ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ТУРИЗМЕ
1.1. Понятие и сущность межкультурной коммуникации, её компоненты
1.2. Формы межкультурной коммуникации в туризме, их результативность
ГЛАВА 2 МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ БЕЛАРУСИ И ТУРЦИИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА: ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ
2.1 Анализ межкультурной коммуникация Беларуси и Турции в сфере туризма на современном этапе
2.2 Выявление проблем и резервов взаимодействия в сфере туризма Беларуси и Турции
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАСШИРЕНИЯ СЕГМЕНТА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА БЕЛАРУСИ И ТУРЦИИ
3.1 Обоснование эффективности межкультурной коммуникации в сфере туризма Беларуси и Турции
3.2 Разработка экскурсии по Беларуси для гостей из Турции, её внедрение и продвижение на рынок туризма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях интернационализации и глобализации общественной жизни резко активизировались контакты между представителями различных культур. Практически каждый человек имеет возможность или вынужден взаимодействовать с представителями других культур. В настоящее время более 200 миллионов человек живут за пределами страны, где они родились. Появляются новые транснациональные акторы социальных изменений: транснациональные корпорации, сотрудники международных правительственных и неправительственных организаций, беженцы от экологических и политических катастроф, мигранты, стремящиеся улучшить свои условия жизни, международные туристы, студенты, ученые и другие специалисты, участвующие в программах международного обмена и т.д. Однако в реальной жизни успешное общение между представителями разных культур остается лишь прагматическим идеалом, определяющим структуру их комфортного сосуществования или интеграции в принимающее общество, а также эффективное функционирование организаций и институтов. Поэтому вопросы межкультурной коммуникации, опирающиеся на концепции и методы антропологии, психологии, лингвистики, коммуникативистики, семиотики, социологии и других дисциплин, особенно актуальны в современных условиях.
Актуальность темы курсовой работы заключается в рассмотрении влияния туризма на формирование межкультурной коммуникации. В наши дни туризм стал неотъемлемой частью жизни любого активного и целеустремленного человека, независимо от его уровня активности и сферы благополучия. Это явление приобретает качественные характеристики под влиянием социально-демографических, институциональных и культурных факторов страны, а также развития экономически непродуктивных территорий, роста свободного времени и качественных изменений в досуговой деятельности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ТУРИЗМЕ
1.1 Понятие и сущность межкультурной коммуникации, её компоненты
Термин «межкультурная коммуникация» был введен специалистом в области культурной антропологом Э. Холлом в 1954 г. В то же время он рассматривает межкультурную коммуникацию как особое и перспективное направление исследований и практических занятий. В 1959 г. основные положения и идеи межкультурной коммуникации были описаны им в работе «Немой язык», в которой автор показывает тесную связь культуры и коммуникации [6].
Понятие «межкультурная коммуникация» определяется с помощью двух ключевых терминов «культура» и «коммуникация». На сегодняшний день существует более пятисот определений культуры, каждое из которых сформулировано в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Все определения культуры можно разделили на шесть основных типов:
1) описательные определения, в соответствии с которыми культура определяется как сумма всех видов человеческой деятельности, обычаев, верований;
2) исторические определения, делающие акцент на процессах социального наследования, традиции;
3) нормативные определения, рассматривающие культуру как совокупность норм и правил, организующих человеческое поведение;
4) психологические определения, согласно которым культура понимается как совокупность форм приобретенного поведения, возникающих в результате приспособления и культурной адаптации человека к окружающим условиям жизни.
ГЛАВА 2 МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ БЕЛАРУСИ И ТУРЦИИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА: ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ
2.1 Анализ межкультурной коммуникация Беларуси и Турции в сфере туризма на современном этапе
С каждым годом туризм становится все более быстро растущим и значимым сектором мировой экономики. В последние десятилетия возросла не только его социальная, но и экономическая роль. Для многих стран, особенно развивающихся. Туризм является одним из источников национального дохода, и этот сектор обеспечивает занятость населения, тем самым повышая его благосостояние.
Многие авторы исследования туризма отмечают, что в туристической отрасли России и Беларуси не хватает специалистов по межкультурным обменам. В период обучения особое внимание следует уделять изучению основ межкультурного обмена и развитию межкультурного потенциала. Следует помнить, что владение только одним иностранным языком не дает необходимых знаний для общения и ведения бизнеса с представителями других культур. Также важно понимать культурные особенности, психические состояния, поведение, невербальную коммуникацию и так далее [9].
Что касается политических отношений между Турцией и Беларусью, то культурные связи продолжают развиваться с каждым годом. Их международно-правовую основу составляет межправительственное соглашение о сотрудничестве в областях образования, науки, культуры и спорта, а также протокол о сотрудничестве в области культуры и искусства между Министерством культуры Беларуси и Министерством культуры и туризма Турции (подписан в 2007 г. в Минске) [6].
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАСШИРЕНИЯ СЕГМЕНТА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА БЕЛАРУСИ И ТУРЦИИ
3.1 Обоснование эффективности межкультурной коммуникации в сфере туризма Беларуси и Турции
Эффективность межкультурного взаимодействия в международном туризме напрямую зависит от адекватного знания, понимания, интерпретации и оперирования концептами туризма, являющими собой факты (или процессы) замещения объектов туристической реальности, символические знаки и маркеры туристского пространства и образующими соответствующую концептосферу (систему концептов). Туризм здесь выступает с той стороны, которая выражает взаимодействие культуры и социума в теснейшей связи с динамизмом культурных трансформаций под влиянием открытости государственных границ и нарастающей глобализации во всех сферах общественной жизни.
Туризм является значимым социальным процессом, важность влияния которого, до последнего времени не казалась очевидной. Наряду с информационными и мобильными технологиями он свидетельствует о преобразовании практики коммуникации «в движение». Сегодня туризм маркирует процесс создания культуры: изучения мобильности, подвижности, того, что уже не интересует социальные группы, основанные на мейнстриме и субкультур.
Мейнстрим представляет собой преобладающее направление в какой-либо области (научной, культурной и др.) для определённого отрезка времени. Часто употребляется для обозначения каких-либо популярных, массовых тенденций в искусстве для контраста с альтернативой, андеграундом, немассовым, элитарным направлением, артхаусом [15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международный туризм всегда был и должен служить, прежде всего, цели единства, солидарности, взаимопонимания и мира между народами и культурами. Это одна из главных задач международного туризма. Необходимо прилагать усилия на Международном и национальном уровнях для поощрения межкультурных обменов в области туризма. Эти меры должны включать подготовку специалистов по международному туризму в области межкультурного обмена, что обеспечит экспертные знания, навыки и компетенции, способствующие эффективному межкультурному обмену.
Межкультурный обмен помогает посетителям понять и оценить другие культуры и в то же время лучше понять свою собственную культуру. В процессе межкультурной коммуникации посетители из разных культур выражают результаты своей культурной идентичности, восприятия и взаимодействия. В случае межкультурной коммуникации коммуникативные барьеры могут возникать из-за различий в поведении или восприятии туристов из разных культур и негативной активации стереотипов. Подверженность изменениям в других культурах, восприятие пути развития туризма, тем самым способствуя его культурному и духовному развитию.
Туризм стал неотъемлемой частью жизни любого активного и целеустремленного человека, независимо от его уровня активности и сферы благополучия, поэтому акулам встает вопрос изучения межкультурных коммуникаций, которые включают в себя языковые, когнитивно-речевые, эмоциональные, аксиологические компоненты.
Отношения между Турцией и Беларусью продолжают развиваться с каждым годом. Их международно-правовую основу составляет межправительственное соглашение о сотрудничестве в областях образования, науки, культуры и спорта, а также протокол о сотрудничестве в области культуры и искусства.
1. Агаджанов, Ю.Г. Культура межнационального общения: сущность, структура, функции / Ю.Г. Агаджанов // Юридический вестник. – 2015. – № 1. – С.37-42.
2. Безвизовый порядок въезда в Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.toursoyuz.by/2019/08/08/v-belarusi-rasshirena-bezvizovaya-zona-dlya-organi zovannyh-turistov/
3. Беларусь и Турция подписали документы по расширению сотрудничества [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.belta.by/economics/view/belarus-i-turtsija-podpisali-dokumenty-po-rasshireniju-sotrudnichestva-289615-2018/
4. Боголюбова, Н. М. Межкультурная коммуникация. Учебник / Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева. – Юрайт - М., 2016. - 254 c.
5. Возможности для развития въездного туризма [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.toursoyuz.by/2019/09/18/aleksandr-vanyukov-minsk-otlichnozarekomendoval-sebya-kak-ploshhadka-dlya-mice-turizma/
6. Гайдукевич, Л. Приоритетные направления международного сотрудничества Беларуси в сфере туризма / Л. Гайдукевич // Журнал международного права и международных отношений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://evolutio.info/ index.php?option=com_content&task=.
7. Государственная программа «Беларусь гостеприимная» на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс] / http://mst.by. – Режим доступа: http://mst.by/ru/programma-razvitiya-turizma-ru/. – Дата доступа:.
8. Корнилов, О.А. Контексты межкультурной коммуникации. Учебное пособие / О.А. Корнилов. - М.: КДУ, 2015. - 184 c.
9. Красин, Ю. Национальные интересы: миф и реальность? / Ю. Красин // Свободная мысль. – 2015. – № 3. – С.22-26.
10. Крохина Н.П.. Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире: Учебное пособие с приложением (коллектив авторов). Шуя: изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2014. – 259 с.
11. Культурная информация [Электронный ресурс] / Турция. – Режим доступа https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/37807/1/978-5-7741-0224-2_2014_ 10.pdf
12. Ларина, Т.В. Основы межкультурной коммуникации: Учебник / Т.В. Ларина. - М.: Академия, 2018. - 160 c.
13. Леонтович, О. Введение в межкультурную коммуникацию / О. Леонтович. - М.: Гнозис, 2015. - 368 c.
14. Межкультурная коммуникация в туризме [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://geum.ru/?p=16306
15. О развитии туризма, деятельности туристических организаций, коллективных средств размещения Республики Беларусь : стат. бюл. / Национальный статистический комитет Респ. Беларусь. - Минск, 2019. - 46 с.
16. Тарасенок А.И. Маркетинг туристских дестинаций в контексте диалога культур // Туристическая библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/tarasenok7.htm
17. Менталитет людей в Турции [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://e-migration.ru/turkey/mentalitet-lyudej-v-turcii.html
18. Развитие туризма в Турции: пример для подражания [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://forsecurity.org/razvitie-turizma-v-turcii-primer-dlya-podrazhaniya
19. Туризм и туристические ресурсы. Статистический сборник 2020 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/turizm/publikatsii_9/index_17416/