Методика отбора юных легкоатлетов группы начальной подготовки детско-юношеской спортивной школы Курсовая работа (проект)
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика отбора юных легкоатлетов группы начальной подготовки детско-юношеской спортивной школы»
по дисциплине: «Легкая атлетика с методикой преподавания»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Методика отбора юных легкоатлетов группы начальной подготовки детско-юношеской спортивной школы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Легкая атлетика с методикой преподавания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Основные понятия и проблемы подготовки спортивного резерва
1.2 Этапы и критерии спортивного отбора
1.3 Факторы, обуславливающие спортивный результат в легкой атлетике по видам, и их использование в процессе отбора на этапе начальной подготовки
ГЛАВА 2 ПРИНЦИПЫ СПОРТИВНОГО ОТБОРА ПРЫГУНОВ В ДЛИНУ
2.1 Физиологические показатели, используемые при отборе легкоатлетов для прыжков в длину
2.2. Влияние наследственности на морфофункциональные показатели и физические качества
2.3 Характеристика физических упражнений, используемых для тренировок прыгунов в длину
ГЛАВА 3 СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОТБОРА ПРЫГУНОВ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
3.1 Характеристики техники прыжка в длину с разбега
3.2 Основные задачи учебно-тренировочного процесса на этапе начальной подготовки легкоатлетов-прыгунов
3.3 Нормативные показатели уровня физической подготовленности юных легкоатлетов-прыгунов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема отбора крайне трудоемка и многогранна. Она затрагивает многочисленные аспекты – педагогические, психологические, социальные и многие другие. Ее основная функция – обеспечение видов спорта контингентом спортсменов, способных длительный период демонстрировать стабильно высокие результаты на мировых первенствах.
Проблеме отбора уделяется большое внимание. К ней в разное время обращались такие исследователи спорта, как В. К. Бальсевич (1970), М. С. Бриль (1968, 1980), Н. Ж. Булгакова (1978), С. С. Грошенков (1975), А. А. Гужаловский (1979), В. М. Зациорский (1973), Р. Е. Мотылянская (1979), М. Я. Набат- никова (1982), В. Н. Платонов (1987), Ю. И. Портных (1994, 1997), А. Ц. Пуни (1985), А. В. Родионов (1973), Г. И. Семенова (1986, 1999), П. С. Сирис, П. М. Гайдарска (1983), В. П. Филин (1965, 1974, 1983, 1987) и др.
Спортивный отбор в легкой атлетике на этапе начальной подготовки включает в себя следующие факторы: наследственность, морфофункциональные показатели, скоростно-силовые показатели, антропометрические особенности (рост, вес, основные пропорции тела), двигательные способности, уровень развития физических качеств, и их соответствие основным биодинамическим особенностям легкоатлетов, медико-биологические особенности, психические качества спортсмена и т. д.
Актуальность: проблема спортивного отбора – одна из центральных в теории и методике спортивной тренировки и сопряжена с широким спектром вопросов, решаемых спортивной наукой и практикой. Ее актуальность не только не снижается, а возрастает с новой силой.
Это связано с тем, что существующая практика отбора в спорте, как считают ведущие специалисты, пока не может быть оценена как достаточно эффективная и соответствующая современным требованиям.
Цель курсовой работы: изучить основные критерии и сформулировать методику спортивного отбора на этапе начальной подготовки прыгунов в длину с разбега.
Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить основные понятия и проблемы подготовки спортивного резерва, рассмотреть этапы и критерии спортивного отбора, а также факторы, обуславливающие спортивный результат в легкой атлетике по видам, и их использование в процессе отбора на этапе начальной подготовки.
2. Выяснить, какими физиологическими показателями должен обладать прыгун в длину с разбега, на какие морфофункциональные характеристики, важные для легкоатлета, влияет наследственность, какие физические качества важны в процессе подготовки легкоатлетов для прыжков в длину.
3. Охарактеризовать технику прыжка в длину с разбега и сформулировать основные задачи учебно-тренировочного процесса на этапе начальной подготовки легкоатлетов-прыгунов, на основе этого вывести нормативные показатели уровня физической подготовленности юных легкоатлетов-прыгунов в качестве основного критерия отбора на этапе начальной подготовки.
Структура работы: работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованных источников.
Общий объем страниц – 42, количество использованных литературных источников – 30, рисунков и таблиц – 10.
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Основные понятия и проблемы подготовки спортивного резерва
В юном спортсмене непросто определить будущего чемпиона. Поэтому роль тренера очень важна, он раскрывает спортивные навыки, а затем превращает их в талант.
Спортивные навыки – залог спортивных успехов и возможность их поступательного развития. Наиболее важными требованиями являются биологические факторы, генетические склонности, характеристики тела, тип нервной активности, уровень аэробной способности, соотношение быстрых и медленных волокон в скелетных мышцах и скорость биологического созревания. Чтобы выявить спортивные способности будущих спортсменов, необходима система спортивного отбора.
Проблема отбора «спортивных детей», способных достигать высоких спортивных результатов, стала самостоятельным научным направлением, имеющим свою теорию, методологию, средства, элементы регулирования, контроля и коррекции [30].
Анализ проблемы показывает, что выдвинутые профессором В. Н. Платоновым теоретико-методологические принципы решения проблемы отбора успешны во всем мире. Автор раскрывает экспериментально обоснованное содержание и формы пятиступенчатого отбора в системе долгосрочного совершенствования. Посредством целенаправленной систематической реализации каждого уровня дается ответ на вопрос, сможет ли ученик решать поставленные перед ним задачи спортивной подготовки.
Среди множества элементов представленной пятиступенчатой системы отбора В.Н. Платонов был определены как ключевой: спортивный отбор, спортивное ориентирование и набор команд. Автор рассматривает спортивный отбор как процесс поиска наиболее талантливых людей, способных достигать высоких результатов в том или ином виде спорта. Спортивная направленность должна определять перспективные направления повышения спортивности, исходя из изучения задатков и способностей спортсменов, а также индивидуальных особенностей формирования их способностей [20, с.112].
Профессор О. А. Шинкарук [29, с. 171] установил научные факты по совершенствованию организационной основы пятиступенчатой системы отбора в структуре многолетнего образования.
Автор исследует взаимодействие всех составляющих детско-юношеского спорта и спорта высших достижений, оценивает качество воспитания перспективного резерва в системе централизованной подготовки. Научное обоснование ресурсной составляющей этапов отбора.
ГЛАВА 2 ПРИНЦИПЫ СПОРТИВНОГО ОТБОРА ПРЫГУНОВ В ДЛИНУ
2.1 Физиологические показатели, используемые при отборе легкоатлетов для прыжков в длину
Учет данных о состоянии здоровья и функциональном состоянии различных органов и систем организма детей дает возможность своевременно выявить наличие отклонений, которые (без медицинского вмешательства) могут усугубляться интенсивными физическими нагрузками во время физических упражнений. На первом этапе определения спортивной подготовленности проводится медицинское обследование состояния здоровья детей. Существует ряд заболеваний и патологических состояний, которые являются основанием для отказа в приеме в ДЮСШ. К абсолютным противопоказаниям относятся врожденные и приобретенные пороки сердца, повышенное артериальное давление, многие формы ЛОР патологии и другие заболевания [3].
Медико-биологические критерии отбора включают: состояние здоровья, биологический возраст, морфологические и функциональные признаки, состояние функциональной и сенсорной систем организма, индивидуальные характеристики высшей нервной деятельности.
Оценка биологической зрелости должна проводиться комплексно, то есть с учетом многих признаков, характеризующих биологический возраст юных спортсменов. Биологический возраст более тесно связан с морфофункциональными показателями, чем паспортный возраст. Появление признаков полового созревания (волосы на лобке, подмышках, увеличение груди) в более молодом возрасте указывает на более высокую скорость биологического созревания.
Следовательно, акцент на выборе вида спорта для «ускоренных» детей не всегда уместен. Часто подростки с более медленными темпами индивидуального развития потенциально более способны, но их талант проявляется позже, а зона их максимального роста наступает позже.
Для диагностики биологического возраста у детей и подростков чаще всего используются такие показатели, как развитие зубов, первичные и вторичные половые признаки, сроки окостенения, структура капилляров ногтевого ложа, количество выведения 17-КС и др.
ГЛАВА 3 СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОТБОРА ПРЫГУНОВ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
3.1 Характеристики техники прыжка в длину с разбега
В прыжке в длину спортсмен должен преодолеть максимальное горизонтальное расстояние в фазе полета. Прыжок в длину относится к движениям со смешанной циклически-ациклической структурой. Эффективность современной техники прыжка обусловливается возможностью спортсмена развить высокую скорость на последних метрах разбега, сохраняя способность к отталкиванию, обеспечить высокую скорость вылета в отталкивании, технично выполнить приземление.
В образовательных учреждениях занимающиеся изучают технику прыжка в длину способом «согнув ноги», однако могут использоваться и другие способы – «ножницы» и «прогнувшись», которые эффективнее, но их освоение требует достаточно высокого уровня развития скоростно-силовых и координационных качеств спортсмена.
В прыжках в длину выделяются следующие части: разбег, отталкивание, полет, приземление.
При разбеге реализуются следующие задачи [22, с. 14]:
– набирается оптимальная горизонтальная скорость;
– обеспечивается положение туловища для эффективного выполнения отталкивания.
Обычно длина разбега составляет 20-24 беговых шагов. Для новичков она составляет около 15 шагов.
Начало разбега может быть с места, с подхода или с подбега.
Разбег важно выполнять стабильно, без заступа. При разбеге с подхода или с подбега необходимо попасть нужной ногой на контрольную отметку. При четном количестве шагов на отметке должна быть толчковая нога, при нечетном – маховая;
В первой части разбега туловище наклонено вперед под углом 60–70°. Спортсмен набирает скорость, выполняя движения с хорошим выносом бедра, энергичной работой рук, постановкой стопы с «захватом» дорожки; акцентируя отталкивание каждом шаге. В средней части разбега амплитуда движений увеличивается, туловище выпрямляется до угла 80°, взгляд направлен вперед. Нога ставится на дорожку с передней части стопы, сверху вниз к себе по отношению к телу, как бы захватывая дорожку перед собой и проталкивая ее назад, без опускания пятки. Завершается отталкивание разгибанием ноги в тазобедренном и коленном суставах и подошвенным сгибанием стопы с чувством продвижения вперед и разгона тела.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Проблема отбора «спортивных детей», способных добиться высоких спортивных результатов является самостоятельным научным направлением со своей теорией, методологией, средствами, элементами регламентации, контроля и коррекции.
Спортивный отбор – это длительный многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечивается комплексная методика оценки его личности. Она предполагает использование различных методов исследования, на основании которых выявляются способности детей, подростков и юношей для специализации в определенном виде спорта или группе видов спорта:
– педагогических;
– медико-биологических;
– психологических;
– социологических и др.
Главное требование, предъявляемое к системе отбора, состоит в том, что она должна быть органическим компонентом системы многолетней подготовки, так как способности могут быть выявлены лишь в процессе тренировки и воспитания и являются следствием сложного диалектического единства – врожденного и приобретенного, биологического и социального.
2. Для занятий спортом чаще предпочтение отдается детям, которые к моменту отбора обладают, по мнению специалистов, производящих отбор, необходимым набором качеств и свойств, требующихся в том виде спорта, которым в дальнейшем будет заниматься ребенок; затем полученные данные объединяют, сводят в таблицы и в дальнейшем классифицируют
Огромное значение при спортивном отборе детей на этапе начальной подготовки в легкой атлетике имеет оценка состояния их здоровья. Отсутствие нарушений в нормальной деятельности организма – одно из важнейших условий достижения успеха в современном спорте. Поэтому во время отбора юных прыгунов необходимо предусмотреть обязательный медицинский осмотр, чтобы особое внимание уделяется выявлению заболеваний, являющихся противопоказанием к занятиям спортом.
1. Бальсевич, В. К. Физическая активность человека / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. – Киев : Здоровье, 1987. – 224 с.
2. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.
3. Волков, В. М. Спортивный отбор / В. М. Волков, В. П. Филин. – М.: ФиС, 1983. – 204 с.
4. Воложанин, С.Е. Атлетизм как вид специализации по физической культуре / С.Е. Воложанин // Ученые записки университета. – 2017. – № 7 (29). – С. 21-24.
5. Гавердовский, Ю. К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика / Ю. К. Гавердовский. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – С. 460–462.
6. Гужаловский, А. А. Проблемы теории спортивного отбора / А. А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. – 1986. – № 8. – 24–25 с.
7. Гурвич, С.С. Теория спорта: учебник для институтов физической культуры/С.С. Гурвич. – М. Просвещение, 2017. – 204 с.
8. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.
9. Зеличенок, В. Б. Легкая атлетика: критерии отбора / В. Б. Зеличенко, В. Г. Никитушкин, В. П. Губа. – М.: Терра-спорт, 2000. – 240 с.
10. Зотова, Ф. Р. Спортивный отбор и ориентация / Ф. Р. Зотова, И. Ш. Мутаева, В. В. Павлов. – Набережные Челны: Кам ГИФК, 2002. – 141 с.
11. Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания / Е. П. Ильин. – М.: Просвещение, 1983. – 220 с.
12. Лях, В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В. И. Лях. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 110 с
13. Лях, В. И. Силовые способности школьников // Физкультура в школе. 1997. № 1. С. 6–13.
14. Лях, В. И. Скоростные способности: основы тестирования и методика развития / В. И. Лях // Физкультура в школе. – 1973. – № 3. – С. 2–7.
15. Маноккиа, А. А. Анатомия упражнений: Тренер и помощник в ваших занятиях / А. А. Маноккиа. - М.: Эксмо, 2011. - 192 с.
16. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник / Л. П. Матвеев. – М.: СпортАкадемПресс, 2011. – 543 с.
17. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев – М.: Физкультура и спорт. 2011. – 271 с.
18. Мелихова, Т. М. Критерии отбора детей 9–12 лет для занятий конькобежным спортом: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. М. Мелихова. – Л., 1986. – 20 с.
19. Мякинченко, Е. Б. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта / Е. Б. Мякиченко, В. Н. Селуянов. – М.: ТВТ Дивизион, 2009. – 360 с.
20. Никитушкин, В. Г. Современная подготовка юных спортсменов: метод. пособие / В. Г. Никитушкин. – М., 2009. – 112 с.
21. Основы управления подготовкой юных спортсменов / под общ. ред. М. Я. Набатниковой. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 280 с.
22. Платонов В. Н. Отбор и ориентация спортсменов в системе многолетней подготовки / В. Н. Платонов // Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Киев: Олимпийская литература, 2004. – С. 524–558.
23. Платонов, В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В. Н. Платонов. – М. : Физкультура и спорт, 1986. – 287 с.
24. Прыжки в длину с разбега: пособие / В. В. Мехрикадзе [и др.]; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск: БГУФК, 2010. – 34 с.
25. Сергиенко, Л. П. Спортивный отбор: теория и практика: монография / Л.П. Сергиенко. – М.: Сов. спорт, 2013. – 1048 с.: ил.
26. Филин, В. П. Основы юношеского спорта / В. П. Филин, Н. А. Фомин. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – С. 185–207.
27. Филин, В. П. Теория и методика юношеского спорта / В. П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 240 с.
28. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Изд. центр «Академия», 2010. –480 с.
29. Шварц, В.Б. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора / В.Б. Шварц, С.В. Хрущев. – М.: ФиС, 1984. – 246 с.
30. Шинкарук, О. Современный взгляд на систему отбора спортсменов в олимпийском спорте / О. Шинкарук // Современный олимпийский и паралимпийский спорт и спорт для всех: ХII Междунар. науч. конгр. – М.: Физическая культура, 2008. – Т. 1 – С. 171–172.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты