Особенности адаптации детей различного возраста к детскому саду
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности адаптации детей различного возраста к детскому саду»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Особенности адаптации детей различного возраста к детскому саду
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенка к поступлению в ДОУ?» (Н.В. Соколовская).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ
1.1 Понятие и сущность адаптации детей к детскому саду
1.2 Возрастные и личностные характеристики дошкольников
1.3 Факторы, обусловливающие адаптацию дошкольников
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Разработка рекомендаций для совершенствования процесса адаптации детей различного возраста к детскому саду
Вывод по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Учреждение дошкольного образования – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на учреждение дошкольного образования плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в учреждение дошкольного образования с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Общеизвестно, степень адаптации ребенка к учреждению дошкольного образования определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс.
Проблема учреждения дошкольного образования – хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать – рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках учреждений дошкольного образования. Об этом свидетельствуют такие документы, как Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», Учебная программа дошкольного образования, Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 82 «Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи», Образовательные стандарты.
В течение длительного времени внимание педагогов, психологов, врачей привлекает проблема адаптации.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ
1.1 Понятие и сущность адаптации детей к детскому саду
Проблему адаптации в настоящее время исследуют многие науки, среди которых социология, психология, педагогика, экономика, медицина и многие другие. Довольно часто понятие «адаптация» относят к общенаучным. Так, например, по мнению Г.И. Царегородского, оно зарождается там, где есть точка соприкосновения разных наук, после чего оно распространяется на различные сферы естественно-биологических дисциплин и, возможно, даже на класс особых кибернетических систем. Само понятие адаптации способствует возникновению знаний различных систем: природных, социальных и других. Вместе с некоторыми философскими категориями, общенаучные понятия объектов из различных наук объединяются в цельные теоретические конструкции [29, с. 125].
Термин «адаптация» также рассматривается как приспособление систем, способных к самоорганизации, к постоянно меняющимся условиям среды. Такое определение характерно в основном для медико-биологических аспектов этого процесса. В психологическом словаре можно увидеть совершенно другие определения этого понятия. Одно из таких определений рассматривает адаптацию как приспособление организма или личности к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Также с точки зрения психологии адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях [11, с. 19].
Если рассматривать непосредственно адаптацию человека, то многие авторы считают, что это процесс взаимодействия человека и природы, который способствует как нормальному уровню жизнедеятельности, так и оптимальному биологическому и социальному развитию индивида.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить уровень адаптации детей различного возраста детей к дошкольному учреждению образования.
В эмпирическом исследовании принимали участие 28 детей 2-3 лет, а также 28 родителей детей 2-3 лет.
На основе теоретических положений, заявленных в исследованиях Н.М. Аксариной, Л.Н. Павловой, В.А. Алямовской, К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной, Л.В. Белкиной, Д.Н. Исаева, Н.В. Соколовской, Н.П. Бадьиной и др., для определения особенностей адаптации детей 2-3 лет к детскому саду выделили следующие показатели: эмоциональное состояние ребенка, социальные контакты ребенка, сон ребенка, аппетит ребенка.
Для изучения выделенных показателей, были подобраны следующие диагностические методики:
- анкетирование родителей; диагностическая методика «Готовность вашего ребенка к поступлению в детский сад» (автор: Н.В. Соколовская) (Приложение А);
- диагностическая методика «Успешность адаптации детей 2-3 лет в условиях дошкольного учреждения» (автор: А. Остроухова) – 4 серии.
Анкета для родителей «Готовность вашего ребенок к поступлению в детский сад» (Н.В. Соколовская).
Цель: выявить уровень готовности детей 2-3 лет к дошкольной образовательной организации.
Для диагностики адаптации детей чрезвычайно важны сведения, получаемые в результате опроса родителей, поскольку именно они могут предоставить ту информацию о ребенке, которая станет основной определения первичного прогноза его адаптации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретическую основу адаптации дошкольников в психолого-педагогической литературе составляют идеи Г.И. Царегородского, Я.И. Гилинского, Н.В. Кирюхиной, Л.С. Выготского, К.Л. Печора о процессах взаимодействия человека и природы, которые способствуют как нормальному уровню жизнедеятельности, так и оптимальному биологическому и социальному развитию индивида. Под процессом адаптации будем понимать приспособление систем, способных к самоорганизации, к постоянно меняющимся условиям среды. На физиологическом уровне основными показателями привыкания к учреждению дошкольного образования являются состояние здоровья, сон, аппетит. На психо-эмоциональном уровне: эмоции, поведение и социальные контакты.
Дошкольный возраст имеет свои особенности. Дошкольный возраст принято подразделять на 3 периода: младший (3-4 лет); средний (4-5 лет); старший (5-7 лет). Дошкольный возраст – это этап психологического развития, когда происходит интенсивное развитие всех психических процессов и различных видов деятельности. К моменту достижения дошкольного возраста происходит интенсивное развитие познавательной мотивации, появляется произвольность психических процессов, развивается логическое мышление. Внимание в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. Память в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер, но к концу старшего дошкольного возраста приобретает произвольность. В этом возрасте у ребенка активно развивает воображение. В дошкольном возрасте замещение становится чисто символическим и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами. Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей этого возраста характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций.
1. Адаптационные группы в УДО: Методическое пособие / Приложение к журналу «Управление УДО». – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
2. Адаптация ребенка к условиям учреждения дошкольного образования: управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.
3. Александрова, A.B. Нравственность, агрессия, справедливость / А.В. Александрова // Вопросы психологии. – 1992. – № 1–2. – С. 1–7.
4. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 57-64.
5. Волков, Б.С. Детская психология. Психические развития ребенка до поступления в школу / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Просвещение, 2000. – 349 с.
6. Волошина, Л.Н. Представления современного ребенка-дошкольника о здоровье и здоровом образе жизни / Л.Н. Волошина, Л.П. Кудаланова // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 3. – С. 269-272.
7. Волошина, Л.Д. Современная воспитательная система учреждения дошкольного образования / Л.Д. Волошина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 3. – С. 48.
8. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл, 2000. – 1008 с.
9. Гилинский, Я.И. Стадии социализации индивида / Я.И. Гилинский // Человек и общество. Проблемы социализации индивида. – Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971. – С. 44–55.
10. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в УДО. Методическое пособие / О.И. Давыдова. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с.
11. Доронова, Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.А. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 18-21.
12. Иванова, Н. Г. Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к учреждению дошкольного образования / Н.Г. Иванова. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/02/osobennosti-raboty-vospitatelya-v-period-adaptatsii-detey-k-detskomu.
13. Карабанова, О.А. Возрастная психология / О.А. Карабанова. – «Айрис-пресс», 2005. – 238 с.
14. Кедярова, Е.А. Самосознание дошкольников и роль воспитателя в его формировании / Е. А. Кедярова. – Иркутск. 2002. – 186 с.
15. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в УДО / Н.В. Кирюхина. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
16. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2000. – 992 с.
17. Лямина, Г.М. Воспитание часто болеющих детей раннего возраста / Г.М. Лямина. – М.: Просвещение, 1974. – 359 с.
18. Новикова, И.М. К вопросу о состоянии проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей / И.М. Новикова // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. – № 8. – С. 24-29.
19. Остроухова, А. Особенности взаимодействия дошкольного учреждения и семьи на современном этапе развития общества / А. Остроухова, Т.М. Коростелёва. – Минск: «Университетское», 2000. – 208 с.
20. Остроухова, А. Успешная адаптация / А. Остроухова // Обруч. – 2000. – № 3. – С. 16-18.
21. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. – М. : Просвещение, 2006. – 214 с.
22. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656 с.
23. Родакер, Н.М. Адаптация детей в учреждении дошкольного образования / Н.М. Родакер // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – № 41. – С. 64-68.
24. Салия, Н.М. Создание положительного эмоционального настроя в группе в адаптационный период / Н.М. Салия // Воспитатель УДО. – 2013. – № 7. – С. 13.
25. Ситникова, С.П. Адаптация детей в учреждении дошкольного образования / С.П. Ситникова // Вестник научных конференций. – 2016. – № 1-5 (5). – С. 176-177.
26. Смирнова, Е.О. Социализация детей раннего возраста / Е.О. Смирнова // Воспитание детей раннего возраста в условиях учреждения дошкольного образования. – СПб., 2003. – С. 186-194.
27. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2005. – 164 с.
28. Учебная программа дошкольного образования // Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Нац. ин-т образования, 2019. – 479 с.
29. Царегородцев, Г.И. Философские проблемы теории адаптации / Г.И. Царегородцев. – Москва: Мысль, 1975. – 190 с.
30. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие /Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2004. – 418 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенка к поступлению в ДОУ?» (Н.В. Соколовская).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты