Социальная работа с безработными: причины, концепции, стратегия преодоления
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социальная работа с безработными: причины, концепции, стратегия преодоления»
по дисциплине: «Социальная работа»
2020
45.00 BYN
Социальная работа с безработными: причины, концепции, стратегия преодоления
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная работа
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для опроса старшеклассников.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 План мероприятий проекта «Молодежь и безработица».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С БЕЗРАБОТНЫМИ
1.1 Сущность понятия безработицы. Виды безработицы. Причины безработицы
1.2 Социально-психологическая характеристика безработных граждан
1.3 Основные концепции и стратегии преодоления безработицы
Выводы по первой главе
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ БЕЗРАБОТИЦЫ
2.1 Диагностика уровня профессионального самоопределения выпускников школ как средство профилактики безработицы среди молодежи
2.2 Разработка проекта по социальной профилактике безработицы среди молодежи
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Социальная работа становится наиболее актуальной, когда общество, страна переживает тяжелые времена, когда социальные проблемы резко обостряются. Решение таких проблем зависит от материальной основы социальной работы, а также от сути и содержания социальной политики в обществе. Многие проблемы социальной защиты усугубляются не только экономической ситуацией в обществе, но и социальной политикой государства, которая осуществляется в интересах только определенных групп населения.
Недостаток занятости в нашем современном государстве проявляется в существовании достаточно большого «резерва потенциальных безработных» на границе с безработными. Ни один человек не застрахован от потери работы в нашей стране. Это социальное явление превратилось в эпидемию, которая не щадит ни министра, ни квалифицированного работника.
Социальная работа с безработными гражданами включает в себя социальные, экономические и психологические проблемы безработных. Прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний являются основными направлениями работы с безработными. Социальная работа с безработными осуществляется в рамках Центра занятости, который является социальным учреждением и обеспечивает реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказание населению и работодателям государственных услуг в сфере содействия занятости населения и трудовой миграции.
Безработному гражданину как объекту социальной работы оказывают содействие социальный работник и специалист службы занятости. Он выступает посредником между государством, призванным защищать права своих граждан и личности. Социальный работник-консультант оказывает консультативную помощь по вопросам наличия вакантных должностей, возможности переподготовки, дает профессиональные консультации, помогает направить безработных на социально-психологические мероприятия и обучение.
Эта тема достаточно подробно освещается в различных работах. Е.М. Авраамова, Н.Н. Абакумов, Н.М. Воловская, Л.К. Плюснина, А.В. Русина описывают безработицу как неизбежное явление любого общества, типа и причины безработицы с экономической точки зрения. И.С. Березин, Ю.А. Болотков рассматривают пути снижения безработицы. Е.Е. Евстратова в своей работе акцентирует внимание на женской безработице. И.А. Кузнецова, К.Р. Лина, В.О. Никифоров анализируют процесс трудовой адаптации, отслеживают влияние изменений рынка труда на поведение личности, ее экономическую деятельность. И.Г. Зайнышева, П.Д. Павленок, В.Н. Иванов описывают формы и методы социальной работы с безработными. М.В. Ромм, Л. Росс, Р. Нисбетт пишут о процессе адаптации личности в обществе. Что касается социально-психологической адаптации безработных, то материал на эту тему в рассмотренной литературе приводится отдельно. Проблема безработицы также рассматривается в работах таких авторов как: К.Н. Савин, А. Булатов, Т.С. Бандюкова, Т.Ю. Четвернина, В.А. Павленков, Б.Д. Бреев, Р. Эренберг, Н.А. Волгин, Р.И. Капелюжников, Ю.Г. Одегов, А.А. Никифорова, Г.Е. Слезингер, Л.С. Чижова и др.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С БЕЗРАБОТНЫМИ
1.1 Сущность понятия безработицы. Виды безработицы. Причины безработицы
Понятие «безработица» получило различные толкования в исследовательской литературе.
Безработица – это часть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста, являющихся безработными и ищущих работу в течение определенного законом срока.
Безработица – социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята на производстве. Она представляет собой циклическое явление, проявляющееся в превышении предложения рабочей силы над спросом [9, с. 34].
Безработица – это отсутствие занятости по экономическим причинам определенной, более или менее в данный момент времени трудоспособной и желающей работать части населения страны. Теоретически безработица представляет собой социально-экономическую категорию, выражающую взаимоотношения между работниками и работодателями в отношении осуществления основополагающего, естественного права человека – права на труд и реализации способности к труду не только с точки зрения обеспечения средств к существованию, необходимых для сохранения и воспроизводства самой жизни, но и с точки зрения реализации в труде достоинств и качеств человека как личности, присущих ему потребностей в труде как форме жизни [7, с. 176].
Критерии объявления лица безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами:
– трудоспособный возраст, т.е. лицо должно быть старше минимального возраста, с которого закон разрешает трудоустройство, но не старше возраста, по достижении которого назначается пенсия по старости;
– у лица не было постоянного источника дохода в течение некоторого времени (например, месяца);
– доказанное желание найти работу (например, связаться с агентством по трудоустройству и посетить работодателей, к которым агентство направляет его на собеседование).
2. ЭМПИРМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ БЕЗРАБОТИЦЫ
2.1 Диагностика уровня профессионального самоопределения выпускников школ как средство профилактики безработицы среди молодежи
Целью данной работы является изучить причины, концепции и стратегии преодоления социальной работы с безработными гражданами. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование в виде анкетного опроса молодежи.
Целью эмпирического исследования данной работе являлось провести профессиональное самоопределение выпускников школ как средство профилактики безработицы среди молодежи.
Исследование осуществлялось в виде социологического опроса старшеклассников нескольких школ города Минска с целью выяснить профессиональные намерения учащихся 9-11 классов. Участниками анкетирования были 210 старшеклассников. Среди которых:
40% (84 человек) респондентов составили учащиеся 9-х классов,
60% (126 человек) – учащиеся 11 классов.
Социологический опрос проводился с использованием специально-разработанной анкеты (Приложение 1).
В анкетном опросе участвовали респонденты из разных образовательных учреждений:
1) школы № 2 – 25,7% (54 человек), из них старшеклассники 9-х классов 15,7% (33 человека) и выпускники 11 класса 10% (21 человек);
2) школы № 9 – 8,6% (18 человек) старшеклассников 9-го класса;
3) школы № 6 – 21,4% (45 человек) выпускников 11-х классов;
4) школы № 4 – 11% (23 человека), из них старшеклассники 9-го класса 2,4% (5 человек) и учащиеся 11 класса 8,6% (18 человек);
5) школы № 11 – 33,3% (70 человек), из которых 13,3% (28 человек) составляют респонденты 9-го класса и 20% (42 человека) –11-го класса.
35,2% (74 человека) участников опроса составили юноши, а 64,8% (136 человек) девушки. 100% респондентов являются городскими жителями.
Для определения дальнейших планов выпускников по окончании школы нами задан вопрос, на который больше половины (64,3% – 135 человек) участников опроса ответили, что намереваются поступать в высшие учебные заведения. Каждый пятый участник опроса (18% – 38 человек) намеревается учиться в средне-специальном учебном заведении (техникуме, колледже). И только 4,8% (10 человек) респондентов пожелали учиться в профессиональном училище (лицее). Ещё 1,9% (4 человека) желают получить специальность на краткосрочных курсах, 0,9% (2 человека) юношей ориентированы на службу в армии, 0,5% (1 человек) готов приступить к работе сразу после окончания школы. 2,8% (6 человек) выпускников желают уехать учиться или работать за пределы страны, почти каждый пятый участник опроса (20,4% – 43 человека) планирует совмещать работу и учёбу. 2,4% (5 человек) участников опроса затруднились с ответом. Полученные результаты представим в виде диаграммы на рисунке 2.1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть активного населения не может вносить свой труд. Безработными в Республике Беларусь являются граждане, которые не имеют работы и не зарабатывают на жизнь, поставлены на учет в службе занятости с целью поиска подходящей работы и готовы приступить к ее поиску. Существуют три вида безработицы: фрикционная, структурная и циклическая. Фрикционная безработица существует всегда, потому что она связана со сменой работы, и граждане идут на поиски лучшей работы добровольно. Структурная безработица связана с изменением структуры производства и, как следствие, несоответствием между спросом и предложением на рабочую силу. Циклическая безработица возникает в определенные моменты жизни общества: во время спада производства, депрессии и т.д., когда спрос на рабочую силу очень низок.
Причины безработицы различны, но в рыночной экономике они вызваны, главным образом, конкуренцией на рынке труда, усилившейся во время экономических кризисов и последующего резкого снижения спроса на рабочую силу. В то же время в экономической науке существуют три основных понятия, объясняющих безработицу: классическое, кейнсианское и монетарное.
Безработица – это макроэкономическая проблема, которая оказывает самое прямое и сильное влияние на каждого человека. Безработица вызывает множество негативных условий, типичными из которых являются отчаяние, неопределенность, беспокойство и т.д. Стрессовые и стрессовые условия, возникающие в процессе личной дезадаптации безработных к современным условиям жизни, неизбежно приводят к распаду как личности, так и ближайшего социального окружения. Он теряет чувство уверенности в себе, полезности для других и самоуважения, его физическое и психическое состояние может ухудшиться. Безработица является сложным социально-экономическим явлением. Большинство граждан, потерявших работу, нуждаются в мерах социальной поддержки. Социальная работа с безработными гражданами осуществляется через деятельность Центра занятости населения, который является социальным учреждением и обеспечивает реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы на своей территории.
Эффективным является комплексный подход к решению проблем занятости и безработицы с учетом социально-экономических и психологических проблем безработных. Задача специалиста службы занятости заключается в устранении препятствий, мешающих людям сохранить или получить работу: отсутствие информации о профессии и работе, недостаточная квалификация, ограниченная трудоспособность, семейные обстоятельства и др.
1. Бабушкин, А.В. Социальная работа: теория и практика. учеб. пособие / А.В. Бабушкин. – Моск. гос. ун-т сервиса, Социал.-технол. ин-т. -М. : Инфра-М , 2003. – 425 с.
2. Боровик, В.С. Занятость населения / В.С. Боровик. – Ростов н/Д : Феникс , 2001. – 318 с.
3. Васильев, Я.Т. Региональная занятость и рынок труда: Основы теории, функционирования и прогнозирования / Я.Т. Васильев. – Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2014. – 215 с.
4. Галагузова, М.А. Профессиональная подготовка социальных работ воспитанников / М.А. Галагузова. – М., 2004. – 254 с.
5. Голубева, Я.В. Профессиональное взаимодействие специалиста службы занятости с безработным человеком: адаптация или совместное развитие? / Я.В. Голубева // Журнал прикладной психологии. – 2004. – №6. – С. 49-50
6. Григорьев, С.И. Теория и методология социальной работы / С.И. Григорьев, Л.Г. Гусляков, В.А. Ельчанинов. – М., 2004. – 276 с.
7. Дементьева, Н.Ф. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника / Н.Ф. Дементьева, Е.Ю. Шаталова, А.Я. Соболь. – М.: Эксмо, 2012. – 248 с.
8. Епанчинцев, С.П. Социальная эффективность как принцип деятельности государственной службы занятости населения в регионе. Автореф. дис. ...канд. социол. наук / С.П. Епанчинцев. – Екатеринбург, 2002. – 22 с.
9. Ефимова, Т. Служба занятости молодежи / Т. Ефимова // Человек и труд. – 2006. – №7. – С. 34-35
10. Заяц, О.В. Занятость населения и ее регулирование: учебное пособие / О.В. Заяц. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. – С.105-107.
11. Злобин, Н.С. Культура и общественный прогресс / Н.С. Злобин. –М.: Наука, 2000. – 320 с.
12. Молодежь на рубеже тысячелетий: Монография. Коллектив авторов / Редкол.: Дж.м. Гилязитдинов, К.Ж. Давлетова, Ю.Н. Дорожкин, С.В. Егорышев, Л.А. Ширяев. – Уфа: Уфимский юридический институт МВД РФ, 2001. – 211с.
13. Нестерова, Г.Ф. Технология и методика социальной работы: учеб. Пособие / Г.Ф. Нестерова, И.В. Астэр. – М.: Академия, 2011. – 208 с.
14. Павленок, П.Д. Основы социальной работы / П.Д. Павленок. – М., ИНФРА-М, 2007. – 341 с.
15. Петрухина, Л. Ситуация с занятостью в условиях моногорода / Л. Петрухина // Человек и труд. – 2004. – №11. – С. 17-21
16. Посохова, Н. Социальное партнерство в системе обучения безработных граждан / Н. Посохова // Человек и труд. – 2007. – №12. – С. 66-69
17. Саенко, Л.А. Подготовка будущих социальных педагогов к работе с семьями безработных / Л.А. Саенко // Высшее образование сегодня. – 2007. – №8. – С. 69-70
18. Социальная работа: Учебник / отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд исп. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 395 с.
19. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. Проф. П. Д. Павленка: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 236 с.
20. Технология социальной работы с безработными: учеб. пособие / В.А. Фирсов, М.И. Григорьева; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2010. – 287 с.
21. Харламов, А. Реформа службы занятости: первые результаты, первые трудности / А. Харламов // Человек и труд. – 2001. – №2. – С. 49-51
22. Холостова, Е.И. Социальная работа / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и Кш , 2007. – 667 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для опроса старшеклассников.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 План мероприятий проекта «Молодежь и безработица».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты