Использование метода арттерапия при работе с больными детьми
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование метода арттерапия при работе с больными детьми»
по дисциплине: «Практическая психология»
2021
45.00 BYN
Использование метода арттерапия при работе с больными детьми
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Практическая психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник А. И. Захарова «Подверженность ребенка страхам».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в современной психологии
1.1 Подходы к изучению страхов в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.3 Арт-терапия как средство коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Выводы по главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования особенностей страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
2.3 Практические рекомендации по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе арт-терапии
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Данная курсовая работа посвящена проблеме изучения коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе арт-терапии.
Выбор данной темы обусловлен тем, что она является малоизученной. В современной литературе недостаточно внимания уделяется оказанию психологической помощи детям посредством использования арт-терапии. Кроме того, недостаточно изучены особенности коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последнее время специалистами отмечается достаточно широкое распространение детских страхов и тревожности (А.В. Захаров, А.А. Ковалевская, А.С. Спиваковская и др.). Современная социальная ситуация характеризуется неустойчивым социально-экономическим положением, что оказывает влияние на институт семьи в целом и на развитие детей в частности. Наличие техногенных катастроф, стихийных бедствий, военных действий, кризисных ситуаций, а также их широкое обсуждение в средствах массовой информации не может не отразиться на восприятии окружающего мира детьми. Негативные социальные тенденции, возрастные и личностные особенности выступают факторами нарушения эмоциональной сферы детей, способствуют повышению ситуативной тревожности, появлению страхов.
Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста является важным фактором гармоничного развития детей, их успешной адаптации в социум. Переживание ребенком эмоционального благополучия выступает главным условием его нормального формирования и определяется положительной оценкой окружающих. Своевременная диагностика проявлений эмоционального неблагополучия необходима, так как она позволит определить пути успешной адаптации детей, а также предупредить более тяжелые нарушения эмоционального развития.
В возрастной психологии старший дошкольный возраст занимает особое место. По причине того, что в старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие эмоциональной сферы ребенка, возникновение различных переживаний является естественным для детей. Ребенок старшего дошкольного возраста начинает включаться в общественную жизнь и сталкиваться с неизвестными ситуациями в социальном мире. Это всё способствует возникновению и развитию различных страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема страхов актуальна и для дошкольников дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Это связано со своеобразием развития личности ребенка с ЗПР: повышенная тревожность, эмоциональная лабильность, недифференцированность эмоций, трудности формирования социальных эмоций, недостаточное развитие волевых процессов, низкий уровень самоконтроля и др. (К.С.Лебединская, М. С.Певзнер, И. М Марковская, Т.А. Власова).
Глава 1. Теоретический анализ проблемы страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в современной психологии
1.1 Подходы к изучению страхов в зарубежной и отечественной психологии
Понятие страха было разработано многими исследователями и имеет различные интерпретации. В современном психологическом словаре, мы можем увидеть, что «страх – это аффективно–чувственная эмоция, возникающая в условиях предупреждения угрозы – страха за свое социальное или биологическое существование субъекта» [10, с. 215].
Л.С. Выготский определял понятие страх, как: «сильная эмоция, оказывающая весьма значительное влияние на поведение индивида и перцептивно – когнитивные процессы. Наше внимание резко снижается, когда мы испытываем страх, заостряясь на предмете или ситуации, сигнализирующей нам об опасности. Интенсивный страх существенно ограничивает мышление, восприятие и свободу выбора индивида, создавая эффект «туннельного восприятия». Кроме того, страх резко ограничивает человека в свободе поведения. Можно сказать, что в страхе личность перестает принадлежать себе, он движим одним – единственным стремлением – избежать опасности или угрозу» [4].
В.В. Зеньковский считает страх одной из основных и врожденных форм реакции души: меняются предметы страха, выражение страха и его влияние на внутренний мир личности, на ее поведение, но страх, как форма оценки, как тип отношения к миру и людям остается всегда. Если ребенок хоть раз испугался в темноте, то потом темнота сама по себе будет пугать его [11].
Страх определяется также как душевное явление, которое любой человек едва ли не каждый день может ощущать в себе самом. Страх – это неприятное эмоциональное переживание, когда в той или иной степени осознает, что ему угрожает опасность [11].
Согласно С.С. Степанову, страхи – это эмоционально насыщенные ощущения беспокойства, в ответ на реальную или воображаемую угрозу. В ситуации явной опасности для жизни, например, при обморочных состояниях, удушье, внезапных потерях равновесия, падениях и т.п., страх имеет интенсивный характер и представляет собой оборонительную реакцию, средство защиты [25].
По мнению А. И. Захарова, страх – это интенсивно выраженная эмоция. Страх имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями в высшей нервной деятельности [9, с. 157]. Если объективно рассматривать эмоцию страха, то, несмотря на негативную окраску, можно констатировать тот факт, что страх выполняет в жизни человека самые разные функции. На протяжении всего периода развития человеческого рода страх сопровождал людей, проявляясь в страхе темноты, природных явлений, огня.
Глава 2. Эмпирическое исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
2.1 Организация и методы исследования
Целью экспериментальной работы была диагностика ведущих страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Этапы исследования:
1. На первом этапе была проведена работа по формированию выборки испытуемых – детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; проводилась диагностическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и обработка полученных результатов.
2. На втором этапе были разработаны практические рекомендации по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе арт-терапии.
Выборка исследования: в данном исследовании приняли участие 25 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, в возрасте 6 – 7 лет. В процентном соотношении, в данной группе было 18 мальчиков (72%) и 7 девочек (28%). В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования не проводился.
В ходе диагностического исследования были использованы следующие методики:
1. Опросник А.И. Захарова «Подверженность ребенка страхам». (Приложение А).
Данный опросник состоит из вопроса «Ты боишься или не боишься…?» и к нему прилагаются варианты ответов. Ребенку необходимо ответить, насколько он боится или не боится конкретного явления.
В конце исследования подсчитывается количество страхов у конкретного ребенка, если их меньше 9, то можно говорить о низком уровне развития страхов у ребенка, если от 9 до 15, то это нормативный уровень развития страхов, при показателе выше 15 можно говорить о высоком уровне наличия страхов у ребенка.
2. Тест «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой. (Приложение Б)
Данная методика направлена на выявление приоритетных страхов для детей старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагается нарисовать два домика. Один домик должен быть красного цвета, один – черного. После того, как ребенок нарисовал домики, ему необходимо указать, какие именно страхи он поселит в красный домик (нестрашные страхи), а какие в черный – страшные страхи.
После исследования необходимо подсчитать, какие именно страхи ребенок определяет для себя как страшные.
Заключение
Страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая эмоциональная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх имеет условно–рефлекторный характер. Страх условно подразделяется на ситуативный (возникающий в нестандартных ситуациях) и личностно обусловленный (обусловленный характером тревожной подозрительности человека).
Страх у детей дошкольного возраста с ЗПР характеризуется повышенной интенсивностью и повышенным замеченным беспокойством и тревожностью. Это негативно влияет на развитие ребенка, его социализацию и повседневное поведение. Следует учитывать, что в случае ЗПР как полиморфного расстройства, его психологическая структура сложна. Выраженность нарушения и/или степень нарушения психических функций может быть различной, а также может существовать множество комбинаций сохраненных и деформированных функций, которые определяют разнообразие проявлений ЗПР. Поэтому, диагностика занимает важное место в структуре коррекционно-педагогического процесса. Только на основе углубленного и всестороннего обследования каждого ребенка можно создать индивидуально дифференцированную программу коррекции.
При наличии нарушений эмоционального фона, стресса, состояния одиночества, переживаниях отвержения, повышенной тревожности, страхах, а также фобических реакциях обычно используется арт-терапия. Арт-терапия обладает широкими возможностями в коррекции страхов и тревожности детей. В настоящее время в психокоррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в рамках метода арт-терапии применяют рисование страхов и последующую с ними работу. Этот метод характеризуется рядом преимуществ: доступностью и привлекательностью для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, невербальным характером общения, возможностями отреагирования негативных эмоций и катарсиса. Посредством рисования своих страхов возможно их «оживление», осознание и переработка. Рисование страха может сопровождать его обсуждение – вербализация страха, что позволяет его преодолеть.
Целью экспериментальной работы была диагностика ведущих страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В данном исследовании приняли участие 25 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, в возрасте 6 – 7 лет. В процентном соотношении, в данной группе было 18 мальчиков (72%) и 7 девочек (28%). В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования не проводился.
Результаты исследования показали нам, что в основном у детей данной возрастной категории наблюдается средний уровень развития страхов.
1. Агафонова, Е.С. Психологические исследования страхов у детей младшего школьного возраста [Текст] / Е.С. Агафонова // Gaudeamus Igitur. – 2016. – № 3. – С. 37-39.
2. Борякова, Н. Ю. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР [Текст] / Н. Ю. Борякова. – М.: 1999. – 214 с.
3. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А.Власова, М. С. Певзнер. – М., 1993. – 204 с.
4. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч. – М., 2012. – т.4
5. Гольева, Г.Ю. Исследование психолого-педагогической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста [Текст] / Г.Ю. Гольева // Концепт. – 2015. – № 2. – С. 107.
6. Дорохов, М.Б. Коррекция детских психоневротических расстройств с помощью игровой интерактивной изотерапии [Текст] / М.Б. Дорохов // Вопросы психологии. – 2007. – №1. – С. 110-116.
7. Едиханова, Ю.М. Возможности арт-терапии в преодолении детских страхов [Текст] / Ю.М. Едиханова, Л.А. Багаева // Концепт. – 2017. – № 2. – С. 1-6.
8. Жулина, Г.Н. Особенности проявления страхов у детей младшего школьного возраста [Текст] / Г.Н. Жулина, А.С. Горобец // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 2 (7). – С. 133-137.
9. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. / А.И. Захаров. – СПб.: Питер, 2013. – 258 с.
10. Захаров, А. И. Неврозы у детей и психотерапия. / А.И. Захаров – СПб.: Питер, 2013. – 269 с.
11. Зеньковский В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – Изд. ИЦ «Академия», 2013
12. Каптерев, П.Ф. О детском страхе [Текст] / П.Ф. Каптерев // Воспитание и обучение. – 1991. – №3. – С. 136-146
13. Ковалевская, А.А. Страхи детей младшего школьного возраста и способы их психокоррекции [Текст] / А.А. Ковалевская // Приволжский научный вестник. – 2014 – № 2 (30). – С. 71-76.
14. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии [Текст] / А.И. Копыткин. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
15. Кузьмина, М. Детский невроз страха [Текст] / М. Кузьмина // Школьный психолог. – 2000. – №24. – С. 3-7.
16. Лебедева, Л.Д. Велики ли глаза у страха? [Текст] / Л.Д. Лебедева // Школьный психолог. – 2000. – № 19. – С. 8-17.
17. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий [Текст] / Л.Д. Лебедева. – СПб.: Питер, 2009. – 439 с.
18. Лебединский, В. В., Никольская О. С., Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В. В.Лебединский, О. С. Никольская. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 256 с.
19. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. – СПб.: Питер, 1992. – 549 с.
20. Неверович, Я.З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Невировича. – М.: Академия, 2016. – 368 с.
21. Ольшанский, Д. Страх[Текст]/Ольшанский, Д.. // Диалог 1991 - №5
22. Орлов, А.Б. Психологические механизмы возникновения и коррекции внушенных детских страхов [Текст] / А.Б. Орлов, Л.В. Орлова, Н.А. Орлова // Вопросы психологии. – 2011. – № 3. – С. 5-20.
23. Осипова, А.А. Общая психокоррекция [Текст] / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2002. – 510 с.
24. Осорина, М. В. Секретный мир дошкольников в пространстве взрослых [Текст] / М. В. Осорина. – СПб.: Академический проспект, 2000. – 109 с.
25. Степанов С.С. Психологическая энциклопедия / С.С. Степанов. – М.: ЭКСМО, 2013
26. Чепцова, Н.А. Психологическая характеристика старших дошкольников / Прикладная психология. – М.: Академия, 2013. – 279 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник А. И. Захарова «Подверженность ребенка страхам».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты