан).
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица результатов по методике «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реан).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты