Правовое регулирование земельного сервитута
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Правовое регулирование земельного сервитута»
по дисциплине: «Земельное право»
2020
45.00 BYN
Правовое регулирование земельного сервитута
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Земельное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМЕЛЬНОГО СЕРВИТУТА
1.1 Понятие земельного сервитута. Правовое регулирование земельного сервитута
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО СЕРВИТУТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Земля провозглашается Конституцией одним из основных природных ресурсов, охрана которого гарантируется государством в силу ее важности в процессе обеспечения жизнедеятельности населения (ст. 9) [3].
Как упоминалось ранее, в Кодексе Республики Беларусь о земле в главе 11 установлен судебный и административный порядок разрешения земельных споров. Также в ст. 2 Закона Республики Беларусь «О медиации» (далее – Закон «О медиации») в сфере действия закона отсутствует упоминание о возможности рассмотрения земельных споров. Считаем, что частноправовая природа земельных споров позволяет применять для рассмотрения сложившегося конфликта процедуру медиации.
Получение права ограниченного пользования недвижимостью, вещью или землей, находящихся в чужой собственности, предполагается понятием сервитута [7, с. 212]. Сервитут как определенная институциональная категория подразумевает право ограниченного пользования, устанавливаемое в отношении либо земельных участков, либо земель в интересах конкретных лиц [1]. Законодатель регламентирует, что сервитут сохраняется в отношении вновь образованных земельных участков в случае, если произошло одно из:
перераспределение участков;
объединение участков;
раздел участков;
выделение участков.
Помимо прочего законодатель декларирует, что правообладатель земельного участка, в отношении которого действует право ограниченного пользования, имеет право истребовать плату с лица, в интересах которого установлен сервитут. Резюмируя вышеперечисленное, отметим, что сервитут устанавливается в целях удовлетворения интересов частных лиц, в собственности которых имеются объекты недвижимого имущества, и в этом смысле правоотношения по пользованию данного блага регламентируются нормами гражданского законодательства. Стоит добавить, что сервитут невозможно передать в залог, переуступить другим лицам. Как было отмечено выше, законодательство помимо сервитута различает публичный сервитут, который подразумевает обеспечение интересов публичных институтов власти и населения, проживающего в данной местности [4]. Принципиален тот факт, что в ряде случаев, к примеру, при строительстве инженерных сооружений, будет действовать специальный вид сервитута, право на установление которого будет определяться в соответствии с ходатайством отдельных лиц.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМЕЛЬНОГО СЕРВИТУТА
1.1 Понятие земельного сервитута. Правовое регулирование земельного сервитута
Оплата за публичный сервитут совершается обладателем публичного сервитута не позднее шести месяцев после принятия решения об установлении публичного сервитута в случае, если последний устанавливается в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц).
Плата, которая устанавливается в виде единовременного платежа или периодически совершаемых платежей рассчитывается пропорционально площади земельного участка в установленных границах публичного сервитута.
Право собственности является правом абсолютного господства над вещью и представляет собой совокупность правомочий по владению, пользованию и распоряжению.
Однако, имеются ситуации, при которых право собственности может быть ограничено с учетом потребностей других собственников.
Статья 268 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусматривает, что собственник недвижимого имущества вправе требовать от собственника соседнего недвижимого имущества, а в необходимых случаях — и от собственника другого недвижимого имущества предоставления права ограниченного пользования недвижимым имуществом (сервитута).
Кодекс Республики Беларусь о земле закрепляет понятие земельного сервитута, под которым понимается право ограниченного пользования чужим земельным участком, устанавливаемое для обеспечения прохода, проезда, прокладки и эксплуатации газопроводов, нефтепроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, связи и других подобных сооружений (далее — линейные сооружения), обеспечения водоснабжения и мелиорации, размещения геодезических пунктов, а также для иных целей, которые не могут быть обеспечены без предоставления такого права.
Обременение сервитутом возможно в отношении участков, находящихся в частной собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном или временном пользовании, аренде, субаренде.
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО СЕРВИТУТА
Деление прав на вещные и обязательственные было установлено Римскими юристам. Ими под вещным правом понималось право на предмет материального мира – вещь, а под обязательственным – правомочие на действие обязанного лица.
Рецепция права частной собственности на землю и включение земельных участков в гражданский оборот привели к восстановлению земельных сервитутов, которые были упразднены после октябрьских событий 1917 г. в связи с принятием 26 октября (8 ноября) 1917 г. декрета «О земле» и 6 (19) февраля 1918 г. Декрета «О социализации земли», которыми отменялась частная собственность на землю и земли исключались из гражданского оборота. Одним из вещных прав на землю в соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З1 (далее – ГК) указан земельный сервитут. Последний определен как право ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом (сервитут), в силу которого собственник недвижимого имущества вправе требовать от собственника соседнего недвижимого имущества, а в необходимых случаях – и от собственника другого недвижимого имущества предоставления права ограниченного пользования недвижимым имуществом (сервитута). При этом установлено что отношения, связанные с правом ограниченного пользования чужим земельным участком (земельный сервитут), регулируются законодательством об охране и использовании земель (ст. 268 ГК).
Кроме того, ст. 263 ГК определен правовой режим земельных участков общего пользования согласно которого граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в собственности Республики Беларусь, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законодательством. Если земельный участок не огорожен, либо его землепользователь иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через этот участок, если это не причиняет ущерба или беспокойства землепользователю.
Согласно ст. 1 Кодекса Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. № 425-З2 (далее – КоЗ) земельным сервитутом является право ограниченного пользования чужим земельным участком, устанавливаемое для обеспечения прохода, проезда, прокладки и эксплуатации газопроводов, нефтепроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи и других линейных сооружений, обеспечения водоснабжения, мелиорации, размещения геодезических пунктов, а также для иных целей, которые не могут быть обеспечены без предоставления такого права. Земельный сервитут может устанавливаться на определенный срок (срочный земельный сервитут) и на неопределенный срок (постоянный земельный сервитут).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правовую проблему составляет неурегулированность обязательности исполнения медиативного соглашения. Во многом стороны, которые знакомы с возможностью альтернативного урегулирования споров, не обращаются за ней ввиду отсутствия императивного предписания на исполнение медиативного соглашения. Таким образом, существует необходимость нормативно урегулированной обязанности сторон исполнять подобное соглашение. Например, возможность предоставления права нотариусам выдавать исполнительные документы по заключенным соглашениям. Такая ситуация может иметь место при возникновении спора о наследовании земельного участка несколькими наследниками, которые в медиативном порядке достигли соглашения [6].
Рецепция права частной собственности на землю и включение земельных участков в гражданский оборот привели к восстановлению земельных сервитутов, которые были упразднены после октябрьских событий 1917 г. в связи с принятием 26 октября (8 ноября) 1917 г. декрета «О земле» и 6 (19) февраля 1918 г. Декрета «О социализации земли», которыми отменялась частная собственность на землю и земли исключались из гражданского оборота. Одним из вещных прав на землю в соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З1 (далее – ГК) указан земельный сервитут. Последний определен как право ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом (сервитут), в силу которого собственник недвижимого имущества вправе требовать от собственника соседнего недвижимого имущества, а в необходимых случаях – и от собственника другого недвижимого имущества предоставления права ограниченного пользования недвижимым имуществом (сервитута). При этом установлено что отношения, связанные с правом ограниченного пользования чужим земельным участком (земельный сервитут), регулируются законодательством об охране и использовании земель (ст. 268 ГК).
Кроме того, ст. 263 ГК определен правовой режим земельных участков общего пользования согласно которого граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в собственности Республики Беларусь, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законодательством. Если земельный участок не огорожен, либо его землепользователь иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через этот участок, если это не причиняет ущерба или беспокойства землепользователю.
1. Копылов А. В. Вещные права на землю в римском, русском дореволюционном современном российском гражданском праве. / М.: «Статут».2000.
2. Римское частное право: Учебник / Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. М.: Юристъ. 1996. С.204-206.
3. Кодекс Республики Беларусь о земле : Кодекс Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г., № 425-З : принят Палатой представителей 17 июня 2008 г. : одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 07.01.2011 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь
4. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07 декабря 1998г. № 218-З : принят Палатой представителей 28 октября 1998г. : одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998г. : с изм. и доп. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09 января 2017г № 14-З : Режим доступа – КонсультантПлюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь
5. Земельний кодекс України : Кодекс України; Кодекс, Закон від 25.10.2001 № 2768-III; [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zakon.rada.govua/laws/show/2768–14
7. КодексРесп. Беларусь о земле [Электронный ресурс]: 23 июля 2008 г., № 425-З (с изм. и доп.) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2019.
8. О медиации: ЗаконРесп. Беларусь [Электронный ресурс]: 12 июля 2013 г., № 58-З (с изм. и доп.) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2019.
9. Афонский, С. Н. Применение медиации в практической деятельности суда первой инстанции / С. Н. Афонский // КонсультантПлюс. Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2019.
10. Воронова, К. И. Применение процедуры медиации при разрешении земельных споров / Вклад молодых ученых в развитие правовой науки Республики Беларусь: сб. материалов Междунар. науч. конф., Минск, 26 нояб. 2010 г. / редкол.: В.И. Семенков (гл. ред.) [и др.] / НЦЗПИ. Минск: Позитив-центр, 2010. с. 305307.
11. О медиации: ЗаконРесп. Казахстан [Электронный ресурс]: 12 июля 2013 г., № 58З // ПАРАГРАФ. ЗаконодательствоРесп. Казахстан / Нац. центр правовой информ. Респ. Казахстан. – Астана, 2019.
12. Кобец, Ю.В. Развитие медиации в Республике Беларусь. Опыт экономических судов [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы развития практики медиации: опытРесп. Беларусь и России. Материалы международного круглого стола Минск, 19 апреля 2018 г. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/199218/1/%
13. Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок: утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 // Консультант Плюс: справ, правовая система [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215934/
14. Тихонов Р. В. Сервитут на земельный участок // Молодой ученый. 2019. №7. С. 212214.
15. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. № 2875-XII (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 г. и 17.10.2004 г.) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
16. Гражданский Кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобрен Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: текст Кодекса по сост. на 30 дек. 2015 г. // Эталон-Беларусь [Электрон. ресурс] / Национальный реестр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
17. Кодекс Республики Беларусь о земле: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобрен Советом Респ. 28 июня 2008 г.: текст Кодекса по сост. на 31 дек. 2014 г. // Эталон-Беларусь [Электрон. ресурс] / Национальный реестр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
18. Об изъятии и предоставлении земельных участков: Указ Президента Респ. Беларусь, 27 дек. 2007 г., № 667: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 24 сен. 2015 г. // ЭталонБеларусь [Электрон. ресурс] / Национальный реестр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
19. Материалы круглого стола международной конференции «Актуальные проблемы совершенствования правового регулирования агробизнеса». – Горки, 2016. – Вып. 1. – 5 с.
20. Государственная программа развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 гг. (подпрограмма 8 «Сохранение и использование мелиорированных земель»). – Глава 35. // Эталон-Беларусь [Электрон. ресурс] / Национальный реестр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
21. Реестр земельных ресурсов Республики Беларусь: сборник (по состоянию на 1 января 2017 г.). – 28 с.
22. Шпак, А. Разные доли / А. Шпак // Сельская газета. 2017. – 19 янв. – 6 с.
23. Текущий архив землеустроительной службы Дубровецкого района за 2017 год. – Л. 3. – Дубровно, 2017.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты