Адаптация наглядного материала при организации работы с учащимися младшего школьного возраста с нарушениями зрения Курсовая работа (проект)
Академия последипломного образования
Курсовая работа (проект)
на тему: «Адаптация наглядного материала при организации работы с учащимися младшего школьного возраста с нарушениями зрения»
по дисциплине: «Методика коррекционно-развивающей работы при нарушениях зрения»
2021
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Адаптация наглядного материала при организации работы с учащимися младшего школьного возраста с нарушениями зрения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика коррекционно-развивающей работы при нарушениях зрения
Организация: Средняя школа № 93, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста
1.2 Особенности нарушения зрения в младшем школьном возрасте
1.3 Особенности адаптации наглядного материала при организации работы
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 3. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ АДАПТАЦИИ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Использование зрительных образов стимулирует познавательную деятельность, позволяет поддерживать интерес к занятиям и представлять даже самый сложный материал в доступной форме. Говоря о зрительном восприятии учащихся младших классов, следует начать с того, что в силу возрастной специфики внимание в большей степени остается непроизвольным. А это значит, что в большей степени оно зависит от мотивации и интереса к выполняемой работе, от качества предлагаемого зрительного материала (яркость, подвижность, доступность) – всего того, что перекликается с эмоциональной стороной психики ребенка.
Наглядное вспомогательное средство, предлагаемое учащемуся начальной школы со слабым зрением, должно быть детально продумано учителем, так как от него зависит результат восприятия, в том числе и скорость. Важно учитывать количество предлагаемых к вниманию объектов, их размер, сложность, цветовое решение. В свою очередь, чтобы получить положительные результаты работы с ребенком, не стоит забывать о рабочем месте школьника: качественное освещение, положение ребенка за рабочим местом, грамотное размещение зрительных образов – все это в конечном итоге влияет на результат восприятия.
У учащегося младшей школы со слабым зрением возникают трудности с восприятием мелких деталей. Это касается отдельных объектов или композиций, картин, рисунков. Эту особенность следует учитывать при подборе зрительных вспомогательных средств для слабовидящих детей. Предлагая к рассмотрению картинку с несколькими планами, важно убедиться, что школьник может видеть все предметы и всех персонажей в ней. Для этого картинка должна быть оптимального размера, цвета должны быть достаточно яркими, а объекты должны иметь четкий контур [1, с.122].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований, происходящих в личности ребенка. В этом возрасте ребенок наиболее подвержен влиянию социальных факторов и благоприятных условий для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
Л.П. Григорьева определяет младший школьный возраст как «переходный период, характеризующийся возрастным кризисом 7 лет – соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом» [4, с.22].
По мнению В.З. Денискиной, младший школьный возраст – это «возрастной период, когда ведущей для ребенка становится учебная деятельность, а главным психическим новообразованием являются внутренняя позиция ученика и умение учиться» [6, с.57].
Для младшего школьного возраста характерными являются изменения в социальной ситуации развития:
– учебная деятельность становится ведущей деятельностью, отчетливо виден социальный смысл учения, мотивация достижения становится доминирующей;
– происходит смена референтной группы, смена распорядка дня;
– укрепляется новая внутренняя позиция;
– изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
2.1 Организация и методика исследования
База исследования: ГУО «Средняя школа № 93» г. Минска. В исследовании приняли участие 3 учащихся первого класса в возрасте 6-7 лет. Выборка составила 1 мальчика и 2 девочки с нарушениями зрения. Основными диагнозами являются следующие:
– Миша К. – близорукость: нечеткое видение предметов вдали, жжение при напряжении и боль в глазах.
– Маша Б. – слабовидение: лица со слабым зрением – это те, чья острота зрения при нормальной оптической коррекции составляет 0,05-0,2. Это позволяет таким людям при особо благоприятных условиях использовать зрение для тренировок и других работ, не требующих высокой остроты зрения. Телескопические очки, лупы и другие специальные средства коррекции зрения значительно облегчают зрительную работу слабовидящим и повышают их трудоспособность.
– Ксюша Ц. – светобоязнь: симптом, характеризующийся появлением глазного дискомфорта при ярком свете. Ночью и при плохом освещении симптомов нет. Альтернативное название – фотофобия. Она сопровождается болезненными ощущениями, остротой в глазах, интоксикацией.
Данное исследование проходило в рамках трех этапов:
– на первом этапе исследования проводился теоретический анализ литературных источников, формулирование целей и задач исследования, определение основных критериев диагностики.
ГЛАВА 3. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ АДАПТАЦИИ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
При изготовлении раздаточных материалов необходимо учитывать дифференцированные особенности зрения каждого ребенка и зрительную нагрузку, на которую он работает.
Материал, используемый в качестве раздаточного материала, должен быть оптимального размера: 10х10, 20х30. К выбору слайдов, фильмов, видеороликов для показа детям следует подходить также с позиции комфорта их зрительного восприятия детьми, возможности получения адекватных представлений о изображенных объектах и явлениях.
Графические пособия, используемые при обучении детей с нарушениями зрения, должны быть сделаны четкими линиями, с минимальным количеством деталей, но понятными детям, доступными для их зрительного восприятия и понимания. Обычные изображения, используемые в графическом визуальном материале, должны быть очень простыми и точными, включать в себя только те элементы, которые передают основное содержание, признаки и свойства изображаемых объектов, т. е. быть легкоузнаваемыми.
Шрифтовая визуализация встречается ребенку ежедневно и почти на каждом уроке или занятии. Качество исполнения текстов является важным показателем, от которого зависит восприятие и усвоение содержания. Графическая наглядность создается формой шрифта. Для успешного подбора оптимального шрифта для восприятия слабовидящим школьником младших классов рассмотрим основные требования к видимости шрифта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что младший школьный возраст представляет собой наиболее оптимальный период для формирования основных когнитивных функций. Накопление к младшему школьному возрасту большого опыта практических действий, достаточного уровня развития восприятия, памяти, мышления, повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах.
Нарушения зрения в школьном возрасте является серьезной проблемой развития физического и психологического состояния ребенка. Нарушения зрения могут быть различны: близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие и т.д. Необходимо использовать все необходимые методы профилактики, чтобы зрение детей как можно дольше было оптимально сохранено.
Для оптимального уровня обучения детей младшего школьного возраста необходимо использовать определенный наглядный материал, который адаптирован к работе со слабовидящими детьми. Существуют различные требования к использованию данного материала. Однако, мы видим, что есть определенная направленность цвета, шрифта и объема предоставленных материалов.
С целью определения уровня адаптации наглядного материала при обучении детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения, нами было проведено эмпирическое исследование, при помощи определенных критериев и анализа оценки. В ходе исследования были рассмотрены диагнозы детей: близорукость, светобоязнь, слабовидение.
В ходе проведенного исследования нами было определено, что в основном, для наглядных пособий в рамках обучения детей с нарушениями зрения является характерным средний и высокий уровень доступности материала, а также оптимальном уровне шрифта и цвета.
1. Агранович, З.Е. «Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников и младших школьников» / З.Е. Агранович. – СПб.: «Детство - Пресс», 2003. – 214 с.
2. Воронова, Е.Е. «Использование современных средств наглядности в обучении детей с нарушениями зрения» // Интернет: Издательский дом «Первое сентября». – М. – 2012. – №11. – С.11-22
3. Григорьева, Л. П. Особенности зрительного опознания изображений у слабовидящих школьников // Дефектология. – 1984. –2010. – 247 с.
4. Григорьева, Л.П. «Развитие восприятия ребёнка» / М.: «Школа - Пресс» / М.Э. Бернадская. – М.: Академия, 2001. – 236 с.
5. Григорян, Л.А. «Офтальмологические рекомендации к проведению учебно-воспитательной работы в школах для слепых и слабовидящих детей» // «Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе». – 2001. – №2. – С.14-23
6. Денискина, В.З. «Коррекционная направленность уроков математики в начальных классах школ для детей с нарушением зрения» / В.З. Денискина. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 236 с.
7. Ермаков, В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / Г.А. Якунин. – М.: Просвещение, 1990. – 214 с.
8. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики. Воспитание детей с нарушенным зрением / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. – М.: Владос, 2017. – 240 c.
9. Комарова, Т.П. Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения / Т.П. Комарова. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ", 2014. – 176 c.
10. Кулагин, Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых / Ю.А. Кулагин. – М.: Академия, 2009. – 258 с.
11. Лечебная гимнастика против близорукости, дальнозоркости, астигматизма и других нарушениях зрения. – М.: Рипол Классик, 2013. – 877 c.
12. Литвак, А.Г. Восприятие слепых и слабовидящих / А.Г. Литвак // Общая психология. – М.: Академия, 2005. – 247 с.
13. Малых, Р.Ф. «Вопросы методики образования математике слепых и слабовидящих школьников» / Р.Ф. Малых. – Л.: ЛГПИ, 2017. – 236 с.
14. Нагаева, Т.И. Нарушения зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки / Т.И. Нагаева. – М.: Феникс, 2010. – 193 c.
15. Никулина, Г.В. «Охраняем и развиваем зрение» / Г.В. Никулина. – СПб.: «Детство-Пресс», 2002. – 231 с.
16. Носкова, О.В. Карта комплексного обследования дошкольников с нарушением познавательной деятельности (с 3 до 7 лет) / О.В. Носкова. – М.: Детство-Пресс, 2017. – 408 c.
17. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения» / под ред. М.И. Земцовой. – М.: «Просвещение», 2008. – 235 с.
18. Рухлова, С.А. Основы офтальмологии / С.А. Рухлова. – М.: Медицинская книга, 2001. – 247 с.
19. Саматова, А.В. Дети с глубокими нарушениями зрения / А.В. Саматова. – М.: Феникс, 2012. – 563 c.
20. Система работы по развитию зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения: Учебно-методическое пособие / Г.В. Никулина, Л.В. Фомичева, Е.В. Замашнюк: под ред. Г.В. Никулиной. – СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – 258 с.
21. Соколова, А. В. Использование средств наглядности в школах слабовидящих / А.В. Соколова. – М.: Просвещение, 2010. – 236 с.
22. Солнцева, Л.И. «Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и младшего школьного возраста» / Л.И. Солнцева. – М.: «Полиграф сервис», 2007. – 234 с.
23. Солнцева, Л.И. «Тифлопсихология детства» / Л.И. Солнцева. – М.: «Полиграф сервис», 2000. – 231 с.
24. Фомичева, Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения / Л.В. Фомичева. – М.: Каро, 2013. – 256 c.
25. Хухлаева, О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О.В. Хухлаева – М.: Академия, 2014. – 184 c.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты