Концепт успех в понимании белорусов Курсовая работа (проект)
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Концепт успех в понимании белорусов»
по дисциплине: «Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций (коммуникативный менеджмент)»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Концепт успех в понимании белорусов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций (коммуникативный менеджмент)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы исследования концепта «успех»
1.1 Понятие концепта, его содержание и структура
1.2 Концепт «успех» как объект исследования
1.3 Концепт «успех» через призму номинативного поля в восприятии современных носителей русского языка
1.4 Концепт в пословицах и поговорках белорусского народа
Выводы к главе 1
2 Экспериментальное исследование концепта «успех» в картине мира белорусов
2.1 Содержание и структура концепта «успех» через призму ассоциативных экспериментов
2.2 Содержание концепта «успех» через призму рекламы
2.3 Сравнительный анализ концепта «успех» через призму ассоциативных экспериментов и дискурса
Выводы к главе 2
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проводимого исследования обусловлена современными общетеоретическими проблемами когнитивной лингвистики, ее интересом к проблемам взаимодействия языка, мышления и культуры, а также отсутствием знаний об объекте исследования, которые являются лексическими единицами, вербализирующими понятие «успех». опишите их систематически и опишите их вербальное обновление на американском английском. Что касается выбора именно этой концепции для исследования, то это в первую очередь связано с чрезвычайно важной ролью, которую успех играет в белорусском менталитете. Этому явлению посвящены отдельные исследования в области социологии, психологии и культурной антропологии, в лингвистической литературе этот вопрос еще не рассматривался в такой плоскости.
Объект исследования: концепт «успех».
Предмет исследования: содержание и структура концепта «успех».
Цель курсовой работы: описание содержания и структуры концепта «успех» через призму ассоциативного эксперимента и призму бизнес дискурса литературы.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Выявить теоретические основы исследования концепта «успех»
2. Провести экспериментальное исследование концепта «успех» в картине мира белорусов.
Реализация поставленных задач осуществлялась с помощью следующих методов: дефиниционный анализ, методы контекстуального и компонентного анализа, метод лингвокогнитивного анализа, наблюдение, обобщение, ассоциативный эксперимент, метод лингвистического описания, статистический метод.
1 Теоретические основы исследования концепта «успех»
1.1 Понятие концепта, его содержание и структура
В настоящее время термин «концепт» активно используется многими гуманитарными науками: литературоведением, философией, психологией, культурологией, лингвистикой. По данным В.З. Демьянкова, понятие «концепт» определяется как «содержательная сторона словесного знака, представляющая собой понятие, относящееся к ментальной, духовной или материальной сфере человеческого существования, закрепленное в социальном опыте народа, имеющем исторические корни в его жизни, социально и субъективно. осознавали и - через шаг такого осмысления - относились к другим понятиям, тесно связанным с ним или, во многих случаях, противостоящим ему »[9, с. 32].
В лингвистике Г. У. Слышкина есть три подхода к объяснению концепта: лингвистический (важнейшим средством материализации и объективизации концепта является язык), когнитивный (основные вопросы концептуализации и категоризации, природа и структура концепта, типы концептов, способы представления знаний и т. Д.) И культурологический. совокупность духовно сформированных вторичных, искусственных социальных образований - теорий, идей, образов, мифов, концепций, гипотез, проблем, учений, идеологий) [17, с. 121].
Однако все лингвисты, разрабатывающие проблемы концептуализации знаний, отмечают, что концепт имеет определенную структуру. По определению Ю.С. Степанова, в структуру концепта входят «все составляющие концепта, и, кроме того, в состав концепта входит все, что делает его фактом культуры - исходную форму; сжато до основных черт содержания рассказа; современные ассоциации, оценки и т. д. »[18, с. 204]. В структуре концепта С.В. Иванова выделяет лингвокультурологические, психологические компоненты и национальную специфику. Лингвистический компонент соотносится с семантикой соответствующего языкового знака. Когнитивный компонент включает в себя информативную единицу, «квант» познания мира, единицу ментальной лексики, отраженную в психике человека [4, с. 85].
2 Экспериментальное исследование концепта «успех» в картине мира белорусов
2.1 Содержание и структура концепта «успех» через призму ассоциативных экспериментов
На слово-стимул «успех» респондентами предложено 316 ассоциативных реакций. Мы проранжировали ассоциативные реакции с целью определения частоты их встречаемости и выделения «ядра» ассоциативного поля.
По результатам ранжирования нами установлено, что «ядро» слова успех представлено следующими словами: деньги (20), счастье (18), работа (16), любимое дело (13), целеустремленность (11), радость (11), удовольствие (9), труд (8), семья (8), карьера (8). Количество встречаемых слов-стимулов, которые легли в основу ядра составляет 122.
Далее в порядке убывания нами представлены остальные слова-ассоциации на слова «успех». В скобках указана их часто встречаемости.
Любовь (7), уверенность (6), цель (6), стремление (6), результат (5), личностный рост (5), достижение (4), мотивация (4), трудолюбие (4), спокойствие (4), достаток (4), награда (4), талант (4), воля (4), власть (3), здоровье (3), будущее (3), амбиции (3), организованность (3), признание (3), учёба (3), удовольствие (3), удача (3), желание (3), самосовершенствование (3), борьба (2), организованность (2), будущее (2), рекорд (2), стимул (2), старания (2), известность (2), самодостаточность (2), возможности (2), гордость (2), упорство (2), вера (2), улыбка (2), путешествия (2), слава (2), легкость (2), сложно (2), уважение (2), удовлетворение (2). Следующие слова-ассоциации встречались по 1 разу: амбиции, легкость, стресс, прогресс, смысл, праздник, человек, действие, мама, победа, интуиция, триумф, ошеломительный, неимоверный, отдых, смех, вывод, действие, здание, желтый, голубой, солнце, личность, трудности, спонтанность, старание, тепло, рост, позитив, время, эмоции, Родина, победа, знание, преодоление, заслуга, долго, тяжело, свобода, ум, стойкость, рациональность, скрытность, природа, надежда, силы, восторг, самоотдача, побуждение, старание, усилия, вдохновение, статус, дом, интерес, сложность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. В настоящее время термин «концепт» активно используется многими гуманитарными науками: литературоведением, философией, психологией, культурологией, лингвистикой. В лингвистике под понятием «Концепт» понимается содержательная сторона словесного знака, за которой стоит понятие, относящееся к умственной, духовной или материальной сфере существования человека, закреплённое в общественном опыте народа, имеющее в его жизни исторические корни, социально и субъективно осмысляемое и — через ступень такого осмысления — соотносимое с другими понятиями, ближайше с ним связанными или, во многих случаях, ему противопоставляемым. Впервые слово «успех» встречается в библейской первой книге Моисея. В древних традициях считалось, что процессы успешности можно регулировать такими способами как магия, заговоры, колдовство. В античной философии устойчивой категории успеха нет. В эпоху Реформации условием успеха являлась экономия, бережливость по отношении к ценностям дарованным богом: времени, здоровью, имуществу. В советский период развития русского языка в синонимических сближениях со словом «успех» выступали лексемы: победа, рекорд, завоевание, первенство, достижение, свершение, триумф. В новейший период развития русского языка слово «успех» синонимически сближается со словами: удача, достижение, продвижение, статус, престиж и пр. На современном этапе развития русского языка происходит изменение стилистической окраски лексем-репрезентантов концепта успех, которые могут употребляться даже в сниженном, разговорном стиле («успешная э/сена», «успешное тело», «успешная чертовка»). Концепт «успех» у современных носителей русского языка ассоциируется с положительным результатом какой-либо деятельности; удачей, везением, благоприятным стечением обстоятельств, волей случая; общественным признанием, одобрением чьих-либо достижений, достоинств;
1. Аскольдов, С.А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. – М.: Академия, 1997. – С. 267-280.
2. Бабушкин, А.П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и методика их выявления / А.П. Бабушкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. – Воронеж, 2001. – С. 52-58.
3. Бабушкин, А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / А.П. Бабушкин. – Воронеж: ВГУ, 1996. – 104 с.
4. Балмагамбетова, Ж.Т. Понятие концепта в лингвокогнитологии и лингвокультурологии / Ж. Т. Балмагамбетова, А. А. Нургалиева. // Актуальные проблемы филологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). – Краснодар: Новация, 2016. – С. 83-87.
5. Бенвенист, Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист. – М.: Прогресс, 1974. – 446 с.
6. Воркачев, С.Г. Культурный концепт и значение / Воркачев С.Г. // Труды Кубанского государственного технологического университета. – 2003. – №2. –С. 268-277.
7. Воркачев, С.Г. Лингвокультурный концепт: типология и области бытования / С.Г. Воркачев. – Волгоград: ВолГУ, 2007. – 400 с.
8. Даль, В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. – М.: Художественная литература, 1984. – 399 с.
9. Демьянков, В.З. Морфологическая интерпретация текста и её моделирование / В.З. Демьянков. – М.: МГУ, 1994. – 205 с.
10. Жуков, В.П. Словарь русских пословиц и поговорок / В.П. Жуков. – М.: Русский язык, 2000. – 544 с.
11. Карасик, В.И. О типах дискурса / В.И. Карасикк // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. – Волгоград: Перемена, 2000. – С. 5-20.
12. Кольцова, Ю.Н. Концепт как категория семантической теории перевода / Ю.Н. Кольцова // Вестник Московского университета. – 2008. – № 4. – С. 37-48.
13. Курганова, Н.И. Концепт как единица коллективного знания / Н.И. Курганова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2010. – № 4. – С. 21-25.
14. Курганова, Н.И. Моделирование когнитивных операций на базе ассоциативных полей / Н.И. Курганова // Вестник Тверского государственного университета. – 2011. – № 4. – С. 187-197.
15. Маслова, В.А. Введение в когнитивную лингвистику / В. А. Маслова. – М.: Флинта, 2004. – 296 с.
16. Попова, З.Д. Когнитивная лингвистика / З.Д. Попова, И.А. Стернин. – М.: ACT: Восток-Запад, 2007. – 314 с.
17. Слышкин, Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты / Г.Г. Слышкин. – Волгоград: ВолГУ, 2004. – 260 с.
18. Степанов, Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации / Ю.С. Степанов. – М.: Языки славянских культур, 2007. – 248 с.
19. Титова, Ю.В. Структура концепта и методы его описания / Ю.В. Титова // Вестник УлГТУ. – 2010. – №4. – С. 16-21.
20. Хрынина, Е.Н. Анализ интерпретационного поля концепта «успех» в русском языке / Е.Н. Хрынина // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2008. – №54. – С. 122-127.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты