Юмор в творчестве М. Твена Курсовая работа (проект)
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Юмор в творчестве М. Твена»
по дисциплине: «Зарубежная литература (английский язык)»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Юмор в творчестве М. Твена
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Зарубежная литература (английский язык)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX ВВ.
1.1 Творчество американских писателей второй половины XIX – начала XX вв.
1.2 Особенности художественного американского юмора второй половины XIX века
ГЛАВА 2 ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ТВОРЧЕСТВЕ МАРКА ТВЕНА
2.1 Жизнь и творчество Марка Твена
2.2 Юмор в художественных произведениях Марка Твена
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В мировой литературе есть писатели, творчество которых со временем раскрывается все больше и больше. К таким писателям относится и Марк Твен (1835-1910), которого по праву называют национальным гением Америки. Объем критической литературы, в которой исследуется творчество М. Твена, огромен. «Твениана» является независимым направлением в истории американистики. И хотя американские и российские твеноведы провели значительные исследования, работа известного американского писателя до сих пор не до конца изучена. Что свидетельствует об актуальности нашего исследования.
М. Твен был человеком, который сменил множество профессий и приобрел огромный опыт. Ему довелось побывать типографским рабочим, репортером, лоцманом, военнослужащим в южной армии (хотя и ненадолго), старателем, журналистом в Калифорнии. Он читал публичные лекции и занимался бизнесом. М. Твен встречал большое количество людей из разных социальных групп: представителей низших классов, суровых обитателей фронтира, писателей, политиков, представителей правящих династий. Писатель получил уникальный жизненный опыт, который отражен в его книгах, в которых в свою очередь есть и элементы его автобиографии. М. Твен постоянно путешествовал. Более десяти раз за свою жизнь он пересек Атлантику. Путешествия были для него своеобразным творческим импульсом. Чтобы начать работать над следующей книгой или серией лекций, автор признавался, что ему необходимо отправиться в путешествие в поисках новых впечатлений.
Творческое наследие Марка Твена поражает богатством его жанрового репертуара. Из-под его пера родились самые разные произведения – от афоризмов и острот в одно или два предложения до автобиографии на тысячу страниц, от коротких газетных заметок и репортажей до объемных путевых заметках, от смешных и веселых рассказов до серьезного философского диалога, от шуток и басен до романов, которые были признаны национальным эпосом – фактография, журналистика, фантастика, беллетристика. Автор также писал стихи и пьесы, но прежде всего его принято считать великим мастером художественной литературы.
Объектом исследования данной работы является юмор в творчестве Марка Твена.
Предмет исследования – лингвистические средства, используемые Марком Твеном в своих произведениях, для выражения юмора.
Цель данной работы состоит в изучении юмора в творчестве Марка Твена.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) изучить творчество американских писателей второй половины XIX – начала XX вв.
ГЛАВА 1 АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX ВВ.
1.1 Творчество американских писателей второй половины XIX – начала XX вв.
На протяжении всего 19-го века романтизм господствовал в американской литературе; в то время как в Европе уже в середине века ему на смену пришёл реализм. В Соединенных Штатах реализм начал формироваться лишь на «рубеже веков». Период от Гражданской войны до Первой мировой войны был одним из важных периодов в истории и культуре Соединенных Штатов. Отмена рабства проложила путь к экономическому прогрессу, а массовая иммиграция способствовала увеличению производственного, научного и культурного потенциала [13, с. 22].
Социальные процессы после Гражданской войны, изменения в мироощущении и менталитете американского народа нашли своё отражение в литературе. В этот период в США развилось несколько литературных направлений:
Реализм. В отличие от Европы, где он долгое время уже занимал лидирующие позиции, в Соединенных Штатах он только начинает обретать форму. «Отцами-основателями» данного направления в американской литературе являются М. Твен, Ф. Брет Гарт, затем Т. Драйзер, О. Генри и Д. Лондон. Авторы-реалисты противопоставляли свою позицию идеям «нежного реализма» – тенденции, которая носила консервативную направленность и характеризовалась отказом от искусства жизненной правды как «неотесанного», бросающего вызов хорошему тону и всему «идеальному». Последователи этой традиции пытались защитить искусство от «пошлости» и, в свою очередь, отвергали принципы реалистов [13, с. 22].
Натурализм. Особенностью американского натурализма является то, что он заявил о себе почти одновременно с реализмом. Они развивались в тесной связи и проявились в работах таких авторов, как Ф. Норрис, Т. Драйзер, Д. Лондон.
Неоромантизм. Данное направление в первую очередь нашло сове отражение в работах Д. Лондона. Последний в своих произведением часто использовал синтез трех тенденций. Школа Дальнего Запада и сам жанр вестерн тоже воплощают в себе все принципы неоромантизма.
Традиции американского реализма двадцатого века, которые окончательно сформировались в работах Т. Драйзера, были воплощены в работах целого ряда исключительных писателей. Новые направления в литературе, появившиеся на рубеже веков во времена революционных потрясений, поставили перед писателями новые задачи. Во время, когда на пике творчества находилось еще «старшее» поколение (Т. Драйзер, С. Льюис и др.), в американской литературе появились новые имена писателей «молодого» поколения (Э. Хемингуэй, Ф. С. Фицджеральд, Дж. Дос Пассос и т.д.).
ГЛАВА 2 ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ТВОРЧЕСТВЕ МАРКА ТВЕНА
2.1 Жизнь и творчество Марка Твена
Начало творческой деятельности М. Твена датируется 1865 годом. В общеевропейском литературном процессе это был период расцвета реалистического литературного направления. Однако развитие американской литературы имеет свою специфику, которая связана с хронологическим запаздыванием этой литературы. Период XIX века в литературе США отмечен преобладанием романтической литературы. Развитие реалистической литературы начинается с творчества самого М. Твена. Самые значительные произведения этого американского автора были созданы на рубеже XIX-ХХ вв.
Изучая биографию Марка Твена, А. И. Старцев, М. Н. Боброва, М. О. Мендельсон, Б. А. Гиленсон выделили три периода творчества писателя:
1) Ранний период (1865 – 1872), в котором наиболее ярко проявились традиции американского юмора фронтира – народного, грубого, юмора ситуаций; «хвастливого беспутства молодого Запада» («Скачущая лягушка из Калавераса», «Простаки за границей», «Налегке»);
2) 1873 – 1892 годы: период критического восприятия американской действительности, когда шла к своему завершению эпоха фронтира, в этот период Твен находит недостатки устройства жизни в Америке, критикует американское общество («Позолоченный век», «Американский претендент»). Свой идеал писатель пытается найти в прошлом США, при этом он обращается к теме детства («Жизнь на Миссисипи», «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий»). Для того чтобы лучше понять и оценить американскую действительность, писатель снова отправляется в «чужой» европейский мир, но уже с новым, более серьезным взглядом («Пешком по Европе»). Этот период характеризуют поиски новых жанровых форм: нравоописательный, социальный роман («Позолоченный век»), роман-сказка («Принц и нищий»), исторический роман («Янки при дворе короля Артура»), фантастического романа, детективного романа.
3) 1993 – 1910 годы: в этот период для Твена свойственен сумрачный, горький взгляд на жизнь и на человека, он создает печальные по духу произведения, полные горькой иронии и сатиры («Простофиля Вильсон», «Жанна дʼАрк», «По экватору», «Человек, который совратил Гедлиберг», «Таинственный незнакомец» и др.) [14, с. 172, 6, с. 114].
В начале своего развития американская литература испытывала большое влияние европейской культуры и литературы (особенно на просвещенном Востоке США). При этом на Дальнем Западе США (на фронтире) в силу исторического развития складывается национальное самосознание, отличающееся от европейского.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На рубеже столетий в американском обществе произошли серьезные социальные изменения, которые не могли не отразиться на литературе США. В этот период развитие получили несколько литературных направлений: реализм (М. Твен, Ф. Брет Гарт, Т. Драйзер, О. Генри); натурализм (Ф. Норрис, Т. Драйзер, Д. Лондон) и неоромантизм (Д. Лондон). Социальные потрясения требовали от писателей решения новых задач, в связи с чем в американской литературе появились новые имена, таких писателей, как Э. Хемингуэй, Ф. С. Фицджеральд, Дж. Дос Пассос и др.
Анализ художественного американского юмора второй половине XIX века показал, что основным юмористическим жанром того времени являлась пародия. Она играла важную роль в истории литературы США. Из популярного жанра юмора 30-х и 60-х годов она превратилась в мощный инструмент разрушения романтической эстетики и стала эффективным средством борьбы с эпигонами и подражателями романтизма. Пародия также выступила в качестве созидающего фактора в процессе формирования оригинальной реалистической национальной литературы Соединенных Штатов, главным образом в произведениях ее создателя – Марка Твена, открывшего новые пути и возможности, чьи работы обозначили новый этап в истории литературы США и в значительной степени определили пути ее дальнейшего развития.
Марк Твен является основоположником реализма в американской литературе. Он национальный гений, который уже при жизни стал настоящей легендой. Его произведения вобрали в себя менталитет, характер и культуру Америки. Именно благодаря его работам формировался образ Соединенных Штатов в сознании европейцев.
Работа Марка Твена стала фундаментальной для всей последующей американской литературы. Использование всех нюансов смеха, его остроумие, освещение актуальных социальных проблем Америки, талант рассказчика и критическое понимание реальности сделали Марка Твена одной из важнейшие фигур в мировой литературе. Его произведения стали классикой для взрослых и детей.
Произведения автора освещают основные идейно-эстетические движения и художественные направления Западной Европы и США XVIII – начала ХХ века. Изучение его творчества позволяет сформировать представление о национальном американском самосознании и создании самобытной литературы США.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что в рассмотренных рассказах Марка Твена были использованы различные лексико-стилистические способы выражения юмора, а именно: метафора, ироническое сравнение или сопоставление, нарушение лексической сочетаемости слов, гротеск, изменение формы слова и окказионализм.
1. Анастасьев, Н. А. Зазеркалье. Книга об Америке и ее литературе / Н. А. Анастасьев. – М. : Центр книги Рудомино, 2011. – 512 с.
2. Аствацатуров, А. А. Образы детства: Генри Миллер перечитывает Марселя Пруста и Марка Твена / А. А. Аствацатуров // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2013. – № 3. – С. 3–8.
3. Балабанова, И. Я. Сравнительные конструкции в пространстве художественного дискурса / И. Я. Балабанова, А. В. Агеева, Т. И. Калегина // Казанская наука. – 2017. – № 4. – С. 156–159.
4. Балдицын, П. В. Повествовательная стратегия небылицы в романах Марка Твена / П. В. Балдицын, О. О. Несмелова // Ученые записки Казанского университета. – 2013. – № 2. – С. 168–176.
5. Бардыкова, Н. В. Юмористические рассказы Марка Твена. К проблеме становления реалистического метода / Н. В. Бартыкова. – Белгород : Издательство БелГУ, 1997. – 116 с.
6. Боброва, М. Н. Марк Твен: очерк творчества / М. Н. Боброва. – М., 1962. – 289 с.
7. Голдмен, Э. Ф. Историки / Э. Ф. Голдмен // Литературная история Соединенных Штатов : в 3 т. / под ред. Р. Спиллера. – М. : Прогресс, 1978. – Т. 2. – 525 с.
8. Груздева, Е. А. Творчество Марка Твена в курсе истории зарубежной литературы для будущих специалистов-культурологов / Е. А. Груздева // Многоуровневая языковая подготовка в условиях поликультурного общества : материалы VI международной научно-практической конференции, Казань, 11 июня 2019 г. / Казанский государственный университет культуры и искусств. – Казань, 2019. – С. 56–60.
9. Дземидок Б. О комическом / Б. Дземидок. – М. : Прогресс, 1974. – 223 с.
10. Иванова, Л. А. Жанр пародии в истории американского юмора второй половины ХIX века / Л. А. Иванова // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2014. – № 83. – С. 73–77.
11. Литературная история Соединенных Штатов Америки : в 3 т. / под ред. Р. Спиллера. – М. : Прогресс, 1978. – Т. 2. – 525 с.
12. Марк Твен и его роль в развитии американской реалистической литературы / отв. ред. Я. Н. Засурский. – М. : Наука, 1987. – 239 с.
13. Несмелова, О. О. История американской литературы : учебное пособие / О. О. Несмелова, О. Б. Карасик. – Казань : Казан. ун-т, 2017. – 80 с.
14. Старцев, А. И. Марк Твен и Америка / А. И. Старцев. – 2-е изд., доп. – М. : Сов. писатель, 1985. – 380 с.
15. Старцев, А. И. Марк Твен и Америка / А. И. Старцев. – М.: Правда, 1980. – 327 с.
16. Старцев, А. И. Об американском фольклоре / А. И. Старцев // Интернациональная литература. – 1942. – № 8-9. – С. 143.
17. Хакимова, К. Х. Лексико-стилистические средства выражения юмора по рассказам Марка Твена / К. Х. Хакимова, Г. К. Гизатова // Terra linguae : сб. ст. / Казанский университет. – Казань, 2019. – С. 120–125.
18. Blair, W. Burlesques in Nineteenth Century American Humor / W. Blair // The best from American Literature. – 1992. – P. 1-12.
19. Derby, G. H. Phoenixiana / G. H. Derby. – N.Y. : D. Appleton & Co., 1869. – 452 p.
20. Macdonald, D. Parodies. An anthology from Chaucer to Beerbohm and after / D. Macdonald. – N. Y. : Random house, 1960. – 574 p.
21. Newell, R. H. The Orpheus C. Kerr Papers / R. H. Newell. – N.Y. : Blakeman and Mason, 2010. – 269 p.
22. Newell, R. H. The Orpheus C. Kerr's Smoked Glass / R. H. Newell. – N. Y.: C.W. Carleton, 2011. – 226 p.
23. Nye, В. Bill Nye and Boomerang / B. Nye. – Frankfurt am Main : Outlook Verlag, 2018. – 310 p.
24. Twain, М. A True Story, Repeated Word for Word As I Heard It [Electronic resource] / M. Twain – Mode of access: https://www.theatlantic.com/magazine/archive/2012/02/a-true-storyword-for-word-as-i-heard-it/308792/.
25. Twain, М. How I Edited an Agricultural Paper [Electronic resource] / M. Twain. – Mode of access: http://www.twainquotes.com/Galaxy/187007a.html.
26. Twain, М. My Watch [Electronic resource] / M. Twain. – Mode of access: https://americanliterature.com/ author/mark-twain/short-story/my-watch.
27. Ward, A. The Complete Works of Artemus Ward / A. Ward. – N.Y. : Palala Press, 2015. – 526 p.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты