Связь защитносовладающего поведения и агрессии у студентов
МИУ (Минский университет управления)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Связь защитносовладающего поведения и агрессии у студентов»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Связь защитносовладающего поведения и агрессии у студентов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Белорусский государственный медицинский университет, УО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С. Фолкман, адаптация Т.Л. Крюковой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Опросник агрессивности Басса-Дарки.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводная таблица первичных данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Статистическая обработка данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Статистическая обработка данных.
Поделиться
Введение
1. Теоретические аспекты изучения связи защитносовладающего поведения и агрессии у студентов
1.1 Феномен защитносовладающего поведения в психологии
1.2 Понятие агрессии в зарубежной и отечественной психологии
1.3 Особенности защитносовладающего поведения и агрессии у студентов
2. Эмпирическое исследование связи защитносовладающего поведения и агрессии у студентов
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования защитносовладающего поведения у студентов
2.3 Результаты исследования агрессии у студентов
2.4 Анализ результатов исследования связи защитносовладающего поведения и агрессии у студентов
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество предъявляет к человеку все больше требований как субъекту собственной жизни. Больше ценятся те качества личности, которые определяют ее жизнеспособность, к таким качествам относятся защитное и совладающее поведение.
Юношеский возраст в психологии является наименее изученным возрастным периодом. Однако именно этот возрастной период является одним из самых сложных. В этот период завершается переход к зрелости, происходят важные жизненные события: определение жизненного пути, выбор профессии, поступление в профессиональные образовательные учреждения, начало трудовой деятельности. Поэтому в данный возрастной период, как никогда актуальны темы механизмов защитного и совладающего поведения как условий для эффективного саморазвития и адаптации личности.
Тема агрессивности в юношеском возрасте также является актуальной, так как мы можем каждый день наблюдать с агрессивное поведение, господствующее в юношеской среде. Чаще всего агрессивное поведение проявляется в критические возрастные периоды. Юноши и девушки могут проявлять по отношению к окружающим их людям агрессивное, демонстративное и вызывающее поведение. Агрессия может проявляться в асоциальных действиях, таких как хулиганство, вандализм, алкоголизм, наркомания.
Изучением защитного поведения занимались такие ученые, как З. Фрейд, Р. Лазарус, Ф.В. Бассин, С.Л. Богомаз, А.М. Богомолов, Е.Г. Вышинская, Р.Ю. Ветров, А.А. Ильясов и др.
Феномен совладающего поведения исследовали Р Лазарус, Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, Л.А. Пергаменщик, С.А. Станибула, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова и др.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗИ ЗАЩИТНОСОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И АГРЕССИИ У СТУДЕНТОВ
1.1 Феномен защитносовладающего поведения в психологии
Защитносовладающее поведение представляет собой интеграцию защитного и совладающего поведения. Разделение совладания и психологической защиты, которое существует в настоящее время в науке, несколько условно. По своей сути механизмы психологической защиты и совладающее поведение неотделимы, тесно сплетены друг с другом, так как служат единой конечной цели – адаптации личности в ситуации эмоционального дискомфорта [18, с. 232].
Под психологической защитой в большом психологическом словаре понимается система регуляторных механизмов в психике, направленных на устранение или сведение к минимуму отрицательных, травмирующих личность переживаний, связанных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта [21]. Ситуации, в которых проявляется психологическая защита, характеризуются реальной или кажущейся угрозой целостности личности, ее идентичности и самооценке. Эта субъективная угроза может быть вызвана внутренними или внешними причинами. Цель психологической защиты - сохранение стабильности самооценки личности, ее образа Я и образа мира.
Изучение механизмов психологической защиты было начато положено З. Фрейдом. Он рассматривал психологическую защиту как форму разрешения конфликта между бессознательными влечениями и социальными требованиями и запретами [28, с. 41]. А. Фрейд продолжила развивать идеи З. Фрейда, и определила, что защитные механизмы являются результатом индивидуального опыта и научения [29, с. 70].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ЗАЩИТНОСОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И АГРЕССИИ У СТУДЕНТОВ
2.1 Организация и методы исследования
С целью изучения особенностей взаимосвязи защитносовладающего поведения и агрессивности у студентов было проведено эмпирическое исследование.
Для реализации цели были поставлены следующие практические задачи:
1. Определить и сравнить способы совладающего поведения у студентов 1 курса и студентов 4 курса.
2. Изучить и сравнить механизмы психологической защиты у студентов 1 курса и студентов 4 курса.
3. Исследовать и сравнить формы проявления агрессии у студентов 1 курса и студентов 4 курса.
4. Установить наличие или отсутствие взаимосвязи защитносовладающего поведения и агрессивности у студентов.
Гипотеза исследования отражает предположение о том, что существуют особенности взаимосвязи защитносовладающего поведения и агрессивности у студентов.
База исследования: исследование проводилось на базе УО «Белорусский государственный медицинский университет».
Выборка исследования: 120 студентов, из них 60 студентов 1 курса и 60 студентов 4 курса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что защитносовладающее поведение представляет собой совокупность регуляторных механизмов в психике, направленных на устранение или сведение к минимуму отрицательных, травмирующих личность переживаний, связанных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта, и когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса.
Агрессивность – это готовность к реализации агрессивного поведения, сложное личностное образование, включающее инструментальный, аффективный и когнитивный компоненты (физическую агрессию, гнев и враждебность). Агрессивность, как личностная черта, определяет характер разрушительного поведения, которое противоречит общественным нормам, причиняет вред объекту нападения, наносит физический ущерб или вызывает у него психический дискомфорт в форме отрицательных переживаний, состояния напряженности.
На развитие агрессивного поведения в юношеском возрасте может повлиять кризис юношеского возраста, социальное окружение, средства массовой информации, примеры сверстников.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что Преобладающими способами совладающего поведения у студентов 1 курса являются: конфронтация, бегство-избегание, дистанцирование. У студентов 4 курса доминируют самоконтроль, принятие ответственности и дистанцирование. Сравнительный анализ показал, что студенты 1 курса на достоверном уровне более склонны обращаться к таким способам совладающего поведения, как: конфронтация и бегство-избегание, а студенты 4 курса – самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности и планирование решении проблемы.
1. Ахмедханов, А.М. Агрессивное поведение и проявление гнева в юношеском возрасте / А.М. Ахмедханов, Р.А. Ахмедханова // Научно-практический журнал «Гуманизация образования». – 2011. – № 5. –С. 59-64.
2. Бассин, Ф.В. Проблема психологической защиты / Ф.В. Бассин, М.К. Бурлакова, В.Н. Волков // Психологический журнал. – 2008. – № 3. – С. 79–86.
3. Битюцкая, Е.В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями / Е.В. Битюцкая // Вестник московского университета. – 2011. –№1 – С. 100-111.
4. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб: Питер, 2001. – 352 с:
5. Вознюк, А.В. Теория человеческой агрессивности / АВ. Вознюк. – Житомир. - 2018. – 294 с.
6. Грановская, Р.М. Психологическая защита / Р.М. Грановская. – СПб.: Речь, 2010. – 476 с.
7. Заикина, А.И. Психология защитных механизмов личности / А.И. Заикина, А.Ю. Красникова, Ж.Н. Мустафионова. // Молодой ученый. – 2019. – №11 (249). – С. 219-220.
8. Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2014. – 368 с.
9. Исаева, Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни / Е.Р. Исаева – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009. – 136 c.
10. Кагермазова, Л.Ц. Возрастная психология (психология развития) / Л.Ц. Кагермазова. – М.: Академия, 2008. –159 с.
11. Карабанова, О.А. Возрастная психология. Конспект лекций / О.А. Карабанова. – М.: Смысл, 2005. – 239 с.
12. Киршбаум, Э. Психологическая защита / Э. Киршбаум, А. Еремеева. – СПб.: Питер, 2005. – 86 с.
13. Колмаков, А.А. Социальная психология личности / А. А. Колмаков. – Минск: БГУ, 2020. – 247 с.
14. Корытченкова, Н И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.И. Корытенкова. – Новосибирск, 2000. – 21 с.
15. Крайг, Г. Психология развития/ Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с.
16. Кружкова, О.В. Психологическая защита и совладание: феноменологическое соотношение и структура. / О.В. Кружкова. // Вестник ЛГУ им. А.С Пушкина. – 2012. – №1. - С.36 – 47.
17. Кузубова, В.О. Особенности агрессивного поведения в юношеском возрасте / В.О. Кузубова // Международный журнал «Инновационая наука». – 2016. – № 7-8. – С.183-187.
18. Лапкина, Е.В. Психологическая защита и совладание: защитная система личности / Е.В. Лапкина // Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 2. – С .232-236.
19. Ледовская, Т.В. Динамика защитного и совладающего поведения студентов на разных курсах обучения. / Т.В. Ледовская, О. А. Резчикова // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – № 4. – С. 194-200.
20. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло»). / К. Лоренц. – СПб. – 2001 – 349 с.
21. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/18.php.
22. Морозова, И.С. Взаимосвязь механизмов психологических защит с копинг-стратегиями у студентов-первокурсников / И.С. Морозова, Е.А. Панасенко. // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 18 – С. 345-349.
23. Нартова-Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 1997. – № 5. – С. 20-51.
24. Рассказова, Е.И. Копинг-стратегии в структуре деятельности саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики СОРЕ / Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10, № 1. – С. 82–118.
25. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 1996. – № 5. – С. 26–30.
26. Субботина, Л.Ю. Психология защитного поведения / Л.Ю. Субботина. – Ярославль, 2006. – 220 с.
27. Урутина, Т.М. Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте / Т.М. Урутина, С.О. Щелина // «Молодой учёный». – 2015. – № 15 (95). – С. 558-562.
28. Фрейд З. Психика: структура и функционирование / З. Фрейд; пер. с нем. А.М. Боковиков. – М.: Академический Проект, 2007. – 230 с.
29. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы. Детский психоанализ / А. Фрейд. – СПб.: Питер, 2018. – 160 с.
30. Фурманов, И.А. Генезис расстройств поведения и приспособительных реакций: аффективно–динамическая модель агрессии / И.А. Фурманов // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2016. – № 4 (39) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mprj.ru/archiv_global/2016_4_39/nomer02.php.
31. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.
32. Церковский, А.Л. Современные взгляды на копинг-проблему / А.Л. Церковский // Вестник ВМГУ. –2006. – № 3. – С. 1-15.
33. Шабалин, О.М. Агрессивность как комплексная характеристика индивидуальности / О.М. Шабалин // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2008. – № 2. – С. 33–35.
34. Ялтонский, В.М. Психология совладающего поведения: развитие, достижения, проблемы, перспективы / В. М. Ялтонский, Н. А. Сирота // Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / «Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко»: Институт психологии РАН. – Москва, 2011. – 512 с.
35. Ялтонский, В.М. Современные теоретические подходы к исследованию совладающего поведения [Электронный ресурс]. – Режимм доступа: http:// medpsy.ru/.
36. Яшкова, А.Н. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Яшкова, Н.Ф. Сухарева. – Саранск: Прогресс, 2009. – 88 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С. Фолкман, адаптация Т.Л. Крюковой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Опросник агрессивности Басса-Дарки.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводная таблица первичных данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Статистическая обработка данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Статистическая обработка данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты