Введение
1 Гарантии и защита инвестиций в Республике Беларусь и других странах
2 Оценка эффективности проектного решения «Предоставление услуг по химчистке салона, полировке кузова, мойке мотора»
2.1 Краткое описание проектного решения
2.2 Расчет изменения объема реализации услуг в результате реализации проектного решения
2.3 Расчет необходимой суммы инвестиций в основной и оборотный капитал для реализации проектного решения
2.4 Расчет изменения затрат на оказание услуг при осуществлении проектного решения
2.5 Прогноз денежных потоков по проектному решению
2.6 Расчет критериев оценки проектного решения динамическим методом
3 Оценка эффективности проектного решения «Автоматизация работы диспетчеров»
3.1 Краткое описание проектного решения
3.2 Расчет необходимой суммы инвестиций в основной и оборотный капитал для реализации проектного решения
3.3 Расчет изменения текущих затрат при осуществлении проектного решения
3.4 Прогноз денежных потоков по проектному решению
3.5 Расчет критериев оценки проектного решения динамическим методом
Заключение
Список использованных источников
Введение
В современных условиях деятельность любого предприятия во многом зависит от качества планирования и оценки эффективности отдельных проектных решений, реализуемых предприятием в хозяйственной деятельности.
Многолетний опыт зарубежных фирм и отечественных предприятий показывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к большим, ничем не оправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.
На предприятиях, как правило, осуществляется как стратегическое (долгосрочное) планирование, так и детальная разработка оперативных (текущих) планов по каждому подразделению, рабочему месту и / или отдельно взятому, реализуемому на предприятии проектному решению.
Объект исследования в работе – транспортная компания ООО «Пони экспресс», одним из профильных направлений работы которой является осуществление сложных грузоперевозок с ориентацией на рынок Республики Беларусь и стран СНГ.
Цель работы – дать оценку эффективности проектных решений развития предприятия по заданным направлениям развития.
В работе решаются следующие задачи:
– изучить теоретические аспекты гарантий и защиты инвестиций в Республике Беларусь и других странах;
– оценить эффективность проектного решения «Предоставление услуг по химчистке салона, полировке кузова, мойке мотора»;
– оценить эффективность проектного решения «Автоматизация работы диспетчеров».
При написании работы использовались такие методы исследования, как: наблюдения, сопоставления и сравнения, обобщения, абсолютных и относительных разниц, планирование, нормирование, прогнозирование и дисконтирование.
1 Гарантии и защита инвестиций в Республике Беларусь и других странах
«Инвестиции» – слово иностранного происхождения (от лат. investire, нем. investition), в переводе – долгосрочное вложение капитала в какие-либо объекты, социально-экономические программы, проекты в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода и социального эффекта [50, c. 74].
Инвестиция – это способ помещения капитала, который должен обеспечить сохранение или возрастание стоимости капитала и или принести положительную величину дохода; другими словами, это любой инструмент, в который можно поместить деньги, рассчитывая сохранить или умножить их стоимость и (или) обеспечить положительную величину дохода. Свободные денежные средства не являются инвестицией, так как ценность наличных денег может быть сокращена инфляцией и они не могут обеспечить никакого дохода [1, c. 17].
В Республике Беларусь под инвестициями понимают «любое имущество и иные объекты гражданских прав, принадлежащие инвестору на праве собственности, ином законном основании, позволяющем ему распоряжаться такими объектами, вкладываемые инвестором на территории Республики Беларусь способами, предусмотренными настоящим Законом, в целях получения прибыли (доходов) и (или) достижения иного значимого результата либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, в частности:
- движимое и недвижимое имущество, в том числе акции, доли в уставном фонде, паи в имуществе коммерческой организации, созданной на территории Республики Беларусь, денежные средства, включая привлеченные, в том числе займы, кредиты;
- права требования, имеющие оценку их стоимости;
- иные объекты гражданских прав, имеющие оценку их стоимости, за исключением видов объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота) [40].
В мировой практике выделяют три основные формы зарубежного инвестирования:
- прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг, непосредственно в предприятия);
- портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги);
- прочие инвестиции (среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям) [9, c. 35].
Прямые инвестиции – это вложения от иностранных граждан, дающие право принимать участие в управлении компанией, принятии важных решений, получении процента от прибыли и так далее. Такие отношения, как правило, носят долговременный характер и подразумевают заключение сделки на срок от одного года и более.
2 Оценка эффективности проектного решения «Предоставление услуг по химчистке салона, полировке кузова, мойке мотора»
2.1 Краткое описание проектного решения
Компания «PONY EXPRESS» – один из крупнейших в СНГ логистических операторов. Компания работает в Беларуси и еще в 8 странах мира: России, Казахстане, Киргизии, Украине, Узбекистане, Азербайджане, Молдове, Армении. Деятельность Pony Express осуществляется в Республике Беларусь через дочернюю компанию ООО «Пони экспресс».
Компания осуществляет два направления деятельности:
- деятельность визовых центров (Латвии и Чехии в г. Минске и г. Витебске);
- деятельность по экспресс и эконом доставке документов и грузов (между Российской Федерацией (ЕаЭС) и Республикой Беларусь (основной объем), внутри Республики Беларусь, трансграничные экспресс-перевозки).
Ключевыми конкурентными преимуществами ООО «Пони экспресс» являются широкая география и конкурентные сроки доставки по территории ЕаЭС; индивидуальный подход к клиентам.
В сегменте экспресс-доставки и логистических услуг наиболее близким по набору услуг и охвату территории конкурентом ООО «Пони экспресс» является компания «DPD». Положение компании на рынке доставки отправлений необходимо охарактеризовать в 4-х сегментах, в которых она осуществляет деятельность, по причине наличия различных лидеров рынка в данных сегментах:
- доставка документов РБ-ЕаЭС. Деятельность компании в данном сегменте является основной в связи с обслуживанием АО «Фрейт линк». Развитию доставки в Россию документов препятствует отсутствие практики применения ставки НДС 0 и более низкие тарифы компаний СДЭК и Сапсан экспресс на направлении ЦФО и Санкт-Петербург;
- экономичная доставка грузов до 500 кг. Лидером в данном сегменте является компания ДПД. Развитие в данном сегменте целесообразно через установление индивидуальных тарифов для крупных корпоративных клиентов. Данный сегмент можно оценить, как один из наиболее крупных;
- трансграничная доставка. В данном сегменте при анализе конкурентов исключены компании DHL, UPS и Белпочта, в связи с тем, что их показатели соотношения стоимости и сроков доставки несопоставимы в ближайшей перспективе с показателями ООО «Пони экспресс»;
- доставка внутри Беларуси. Рынок доставки внутри Беларуси можно охарактеризовать как сложившийся и высококонкурентный. Лидерами рынка являются компании Автолайт экспресс и ДПД в сегменте B2B. В сегменте B2C лидерами рынка являются компании Белпочта (EMS), ДПД и Глобел24. Компании имеют почтовые лицензии. Компания Белпочта является традиционным почтовым оператором и осуществляет доставки до 30 кг.
3 Оценка эффективности проектного решения «Автоматизация работы диспетчеров»
3.1 Краткое описание проектного решения
Для ООО «Пони экспресс» предлагается рассмотреть проект автоматизации работы диспетчерской службы компании.
Автоматизация диспетчерской службы – возможность серьезного повышения эффективности ее работы, учета, контроля и управления деятельностью. Для компаний и организаций, имеющих в составе такое подразделение, разработка и внедрение системы автоматизации обеспечивает решение целого комплекса задач, обусловленных спецификой деятельности:
– повышение оперативности реагирования на заявки и события;
– снижение влияния человеческого фактора;
– выход на качественно новый уровень во взаимоотношениях и установление эффективного взаимодействия с заявителями, клиентами, контрагентами и другими лицами, работа с которыми ведется через диспетчерскую службу;
– оптимизация и повышение эффективности использования ресурсов, в том числе благодаря равномерному распределению нагрузки на персонал диспетчерской службы;
– упрощение и ускорение рабочих процессов, автоматизация рутинных операций;
– эффективный мониторинг, контроль, учет и управление, в том числе в режиме реального времени.
Компания Mobidom (г. Санкт-Петербург, офис в г. Минске) разрабатывает и внедряет системы автоматизации диспетчерских служб, основывая свою работу на индивидуальном подходе.
Автоматизация работы диспетчеров ООО «Пони экспресс» планируется за счет разработки и внедрения компанией Mobidom современной CRM-системы в работу диспетчерской службы предприятия.
Внедрение CRM для диспетчерской службы позволит автоматизировать целый ряд задач:
– сокращение времени выполнения основных операций по обслуживанию клиентов и решению управленческих задач при планировании маршрутов;
– контроль занятости сотрудников;
– снижение влияния человеческого фактора;
– предоставление клиентам удобного и современного сервиса;
– формирование рейтинга исполнителей;
– обеспечение комфортного диалога между клиентом и исполнителем;
– контроль над исполнением поставленных задач.
CRM управления диспетчерской службы подразумевает выполнение аналитических, оперативных, контролирующих функций. То есть программа не только решает текущие задачи, но и консолидирует информацию на длительном промежутке времени. При помощи полученных данных, можно проводить планирование.
Заключение
Исследование теоретических основ предоставления гарантий и защиты инвестиций в Республике Беларусь позволяет отметить, что в нашей стране ведется многолетняя работа, направленная на формирование системы гарантий и защитных мер, ориентированных главным образом на работу с иностранными инвестициями. Созданы определенные институты и развита нормативно-правовая база, регламентирующая привлечение иностранных инвестиций в страну и предоставление гарантий инвесторам.
Сравнительный анализ показал, что среди стран СНГ можно выделить такие страны, как Киргизская Республика, Республика Казахстан, Азербайджанская Республика, политика и механизм привлечения иностранных инвестиций которых, несмотря на сходство подходов в их проведении в том числе с Республикой Беларусь (подходы к построению организационной структуры управления инвестиционной политикой, наличие льгот и преференций, отражение в законодательстве гарантий, прав и защит инвесторов), характеризуется более высокой эффективностью. Такая эффективность проявляется в устойчивом обеспечении заявленных гарантий и защиты прав инвесторов, предоставлении более явных и выгодных для иностранных инвесторов льгот и условий осуществления хозяйственной деятельности, а также в более низкой степени вмешательства государства в регулирование работы иностранных инвесторов с одновременным повышением интенсивности развития института государственно-частного партнерства. Далее проанализируем динамику основных макроэкономических показателей и иностранных инвестиций рассмотренных стран, чтобы оценить влияние притока иностранных инвестиций в эти экономики на социально-экономические показатели.
В рамках практической части проделанной работы были рассмотрены следующие проектные решения и дана оценка их эффективности на примере транспортного предприятия ООО «Пони экспресс»:
– предоставление услуг по химчистке салона, полировке кузова, мойке мотора – рассмотрен проект развития услуг по мойке, чистке и полировке автотранспортных средств на базе имеющегося у предприятия моечного участка;
– автоматизация работы диспетчеров – рассмотрен проект внедрения в диспетчерской службе предприятия автоматизированной системы управления диспетчеризацией на базе программного решения «Автоматизация Диспетчер 2.0».
Проект развития оказания услуг по мойке и полировке кузовов автомобилей на базе собственной моечной станции ООО «Пони экспресс» позволит предприятию обеспечить прирост годового дохода (выручки от оказания услуг) на сумму до 423,5 тыс. руб.
Проектное решение требует дополнительных капитальных затрат на сумму 12,1 тыс. руб. Прирост дополнительных расходов на пополнение потребности в оборотном капитале для ООО «Пони экспресс» составит, согласно полученным данным расчетов, 4,45 тыс. руб.
1. Безрукова, Е. Г. Понятие бизнес-плана и его значение / Е. Г. Безрукова // Будущее науки-2019: Сборник научный статей 7-й Международной молодежной НПК. – 2019. – С. 42-45.
2. Вашко, И. М. Экономика инноваций : учеб. пособие / И. М. Вашко, А. Д. Луцевич, Г. З. Суша. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2015. – 339 с.
3. Вильданов, Д. Р. Стратегическое и тактическое планирование на предприятии / Д. Р. Вильданов // Аллея науки. – 2017. – № 14. – С. 449-453.
4. Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.gknt.gov.by/opencms /opencms/ru/nis.
5. Демидюк В. Д. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций / В. Д. Демидюк [Электронный ресурс] // Репозиторий Полесского государственного университета. – Пинск, 2020. – Режим доступа: https://rep.polessu.by.
6. Зайцева, Е. Особенности формирования государственной инвестиционной политики Республики Беларусь в современных условиях / Е. Зайцева // Банковский вестник. – 2019. – № 4. – С. 61-71.
7. Инновации для устойчивого развития: обзор по Республике Беларусь: резюме и рекомендуемые меры полити¬ки: неофициальный перевод. - ООН: Нью-Йорк, Женева, 2017. - С. 7.
8. Колесникович, Д. С. Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в Республику Беларусь / Д. С. Колесникович [Электронный ресурс] // Репозиторий Полесского государственного университета. – Пинск, 2020. – Режим доступа: https://rep.polessu.by.
9. Коммерческая оценка инвестиций: учебник / И. А. Бузова. – СПб.: Питер, 2014. – 164 с.
10. Кузнецова, М. А. Анализ притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь / М. А. Кузнецова // Современная мировая экономика: вызовы и реальность: материалы II Республиканской НПК. – 2019. – С. 62-67.
11. Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru.
12. Национальное агентство инвестиций и приватизации Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Национальное агентство инвестиций и приватизации Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.investinbelarus.by/ru/.
13. Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Национальный банк Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: https://www.nbrb.by.
14. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://belstat.gov.by.
15. О негативных тенденциях в социально-экономическом развитии Республики Беларусь, предложениях НАН Беларуси по их преодолению и обеспечению устойчивого сбалансированного развития Республики Беларусь в 2016-2020 годах: научно-аналитический доклад [Электронный ресурс] // Институт экономики НАН Беларуси. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://economics.basnet.by/files/NegTen.pdf.
16. О Парке высоких технологий: Декрет Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12: в ред. от 02.12.2013 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
17. О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009г. № 413 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
18. О приоритетных направлениях научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2016-2020 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2015 г. № 166 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
19. О развитии цифровой экономики: Декрет Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
20. О создании государственного учреждения «Национальное агентство инвестиций и приватизации: Указ Президента Республики Беларусь от 25.05.2010 № 273: в ред. от 21.02.2014 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
21. О создании дополнительных условий для осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь: Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10: в ред. Декретов Президента Республики Беларусь от 13.09.2010 № 7, от 06.06.2011 № 4, от 31.01.2013 № 3 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
22. О создании Китайско-Белорусского индустриального парка «Индустриальный парк «Великий камень»: Указ Президента Республики Беларусь от 05.06.2012 № 253: в ред. от 30.06.2014 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
23. О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности: Декрет Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6: в ред. от 11.09.2013 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
24. Об инвестициях: Закон Республики Беларусь № 53-З от12.07.2013 г. [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
25. Об утверждении Положения о досудебном урегулировании споров (разногласий), связанных с осуществлением инвестиций: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2012 № 146: в ред. от 11.12.2013 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
26. Об утверждении Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 15.12.2016 г., № 466 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
27. Перечень субъектов инновационной инфраструктуры Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим до¬ступа: http://gknt.gov.by/opencms/opencms/ru/innovation/inn3/.
28. Петрашко Г. Н. К вопросу о необходимости совершенствования механизма привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь / Г. Н. Петрашко [Электронный ресурс] // Репозиторий БГЭУ. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080.
29. Рудый, К. Прямые иностранные инвестиции в Беларуси: инвестиционный разворот / К. Рудый // Банкаускi Веснiк. – 2016. – № 11. – С. 8-13.
30. Соколовская Е.А. Разработка финансово-экономической части бизнес-плана инвестиционного проекта / Е. А. Соколовская // Бизнес-планирование (приложение к ПЭО). – 2015. – №2. – С. 194-252.
31. Чурейно, О. И. Современное состояние инвестиционного климата в Республике Беларусь / О. И. Чурейно // Экономико-математические методы анализа деятельности предприятий: Сб. трудов III Международной НПК. – 2019. – С. 369-375.
32. Шилович, У. В. Проблемы и перспективы привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь / У. В. Шилович // Экономика и маркетинг в промышленности: Материалы НПК. – 2019. – С. 102-104.