Способности к эмпатии у дошкольников из полных и неполных семей
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Способности к эмпатии у дошкольников из полных и неполных семей»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Способности к эмпатии у дошкольников из полных и неполных семей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Ясли-сад №94, ГУО (г. Гродно)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Незаконченные предложения» Н.Е. Щуркова.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные результаты диагностики уровня эмпатии.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные результаты диагностики уровня сострадания.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ К ЭМПАТИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
1.1 Сущность эмпатийных способностей в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности развития эмпатийных способностей у детей дошкольного возраста
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ К ЭМПАТИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
2.1 Организация и методы экспериментального исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Разработка рекомендаций направления деятельности по развитию эмпатийных способностей у дошкольников из полных и неполных семей
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Многие психологи и учёные исследуют проблемы развития эмоциональной сферы ребенка, анализируют роль переживаний в процессе социализации детей, исследуют способы выражения и регуляции эмоций.
Проблема развития эмпатии у детей дошкольного возраста на сегодняшний день является актуальной и требует особого внимания, так как именно в дошкольном возрасте ребенок активно взаимодействует с окружающим миром, что приводит к обогащению опыта общения со сверстниками и взрослыми. Всякий процесс коммуникации нуждается в сопереживании и сочувствии, а также содействия другому. Благоприятным периодом для развития эмпатии исследователи считают старший дошкольный возраст. Несмотря на то, что первые проявления эмпатии формируются гораздо раньше, под влиянием опыта, общения и совместной деятельности в старшем дошкольном возрасте у детей формируется способность сочувствовать другим людям, переживать печали и радости других людей, как свои собственные.
Такие отечественные психологи: Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова занимались изучением проблемы развития эмпатии в дошкольном возрасте. Они пришли к выводу, что именно в старшем дошкольном возрасте эмпатия занимает ведущее место в формировании эмоционально-нравственной культуры личности.
Современные направления дошкольного образования направлены развитие эмпатии, так как умение человека сочувствовать и сопереживать другим людям, понимать их состояние – один из основных составляющих нравственного развития детей. Вырастить и воспитать гуманного, гармонично развитого человека, способного чувствовать, сопереживать, понимать – желание и стремление всех педагогов и родителей. Особенно это проблема является актуальной для детей, воспитывающихся в неполной семье. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Все это затрудняет развитие и правильное формирование эмпатийных способностей у детей из неполных семей.
Объект исследования: эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ К ЭМПАТИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
1.1 Сущность эмпатийных способностей в психолого-педагогической литературе
В психолого-педагогических исследованиях вопрос определения эмпатии имеет ряд разногласий. В психологии понятие «эмпатия» появилось в работах Э. Титченера. Он называл эмпатию как внутреннюю активность, которая имеет результатом интуитивное понимание ситуации другого человека [20, с. 154].
В психологическом словаре эмпатия определяется как осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Это способность понимать чужие переживания и принимать их. Это направленность внимания, восприятия и мышления на состояния, проблемы, поведение другого человек. Эмпатия – это «способность занимать позицию другого».
К. Роджерс определял эмпатию как «способность встать в ботинки другого, изнутри воспринимать внутреннюю систему координат другого, как если бы терапевт был этим другим» [19, с. 198]. Проявление «эмпатии» не имеет связи с какими-либо определёнными эмоциями. Она в равной мере применяется для обозначения сопереживания любым эмоциональным состояниям.
Выделяют следующие виды эмпатии:
– эмоциональная эмпатия: в основе – механизмы проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека;
– когнитивная эмпатия: в основе – такие интеллектуальные процессы как сравнение, аналогия и т.п.;
– предикативная эмпатия: выражается способностью человека в конкретных ситуациях предсказывать аффективные реакции другого человека [3, с. 17];
– поведенческая эмпатия: выражается в готовности человека к определенному виду отношений с другими людьми с использованием разных видов взаимодействия, облегчающие страдание другого человека.
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ К ЭМПАТИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
2.1 Организация и методы экспериментального исследования
Целью исследования в данной работе является провести диагностику способностей к эмпатии у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в несколько этапов:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено само эмпирическое исследование, были получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
База исследования: ГУО «Ясли-сад №94 города Гродно».
Выборка исследования: в исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 30 человек (в возрасте 5-6 лет), которые были разделены на две группы:
контрольная группа – 15 детей старшего дошкольного возраста из полных семей (9 девочек и 6 мальчиков);
экспериментальная группа –15 детей старшего дошкольного возраста из неполных семей (7 девочек и 8 мальчиков).
Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие диагностические методики:
– методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной) [3];
– методика «Незаконченные предложения» Н.Е. Щуркова [25].
1. Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эмпатия понимаются и как нерациональное познание одним человеком внутреннего мира другого, и как разновидность социальных эмоций и эмоциональной отзывчивости человека на переживания окружающих. Ввиду сложности эмпатии как психического процесса, в её структуре выделяю и последовательные фазы, и эмпирические реакции, и формы, и виды, и уровни. А также компоненты, так как эмпатия определяется как системное образование. Поэтому в её структуре выделяются когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты.
Способность к сопереживанию, сочувствованию развивается по мере взросления. В дошкольном возрасте ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение; чувства с помощью взрослого становятся более осознанными, обобщенными, разумными; формируются высшие чувства-нравственные, эстетические. Эмпатия может отличаться определёнными биологическими предпосылками. Также она социально обусловлена и развивается по мере психического и личностного развития. Формирование механизмов эмпатического взаимодействия происходит в различных видах деятельности. Оно неразрывно связано с особенностями процесса социализации личности. На определённом возрастном этапе возникает тот или иной механизм и обусловливает такие особенности эмпатийных проявлений ребёнка, как глубину, характер и направленность его эмпатийных переживаний.
В результате исследования было выявлено, что дети старшего дошкольного возраста из полных семей поимущественно обладают высоким и средним уровнем развития эмпатийных способностей, в то время, как у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей преобладает средний и низкий уровень развития эмпатийных способностей. Дети из полных семей хорошо понимают и осознают эмоциональное состояние других людей, у них хорошо развита способность воспринимать и понимать внутренний мир другого человека, проявлять сочувствие. Для детей из неполных семей такие качества в большинстве случаев не характерны.
У детей из полных семей чувство сострадания и сочувствия находится на достаточно высоком уровне, а у детей из неполных семей преобладает средний и низкий уровень развития сострадания. Дети из полных семей в случае возникновения потребности в оказании помощи своим друзьям и товарищам, как правило, всегда приходят на помощь.
1. Басова, А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / А. Г. Басова // Молодой ученый. – 2012. – № 8. – С. 254–256.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Спб. : Питер, 2008. – 399 с.
3. Большунова, Л. Н. Влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности: автореф. дис. … канд. психолог. наук. Новосибирск, 2010. – 24 с.
4. Выговская, Л. П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи : автореферат / Л. П. Выговская. – 19.00.01. – Киев, 2018. – 20 с.
5. Гаврилова, Т. П. О воспитании нравственных чувств / Т. П. Гаврилова. – М., Знание, 2009. –125 с.
6. Гаврилова, Т. П. Сопереживание и сочувствие / Т. П. Гаврилова //Дошкольное воспитание. – 2015. – № 2. – С. 39–45
7. Гаврилова, Т. П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тез. докл. Краснодар: Кубан, 2015. – 179 с.
8. Долгова, В. И. Эмпатия : монография / В. И. Долгова, Е. В. Мельник. – М. : Перо, 2014. – 185 с.
9. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Н. С. Ежкова. – М. : Владос, 2010. – 130 с.
10. Журавых, О. Пойми меня / О. Журавых // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 2. – С. 44–51
11. Карягина, Т. Д. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягина, Е. Н. Козлова // Вопросы психологии. – 2003. – № 4. – С. 35–43
12. Карягина, Т. Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Т. Д. Карягина. – М., 2013. – 20 с.
13. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей / А. С. Макаренко. – Москва. – Электронный ресурс : http://nashaucheba.ru/v50527/
14. Масленникова, У. Н. Развитие личности у детей дошкольного возраста / У. Н. Масленникова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. статей. – Новосибирск, 2012. – С. 123–126.
15. Немов, Р. С. Психологический словарь / Р. С. Немов. – М. : Владос, 2007. – 560 с.
16. Овчаренко, Е. Р. Педагогические условия развития эмпатии детей 5-7 лет / Е. Р. Овчаренко // Науч. – метод. журнал «Начальная школа плюс : До и После». – 2003. – № 10. – С. 19 – 24
17. Орлов, А. Б. Феномены эмпатии и конгруэнтность / А. Б. Орлов. – Москва. – Электронный ресурс: https://hr-portal.ru/article /
18. Паршина, И. В. Формирование представлений о себе у старших дошкольников / И. В. Паршина // Дошкольное образование : опыт, проблемы, перспективы развития. – 2016. – № 2. – С. 24–27.
19. Пашукова, Т. И. Механизмы и функции эмпатии / Т. И. Пашукова, Е. А. Троицкая // Вестник Московского гос. лингв. ун-та. – 2010. – № 586. – С. 197–209.
20. Подымова, Л. С. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками / Л. С. Подымова, С. В. Ильина // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции. – 2016. – № 2. – С. 152–155.
21. Роджерс, К. Эмпатия. Психология эмоций: сборник / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 2004. – 243 с.
22. Сорокоумова, С. Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников через оптимизацию детско-родительских отношений / С. Н. Сорокоумова // Психологические проблемы современной российской семьи : тезисы конференции. – 2015. – № 2. – С. 74–76.
23. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям : сборник / В. А. Сухомлинский. – Киев, 2009. – 270 с.
24. Федянина, А. О. Сущностная характеристика памяти у старших дошкольников / А. О. Федянина, Н. А. Степанова // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5. – С. 51–54.
25. Юсупов, И. М. Психология эмпатии: теоретич. и прикладн. аспекты: Автореф. Дис. … д-ра психол. наук. – СПб., 2005. – 43 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Незаконченные предложения» Н.Е. Щуркова.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные результаты диагностики уровня эмпатии.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные результаты диагностики уровня сострадания.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты