Формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры»
по дисциплине: «Дошкольная педагогика»
2021
45.00 BYN
Формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольная педагогика
Организация: Ясли-сад №8, ГУО (г. Осиповичи)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Инструментарий к диагностике по программе «Воспитание и обучение в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, раздел «Ребенок и окружающий мир».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты диагностики сформированности у детей контрольной группы компонентов безопасного поведения.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Игры.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты диагностики сформированности у детей контрольной группы компонентов безопасного поведения на контрольном этапе.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты диагностики сформированности у детей контрольной группы компонентов безопасного поведения на контрольном этапе.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
1.1 Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
1.2 Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности
1.3 Дидактическая игра как средство формирования у детей младшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности
Выводы по 1 главе
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
2.1 Выявление уровня сформированности у детей младшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности
2.2 Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в процессе дидактической игры
2.3 Эффективность опытно-экспериментальной работы
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
РЕЗЮМЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сегодня, более чем когда-либо, мы испытываем огромную тревогу за детей. Задача взрослых – не только оберегать и защищать ребенка, но и подготовить его к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. В силу своих физиологических особенностей ребенок не может самостоятельно определить всю степень опасности для своего существования. Именно поэтому природа доверила взрослым защиту своих детей – дать элементарные знания основ безопасности. Дети – самая уязвимая и уязвимая часть населения. Познавая окружающий мир, они часто подвергаются риску и часто страдают от своего незнания, небрежности или невнимательности. У них нет опыта понимания риска, нет навыков безопасного общения с объектами, нет защитной психологической реакции на угрозы взрослых. Большинство детей дошкольного возраста не знают, что делать в той или иной экстренной ситуации. Любое событие, выходящее за рамки его обычной жизни, может быть для ребенка чрезвычайным.
Одна из первоочередных задач учреждения дошкольного образования – защита жизни и здоровья детей. И прежде всего безопасность. Только в этом случае можно сказать, что жизнь и здоровье ребенка действительно защищены.
В психолого-педагогической литературе описан опыт формирования основ безопасности жизни детей дошкольного возраста. Эта проблема была исследована в работе К.Ю. Белой, С.А. Козловой, В. Зимониной и других. Проблемам, связанным с риском при формировании опыта безопасного поведения в различных сферах жизни ребенка, посвящены исследования М.А. Котик, М.И. Дьяченко, И.А. Халиуллина, Т.Г. Хромцевой. Большой вклад в изучение этой проблемы внесли Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, И.Н. Авдеева.
Безопасность для дошкольника – это не заучивание правил, а создание безопасного образа жизни – он учится правильно существовать в более широком мире, познавая его; избегать опасностей, а не провоцировать их. Поэтому очень важно, чтобы ребенок с ранних лет был грамотно обучен технике безопасности. Подготовка человека к безопасной жизни в окружающей среде должна происходить на всех этапах жизни человека и начинаться в дошкольном возрасте. Роль учителей и родителей по мнению Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной предназначена не только для защиты ребенка, но и для подготовки его к различным сложным, а иногда и опасным жизненным ситуациям.
Особое место занимают дидактические игры. Главная особенность в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не осознавая, что они получают какие-то знания, навыки работы над конкретными темами и учатся культуре взаимного общения. Очень важно подобрать игру по способностям детей, то есть чтобы дети были действительно увлеченными.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
1.1 Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
В последние годы проблема формирования основ безопасности жизнедеятельности становится все более актуальной. Ей уделяется самое пристальное внимание в учреждениях дошкольного образования всех видов и уровней. Самая уязвимая категория, перед лицом различных опасностей, – это дети дошкольного возраста. Из-за своих физических и интеллектуальных способностей они не могут оценить опасную ситуацию. В то же время они более открыты для нового опыта и уязвимы к воздействиям, позволяющим формировать у детей основы безопасности.
Чтобы разобраться в особенностях формирования основ безопасности жизнедеятельности, обратимся к понятию безопасности жизнедеятельности. В научной литературе существует множество различных определений термина «безопасность». Хотя изначально самостоятельного понятия безопасности изначально не существовало, долгое время оно входило и было неразрывно связано общими понятиями медицины, экологии и других естественных наук. В дальнейшем с интенсивным техническим развитием встал вопрос о самостоятельности понятия безопасности и формирования его в отдельную науку. В словаре С.И. Ожегова термин «безопасность» трактуется как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности» [13, с. 15], т.е. термин «безопасность» имеет прямое отношение только к потенциальной жертве опасности.
В педагогике под безопасностью принято понимать «состояние защиты жизненно важных интересов человека, общества, организации, компании от возможных и реальных угроз или отсутствия таких угроз» [16, с. 19].
В психологии безопасность понимается как «состояние человека или характеристика окружающей среды, в которой человек чувствует себя достаточно комфортно, не боясь сказать, что он думает, и делать то, что он хочет в любой момент» [15, с. 56].
Жизнедеятельность присуща каждому живому организму, но с точки зрения теории безопасности рекомендуется учитывать только жизнедеятельность человека. Д.Н. Ушаков понимает жизнедеятельность как «совокупность жизненно важных функций, составляющих деятельность организма» [18, с. 56].
В конфликтологии под жизнедеятельностью принято понимать «внутреннюю и внешнюю активность человека или социальной группы в определенных социально-психологических, социальных, экономических и иных обстоятельствах» [4, с. 35].
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
2.1 Выявление уровня сформированности у детей младшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности
Исследование проходило на базе ГУО «Ясли-сад №8 г. Осиповичи» с детьми младшего дошкольного возраста. На констатирующем этапе исследование приняло участие 40 детей. Дети были разделены на две подгруппы экспериментальной и контрольной групп (см. Приложение А).
Для определения степени сформированности основ безопасности жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста мы использовали диагностический инструментарий по программе «Воспитание и обучение в детском саду» М.А. Васильевой, В. Гербовой, Т. Комаровой, раздел «Ребенок и окружающий мир» (см. Приложение Б).
Дети оценивались по следующим показателям безопасного поведения:
1. Информационная составляющая – знания о безопасности жизни человека. Детей просят ответить на ряд вопросов, которые представлены в приложении А.
2. Поведенческий компонент – умение действовать в проблемных ситуациях.
– Умение объяснять свои действия в экстренных случаях.
– Умение находить ошибки в поведении ребенка.
3. Эмоционально-волевая составляющая – для того, чтобы правильно реагировать на проблемные ситуации, осознанное отношение к жизни и здоровью человека. Понимание ребенком необходимости соблюдать собственные правила безопасности.
4. Ценностно-мотивационный компонент – осознанное отношение к жизни и своему здоровью. Стремиться к личной безопасности для себя, дорожить своим здоровьем.
5. Рефлексивная составляющая – умение оценивать себя и свое поведение. Умение проанализировать свое поведение в опасной ситуации и объяснить, почему он это сделал.
Высокий уровень – ребенок сам точно, убедительно и осмысленно отвечает на вопросы о безопасности жизни человека, называет конкретные правила поведения на улице, в лесу, дома и т.д., проявляет интерес к разговору о безопасном поведении, приводит примеры из собственной жизни, понимает необходимость соблюдать правила безопасности, умеет анализировать свое поведение в опасной ситуации и объяснить, почему он это сделал.
Средний уровень – он сам отвечает на простые вопросы, но с минимальной подсказкой педагога может найти правильный ответ, проявить интерес, попытаться обосновать, привести примеры из жизни, частично понимает необходимость соблюдать правила безопасности, умеет анализировать с помощью педагога свое поведение в опасной ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для обучения детей дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности важно подходить комплексно, с разных позиций, используя различные способы познания. Тогда в будущем дети сами научатся оценивать объекты, ситуации, явления, выделяя в них все возможные положительные и отрицательные (потенциально опасные) стороны, и принимать правильные решения.
Формирование у детей дошкольного возраста культуры безопасного поведения осуществляется доступными формами, методами и средствами работы, с использованием новых современных образовательных технологий.
Ведущие методы: методы частично-поискового, поискового, проблемного характера, стимулирующие познавательную активность дошкольников; словесный (беседа, дискуссия, обсуждение в парах, малых группах); наглядный (демонстрация различных объектов, предметов, опытов, картин и т.д.); практический (практические действия, опыты и т.д.).
Формы обучения: коллективные (беседа, дискуссия, объяснение и т.п.); групповые (обсуждение проблемы в подгруппах, решение заданий, викторины и т.д.), работа в парах (выполнение заданий, поиск ответа на карточках и т.п.) и индивидуальные (индивидуальные практические и теоретические задания, индивидуальный контроль).
Стоит отметить, что большинство исследователей (А.К. Бондаренко, Н.С. Голицина, Н.В. Коломеец, Р.Б. Стеркина) предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.
Дидактическая игра – основное и самое главное средство формирования основ безопасности жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста. Основная задача педагога дошкольного образования – сформировать у детей умение находить выход в различных непредвиденных жизненных ситуациях научиться беречь свою жизнь.
Для определения степени сформированности компонентов безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста мы использовали диагностический инструментарий по программе «Воспитание и обучение в детском саду» М.А. Васильевой, В. Гербовой, Т. Комаровой, раздел «Ребенок и окружающий мир».
Для повышения уровня сформированности у детей младшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности нами предложен комплекс дидактических игр.
По результатам констатирующего этапа исследования у детей дошкольного возраста из экспериментальной и контрольной группы преобладает низкий и средний уровень сформированности компонентов безопасного поведения.
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 114 с.
2. Алексеенко, В.А. Основы безопасности жизнедеятельности / В.А.Алексеенко, И.Ю. Матасова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008– 320 с.
3. Анастасова, Л.П. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности / Л. П. Анастасова и др. – М.: ЭКСМО, 2006. – 105 с
4. Анцупов, А. Я. Словарь конфликтолога. / А. Я. Анцупов, А.И.Шипилов. – М.: Инфра-М, 2010. - 320 с.
5. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. В. Артемова. – М.: АСТ, 2007. – 132 с.
6. Белая, К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей / К.Ю. Белая – М.: Мозаика – Синтез Москва, 2011. – 64 с.
7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1985. – 160 c.
8. Воронов, А.И Философский анализ понятия виртуальная реальность / А.И. Воронов – СПБ.: 2004. – 56 с.
9. Гогоберидзе А, Мониторинг в детском саду / А. Гогоберидзе, Т.Бабаева. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 592 с.
10. Голицина, Н.С. ОБЖ для младших дошкольников. Система работы / Н.С. Голицына. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012 –112с.
11. Мамаева, З.М. Введение в моделирование / З.М. Мамаева. – Н.Новгород: ННГУ, 2005 – 145 с.
12. Мошкин, В.Н. Безопасность ребенка: Методические рекомендации / В. Н. Мошкин. – Барнаул: АГИК, 2007. – 128 с.
13. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М.: Просвещение, 2009. – 582 с.
14. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации/ авт.-сост. О. В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 207 с.
15. Современный словарь по психологии / Сост. Н. И. Болотников. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 670 с.
16. Статмэн, П. Безопасность вашего ребенка / П. Статмэн. – СПб.: Респекс, 2009. – 384 с.
17. Стеркина Р. Б. Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста / Р. Б. Стеркина, Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 114 с.
18. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 15.08.2019 № 138 Учебная программа дошкольного образования для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания.
19. Урунтаева, Г. А. Специфика дидактической игры/ Г. А. Урунтаева // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 2. – c. 8-15.
20. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь русского языка / Д. Н. Ушаков. – М.: Астрель, 2000. – 501 с.
21. Федяевская, В. М. За безопасность детей на улицах / В. М. Федяевская. – М. : Институт просвещения 1952. – С. 48.
22. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры / авт.-сост. Н.В. Коломеец. – Волгоград: Учитель, 2011 – 168 с.
23. Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста: учебное пособие/ Т.Г. Хромцова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Инструментарий к диагностике по программе «Воспитание и обучение в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, раздел «Ребенок и окружающий мир».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты диагностики сформированности у детей контрольной группы компонентов безопасного поведения.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Игры.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты диагностики сформированности у детей контрольной группы компонентов безопасного поведения на контрольном этапе.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты диагностики сформированности у детей контрольной группы компонентов безопасного поведения на контрольном этапе.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты