Роль народных традиций в воспитании школьника Курсовая работа (проект)
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Роль народных традиций в воспитании школьника»
по дисциплине: «Педагогика»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Роль народных традиций в воспитании школьника
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
1.1 Теоретические аспекты использования традиций народной педагогики в воспитании младших школьников
1.2 Использование народных традиций в современном педагогическом процессе
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЫ
2.1 Формы и средства использования народных традиций в воспитании школьников
2.2 Организация работы с использованием традиций народной педагоги как средства воспитания младших школьников, и закрепление знаний о средствах народной педагогики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Народные традиции – это исторически сформировавшаяся совокупность образовательного и социального опыта, норм поведения, социальных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучили детей к системному труду, передав все навыки, знания и умения, известные в крестьянском мире, способствовали формированию трудовых привычек, трудолюбия, почитания и уважения к труду, ответственности за порученную работу. Жизненный опыт набирается на протяжении всей истории народа и находит свое отражение в народных традициях. Следует широко использовать богатый арсенал национальных традиций, сформировавшийся на основе конкретных исторических условий развития народа. Культурное наследие народа содержит в себе педагогически ценные идеи и многовековой проверенный опыт образования, который, развиваясь, обогащает мировую образовательную мысль.
Роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения велика. Наиболее значимым периодом в нравственном развитии личности является ранний школьный возраст. Этот возраст характеризуется повышенной чувствительностью к внешним воздействиям и верой в воспитание всего, чему учат, что, как говорят, безусловно и необходимо в нравственных нормах, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Это является ключом к обучению и воспитанию младших школьников.
Воспитание младших школьников в традициях национальной педагогики способствует признанию и укреплению национального самосознания, столь важного для сохранения самобытности общества, сохранения истории и определения будущего нашего народа.
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
1.1 Теоретические аспекты использования традиций народной педагогики в воспитании младших школьников
Культура страны представляет собой, пожалуй, наиболее хорошо сохранившийся среди восточноевропейских славян набор древних языческих обычаев и традиций. Даже несмотря на многовековое господство христианства (как православного, так и католического) в Беларуси сохранились отголоски множества древних ритуалов, начиная с Масленицы и Купалы, «Громницы» и «Гуканне весны» (перелом года от зимы к лету), «Сороки» и «Деды», «Коляд» и «Дожинок» (праздник окончания жатвы), «талаки» и «сябрына» (обычай общинной взаимопомощи), и заканчивая множеством обрядов, связанных со свадьбой, рождением или смертью. Как и у соседей, здесь было множество ритуалов, связанных с сельским хозяйством, с заготовкой леса и баней, а вся природа почиталась как единое живое существо. Все эти обряды вплелись в позднейшие христианские ритуалы, образуя неповторимую и колоритную белорусскую культуру.
Прежде, чем говорить о понятии «народные традиции», необходимо определить понятие слова традиция.
Традиция (от латинского traditio – традиция) – исторически обоснованные и передаваемые из поколения в поколение обычаи, заповеди, правила поведения. Различные области семейной жизни и семейной деятельности основаны на примере различных моделей, которые смоделированы на новых поколениях семей и управляют созданием новых семей [19, с. 19].
Народная педагогика – совокупность знаний и навыков воспитания, сохраненных в этнокультурных традициях, народного этического и художественного творчества [11].
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЫ
2.1 Формы и средства использования народных традиций в воспитании школьников
Народные традиции, передаваемые из поколения в поколение, создают различные средства и формы образования.
Одно из средств передачи традиции – песни. Народные песни вобрали в себя величайшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на человеческое счастье. Ребенок счастлив, когда поет. Главная цель песни – привить любовь к прекрасному, развить эстетические глаза и вкусы. Большинство колыбельных песен раскрывают огромную силу материнской любви. Уже среди детей–подростков наиболее распространены веселые, шутливые, пылкие песни. Самый богатый репертуар в молодости. У каждого возраста есть свои песни. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Воздействуют на чувства человека, они одновременно влияют на его сознание и поведение. Поэтому их можно с полным основанием отнести к комбинированным средствам народного просвещения.
Сказки – это важное воспитательное средство, веками разрабатываемое и испытываемое народом. Жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказки неразделимы, они созданы друг для друга, поэтому знакомство со сказками своего народа обязательно должно быть частью воспитания и воспитания каждого ребенка. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве истины и в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и повышает воспитательное значение.
Образность – важная черта сказок. Герой, как правило ярко проявляет основные черты характера: трудолюбие, остроумие, такие черты, как физическая сила, мужество, храбрость. Важнейшая особенность сказок – дидактика, которая имеет поучительный характер «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». В сказках поднимаются многие проблемы просвещения общественности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Народные традиции – это исторически сформировавшаяся совокупность образовательного и социального опыта, норм поведения, социальных традиций, переданных их поколениям. Трудовые традиции духовного воспитания учат детей трудиться системно, передавая все навыки, знания и умения, известные в мире, способствуя формированию трудовых привычек, трудолюбия, почитания и уважения к труду, ответственности за порученный им труд.
Для воспитания подрастающего поколения большое значение имеют народные традиции. Народное искусство является воплощением народного представления о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенностью декоративно–прикладного народного искусства является яркость красок, контрастность рисунка, страсть к растительным, животным или геометрическим орнаментам. Именно народные традиции, к которым присоединяется подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, их нравах и обычаях, не дают людям забыть свою историю.
Самое главное в воспитании детей, которое всегда имеет непреходящее значение и очень актуально в современных условиях, – это уважение к ценностям, созданным человеческим трудом и природой. В народной педагогической практике мы находим осознанное и неосознанное желание использовать каждую часть, область жизни в воспитательных целях. Традиция жива до тех пор, пока ее почитают и защищают.
Существуют разнообразные формы и средства использования народных традиций в воспитании школьников – песни, сказки, пословицы и поговорки, игры и др.. В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Пособием для воспитания является вся жизнь с ее трудовыми буднями, праздниками, природой, животным миром, песнями и сказками.
1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей школьного возраста. Как помочь ребенку? / Е.Е. Алексеева. – М.: Речь, Сфера, 2012. – 288 с.
2. Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики / Р.Я. Антонова. – Якутск: Просвещение, 1995. – 218 с.
3. Архарова К.Ш. Народная педагогика и современная школа / К.Ш. Архарова. – Уфа: Баш ГПУ, 2000. – 328 с.
4. Батурина Г. И. Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания / Г.И. Батурина // Педагогика. – 2000. – № 3. – С. 120.
5. Батурина Г.И., Народная педагогика в современном учебно–воспитательном процессе / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина. – М.: Школьная пресса, 2003. –144 с.
6. Валеев И.И. Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников / И.И. Валеев. – М.: Наука, 1998. – 278 с.
7. Виноградов Г.С. Народная педагогика. – Иркутск: Прогресс, 1998. – 89.
8. Волков Г. Н. Этнопедагогические проблемы современного образования и воспитания: теория и практика / Г.Н, Волков // Вестник Российского государственного научного фонда. – М.: Народное образование, 1998. – С. 168.
9. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М.: Академия, 2001. – 176 с.
10. Измайлов А.Э. Народная педагогика /А.Э. Измайлов. – М.: Педагогика, 1991. – 83 с.
11. Каджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Каджаспирова. – М.: Академия, 2001. – 237 с.
12. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. Козлова // Школьное воспитание. – 2001. – № 9. – С. 98–101.
13. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь / В.Г. Крысько. – М.: Когито–Центр, 1999. – 343 с.
14. Латышина Д.И. Традиции, воспитания детей у русского народа / Д.И. Латышина. – М.: Школьная пресса, 2004. – 128 с.
15. Макаренко А.С. О воспитании в семье / А.С. Макаренко. – М.: Учпедгиз. – 1955. – 320 с.
16. Мельникова Н. Школьный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм / Н. Мельникова // Школьное воспитание. – 2006. – №10. – С. 82–93.
17.Найденова Е.А. Детский коллектив и толерантность / Е.А. Найденова. – М.: РУДН, 2003. – 406 с.
18. Найденова Е.А. Школа миротворчества для самых маленьких / Е.А. Найденова. – М.: Просвещение, 2000. – 434 с.
19. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2008. – 225 с.
20. Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей / А.П. Оконешникова. – Пермь: Просвещение, 1996. – 143 с.
21. Палаткина Г.В. Формирование этнотолерантности у младших школьников / Г.В. Палаткина // Начальная школа. – 2003. – №11. – С. 65–72.
22. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: Просвещение, 1996. – 432 с.
23. Соловьева Е.В. Приобщение детей младшего школьного возраста к традиционным ценностям отечественной культуры / Е.В. Соловьева // Методист. 2006. – №1. – С. 32–38.
24. Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника / Е.В. Субботский // Вопросы психологии. 1999. – № 4. – С. 29–37.
25. Суханов И.В. Обычай, традиции и преемственность поколений / И.В. Суханов. – М.: Просвещение, 1998. – 173 с.
26. Харина Н.Р. Воспитательная система малочисленной сельской школы / Н.Р. Харина // Воспитание школьников. – 2001. – №1. – С. 84–101.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты