Особенности развития фонематических процессов у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи при овладении письменной речью на уроках русского языка
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности развития фонематических процессов у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи при овладении письменной речью на уроках русского языка»
по дисциплине: «Специальные методики школьного обучения»
2020
23.00 BYN
Особенности развития фонематических процессов у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи при овладении письменной речью на уроках русского языка
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальные методики школьного обучения
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 17.
В работе имеется только 1 глава.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР ПРИ ОВЛАДЕНИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1 Развитие фонематических процессов в норме
1.2 Особенности развития фонематических процессов у детей младшего школьного возраста с ТНР
1.3 Развитие фонематических процессов у детей с ТНР при овладении письменной речью на уроках русского языка
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития коррекционной педагогики с целью совершенствования подготовки кадров в специальных общеобразовательных школах особенно важно определить и правильно выбрать пути и направления, методы и средства коррекционной работы, путем реализации которых учитель может привести учеников к правильному уровню развития речи. Достижение нужного уровня развития речи позволяет освоить все предметы школьного курса. Нередки случаи, когда из-за нарушений речи учащиеся не осваивают программу и возникает вопрос о его дальнейшем образовании.
Специальные методы обучения русскому языку учащихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) фактически находятся на начальной стадии развития. Концептуальная система методов основана на результатах психолого-педагогических исследований, трудах ученых, дефектологов, методистов, а также на большом опыте практической работы автора в школе.
Формирование речи, включающей в себя умение четко произносить звуки и отличать их друг от друга, овладевать артикуляционным аппаратом, является серьезной проблемой, стоящей перед учебными заведениями, в особенности при работе с детьми с ТНР. Правильная речь – один из ключей к успеху в овладении чтением и грамотностью. Дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, испытывают трудности в рамках обучения чтению и письму, в частности на уроках русского языка.
Хорошо развитый фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для развития определенного орфографического навыка: в русском языке значительное число орфографий связано с необходимостью соотносить букву со звуком, находящимся в слабом положении. Соответственно, преподаватель должен вести непрерывную работу по формированию фонематического слуха учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Психофизиологической основой развития письменной речи детей младшего школьного возраста на уроках русского языка является участие и взаимодействие различных анализаторов: речевого (акустического), речево-моторного (кинестетического и кинетического), зрительного (оптического, пространственного), общего моторного. Обесцвечивание или отсутствие формирования любого из этих анализаторов может привести к конкретному нарушению письменной речи [1, с.141].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР ПРИ ОВЛАДЕНИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1 Развитие фонематических процессов в норме
Фонематические процессы в человеке (фонематическая система) состоят из фонематического слуха и фонематического восприятия, причем последнее включает простые и сложные формы фонематического анализа, синтеза фонем и фонематических представлений.
Функции фонематической системы определены и раскрыты Т.В. Ахутиной:
- смыслово-разностная функция (изменение одной фонемы или одной смыслово-разностной особенности приводит к изменению смысла);
- фонематическая дифференциация (фонематическое восприятие: каждая фонема отличается друг от друга акустически и артикулятивно);
- фонематический анализ, т.е. разложение слова на составляющие его фонемы [2, с.58].
Фонематическая сторона речи обеспечивается слуховым анализатором. Его периферическая часть находится в корковом органе и принимает слуховую информацию, в том числе звуки речи. Проводящий участок передает информацию в кору головного мозга, частично анализируя ее, определяя направление и расстояние от источника звука. Эта функция обеспечивается большим количеством звеньев передачи (8 пар черепных нервов, продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, средний черепной орган, слуховое радио).
Центральная часть слухового анализатора – это височный отдел доминантного полушария речи (левое полушарие для правшей) - центр Вернике, где проводится анализ слуховой речи: наличие звука в слове, его расположение, звуковые характеристики, количество и последовательность звуков в слове, разграничение звуков по параметрам акустическим.
В онтогенезе развитие и формирование фонематических процессов происходит постепенно. Фонематический слух является сенсорной основой нашей речи. В отличие от тонального или музыкального слуха, целью которого является разграничение звуков разной тональности, фонематический слух «имеет дело» с разграничением фонем – частей слов, которые имеют «смысл», содержание и значение [4, с.155].
1.2 Особенности развития фонематических процессов у детей младшего школьного возраста с ТНР
Дети с нарушениями речи составляют самую большую категорию среди детей с особыми потребностями: по данным Министерства образования Республики Беларусь, они составляют 90% всех детей с ограниченными возможностями.
Речевые расстройства – это отклонения от речи нормально говорящего человека или несоблюдение нормы данного языка или речи, вызванные нарушением нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. Патологические нарушения речи носят постоянный характер, не проходят самостоятельно и требуют специальной коррекционной работы в зависимости от их характера. [3, с.111].
Дети с нарушениями речи представляют собой очень разнородную категорию с точки зрения изменчивости и степени тяжести нарушений речевых/языковых способностей и результирующих когнитивных и эмоционально-волевых расстройств. Согласно психолого-педагогической классификации, разработанной Р.Е. Левиной для организации работы с группой детей (учебная группа, класс), речевые нарушения подразделяются на нарушения средств коммуникации (произношения, лексико-грамматические) – фонетические нарушения, фонетико-фонемическую недоразвитость речи, общее недоразвитие речи – и нарушения при применении средств коммуникации – заикание. Обе группы нарушений могут проявляться как в устной, так и в письменной речи. Специфика речевых расстройств такова, что они включают в себя не только дефекты развития языковых средств, но и нарушения формирования способности к их использованию в условиях общения.
Речевые расстройства у детей с ТНР можно классифицировать и кодифицировать следующим образом:
- речевые расстройства экспрессивного характера (моторные алалии);
- рецепторные речевые расстройства (сенсорные алалии);
- приобретенная афазия с эпилепсией (детская афазия);
- неустановленные речевые и языковые нарушения развития [17, с.214].
1.3 Развитие фонематических процессов у детей с ТНР при овладении письменной речью на уроках русского языка
В настоящее время растет число детей со сложной структурой дефектов речи. Речевые расстройства негативно влияют на развитие умственных способностей. Такие дети имеют недостаточную устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, сниженную вербальную память, страдают продуктивностью запоминания.
Дети с нарушениями речи отличаются от своих сверстников менее сформированной мотивацией, низкой познавательной активностью. Речевая патология снижает успеваемость в школе и часто приводит к неправильной настройке школьного образования. Но такие дети имеют право на специальный уход и образование (инклюзивное), которые помогут им развиваться и вести полноценную жизнь.
Обучение русскому языку занимает чрезвычайно важное место в общей системе образования учащихся с нарушениями обучаемости. Это обусловлено, с одной стороны, характером и структурой дефекта речи у детей с ТНР, а с другой – исключительной ролью речи в умственном развитии ребенка. Кроме того, успешное освоение родного языка во многом определяет успеваемость учащихся по всем остальным предметам [14, с.11].
Для детей с ТНР характерно отсутствие как импрессивной, так и выразительной речи, нарушения как устной, так и письменной речи. Недостаточно сформированы многие уровни и этапы речевой активности: мотивационный, семантический, лингвистический, сенсомоторный. Однако ведущим дефектом речи в структуре речи этих детей является недоразвитость языкового уровня речевой деятельности, которая проявляется в нарушении овладения языковыми единицами и правил их комбинирования, сочетания, в нарушении использования законов языка в процессе речевого общения.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Анализ литературных источников показал, что фонематические представления формируются у детей в результате наблюдений за различными вариантами фонем, их сравнением и обобщением. Так формируются постоянные фонематические представления – способность воспринимать каждый звук речи в разных вариантах ее звучания как идентичный самому себе.
Фонематические представления о звуковом составе языка формируются у ребенка на основе приобретенной способности слышать и различать звуки (фонематический слух), выделять звуки на фоне слова, сравнивать слова по выделенным звукам (фонематический анализ). Существует несколько периодов в формировании фонематических представлений. На первых этапах (от одного года до трех лет) фонематические представления формируются в соответствии с собственным неправильным произношением ребенка. В процессе дальнейшего развития у ребенка развивается способность не всегда считаться с артикуляцией звуков, т.е. речевой и слуховой анализатор освобождается от ингибирующего влияния речевого моторного анализа.
Для детей младшего школьного возраста с ТНР, в основном, характерными являются такие особенности как нарушение фонематического строя языка, который оказывает влияние на развитие психического состояния ребенка. Оказание коррекционной помощи должно базироваться на анализе социальных условий проживания ребенка, а также особенностей и структуры дефекта.
1. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев. – М.: Академия, 2015. – 226 с.
2. Апутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т.В. Апутина. – М.: Академия, 2012. – 120 с.
3. Баль, Н.Н. Логопедическая работа / Н.В. Дроздова. – М.: Асвета, 2010. – 236 с.
4. Богданова, Л.Г. Диагностирование патологии речи у детей и сущность организации логопедической работы в условиях детского сада / Л.В. Венедиктова. – СПб: Детство–пресс, 2011. – 246 с.
5. Варенцова, Н.С. Формирование фонематического слуха у детей младшего школьного возраста / Н.С. Варенцова. – М.: Академия, 2014. – 238 с.
6. Гвоздев, А.Н. Проблемы анализа детской речи / А.Н. Гвоздев. – М: Детство–пресс, 2007. – 472 с.
7. Голосова, Е.Н. Фонетико–фонематическое недоразвитие речи / Е.Н. Голосова. – М.: Академия, 2010. – С. 65–70.
8. Гаркуша, Ю.Ф. Системность коррекционных занятий воспитателя в дошкольном общеобразовательном учреждении для детей с нарушениями речи / Ю.Ф. Гаркуша. – М.: Просвещение, 2014. – 441 с.
9. Ефименкова, Л.Н. Развитие речи у детей младшего школьного возраста / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 2005. – 234 с.
10. Ерофеева, Д.И. Развитие речи у дошкольников / Д.И. Ерофеева. – М.: АЛЬФП, 2013. – С 112–116.
11. Егоров, Т.Г. Очерки психологии обучения детей грамоте / Т.Г. Егоров. – М.: Академия, 2011. – С. 52.
12. Журова, Л.Е. К вопросу о развитии фонематического восприятия у детей в младшего школьного возрасте / Д.И. Эльконин. – М.: Просвещение, 2014. – 526 с.
13. Каше, Г.А. Коррекция недостатка речи у младших школьников / Г.А. Каше. – М.: Форум, 2014. – 367 с.
14. Каше, Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи / Т.Б. Феличева. – М.: Академия, 2004. – 58 с.
15. Краморов, Н.Е. Логопедия / Н.Е. Краморов. – М.: НАУКА, 2014. – С. 77.
16. Коноваленко, С.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФНР) / В.В. Коноваленко. – М.: Гном и Д, 2005. – 127 с.
17. Кирина, Т.А. Предупреждение нарушений письма и чтения у детей / Под ред. Р.E. Левиной. – М., 2013. – С. 213–228.
18. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи / Н.В. Серебрякова. – М.: Академия, 2011. – 156 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 17.
В работе имеется только 1 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты