Формирование навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
45.00 BYN
Формирование навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сказка «Два жадных медвежонка».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Конспект занятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Конспект занятия.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Становление навыков пересказа у детей с нормативным речевым развитием в онтогенезе
1.2. Особенности формирования навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Глава 2. Изучение состояния навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Организация и методы исследования состояния навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.2. Анализ результатов исследования состояния навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.3. Методические рекомендации по развитию навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Приложения
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условий развития связной речи детей дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как у практических работников воспитателей, методистов возникают затруднения, которые определяются как недостаточной изученностью этих условий, так и сложностью самого предмета – онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста.
Связная монологическая речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ. Развитие связной монологической речи является важнейшим условием успешности обучения ребенка в дошкольном учреждении, а потом и в школе.
Только обладая хорошо развитой связной монологической речью, ребенок дошкольного возраста может давать развернутые ответы и рассуждения, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества.
Формирование связной монологической речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место ОНР.
Многие авторы признают важность навыков пересказа с целью речевого развития ребенка, такие как М.Т. Баранова, П.О. Афанасьев, Т.А. Ладыженская, В.П. Шереметьевский, Н.В. Колокольцева и другие. Однако, имеет место быть и иная точка зрения, согласно которой, пересказ – это репродуктивный вид речевой деятельности, который может тормозить развитие творческой самостоятельности школьников, как отмечали Е.П. Суворова, Е.И. Тихеева.
А.А. Леонтьев [8, c. 124] с точки зрения психолингвистики рассматривал пересказ как многоуровневое, иерархически организованное целое, как готовый продукт сложной многоуровневой деятельности. Нужно отметить, что цельность — это результат внутреннего уровня программирования, а связность - внешнего.
Для того чтобы понять механизм пересказа следует отметить, что текст не переходит «в готовом виде» из речи в мысль и, наоборот, из мысли в речь, а формируется, порождается и рассматривается как результат сложной перцептивно-мыслительно-мнестической деятельности (А.А. Залевская, И.А. Зимняя, Т.В. Рябова-Ахутина и др.).
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Становление навыков пересказа у детей с нормативным речевым развитием в онтогенезе
В онтогенезе процесс формирования связных высказываний происходит в двух направлениях: овладение языковой действительностью - от слова к связному монологическому высказыванию; овладение содержательной стороной связного высказывания - от общего смысла к конкретному детализированному представлению. Формирование речевой деятельности в онтогенезе рассматривается с позиций лингвистики и психологии [7, c. 23].
Согласно психологическому подходу, предпосылками нормального развития речи являются адекватный уровень развития когнитивных функций и формирование определенной степени когнитивной активности. По словам Л.С. Выготского, в процессе развития ребенка наступает период пересечения языкового и психологического развития, когда мышление и язык начинают влиять друг на друга. Эта взаимосвязь реализуется по двум направлениям: влияние языка на развитие мышления и важность мышления для овладения языком. Отправной точкой для установления связи между мышлением и речью является овладение словом. Слова, а позже и речь приводит к перестройке мышления и других психических функций ребенка. Существуют различные аномалии в формировании когнитивных функций, которые оставляют негативный след на процессе развития языка [5, c. 37].
Когнитивные предпосылки развития речи включают в себя интеллектуальное развитие ребенка, осуществление его аналитико-синтетической деятельности, способствующей приобретению формальных лингвистических средств, навыков обработки информации и объема кратковременной памяти, которые влияют на процесс овладения речью [12, c. 46].
Ребенок использует язык для выражения своего взгляда на окружающую его реальность. Использование той или иной формы языка для него невозможно, если смысл не понятен. Поэтому ребенок сначала изучает простые формы языка, которые легко понять и которые соответствуют уровню интеллектуального развития ребенка.
Формирование речи не является процессом подражания речи других людей, а предполагает овладение шаблонами языка и последующее формирование основы речи. Освоение закономерностей языка становится возможным благодаря реализации таких мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение, дифференциация. Следует также отметить, что осуществление восприятия и воспроизведения человеческой речи происходит в очень сжатые сроки, что требует овладения стратегиями быстрого декодирования речевой информации и быстрого программирования своей речевой деятельности [12, c. 52].
Глава 2. Изучение состояния навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Организация и методы исследования состояния навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
На основе теоретического исследования по данной проблеме было организовано эмпирическое исследование, цель которого – выявление особенностей навыка пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
- для проведения сравнительного анализа и выявления уровня сформированности навыка пересказа дошкольников с общим недоразвитием речи, сформировать для обследования 2 группы детей.
- выявить уровень сформированности навыка пересказа у дошкольников с нормальным речевым развитием и у дошкольников с общим недоразвитием речи.
- провести качественный и количественный анализ результатов исследования, обобщить полученные результаты.
- представить методику обучения составления пересказа детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Исследование проходило на базе Государственного учреждения дошкольного образования Ясли-Сад № 73 в старшей группе «Ромашка».
В исследовании приняли участие 24 воспитанника старшего дошкольного возраста. Из них 12 детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и 12 детей с нормальным речевым развитием. Возраст детей – 5-6 лет.
Исследование проводилась на занятии, в знакомых для детей условиях. Было организованно и проведено диагностическое исследование, направленное на изучение уровня сформированности навыка пересказа у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и у дошкольников с общим недоразвитием речи. Так как дошкольники с OHP были неоднородны по своей психолого-педагогической характеристике, это определяло необходимость использования в констатирующем эксперименте индивидуального подхода к каждому ребёнку.
Задачи этапа:
– разработать схему изучения уровня сформированности навыка пересказа у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и у дошкольников с общим недоразвитием речи;
– организация и проведение исследования;
– обработка полученных данных на этом этапе исследования.
Выявление уровней сформированности навыка пересказа у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и у дошкольников с общим недоразвитием речи происходило по следующим критериям и показателям, в соответствии с которыми были подобраны методики.
Заключение
Психологические и языковые предпосылки для овладения когерентными высказываниями формируются уже к старшему дошкольному возрасту. А механизм овладения пересказом текста начинается с умения понять и осмыслить связные монологические высказывания до того, как можно будет уже программировать собственные.
Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи можно выделить следующие особенности навыков пересказа. В разговоре, при составлении сюжета по данной теме, картины, серии тематических картинок, указываются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, отсутствие основных событий, повторение отдельных эпизодов. Рассказывая о событиях из своей жизни, создавая сюжет на вольную тему с элементами творчества, они используют в основном простые маленькие информативные предложения. Сохраняются трудности с планированием их выступлений и выбором соответствующих языковых инструментов.
На основе теоретического исследования по данной проблеме было организовано эмпирическое исследование, цель которого – выявление особенностей навыка пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Рассказы испытуемых, имеющих ОНР, выявили несформированность лексико-грамматического и синтаксического стоя речи, не умение точно воспроизводить небольшой литературный текст. Результаты проведенного исследования наглядно демонстрируют, что вследствие недостаточного развития связной речи, формирование навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи имеет особенности по сравнению со здоровыми сверстниками. Данные показывают необходимость продолжительной работы по формирования и коррекции навыка пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Далее были представлены методические рекомендации по развитию навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Особое место в работе с детьми, имеющими ОНР, занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица. Если пересказ строится на основе мнемотаблиц, где видно все действующие лица, то ребенок концентрирует свое внимание на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом по развитию речи; их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи; использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть. С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как: развитие речи и пополнение словарного запаса; преобразование образов в символы; развитие памяти, внимания и образного мышления; развитие мелкой моторики.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - 3-е издание, стереотип. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Биева, Е. Г. Факторы, влияющие на понимание текстов (детская речь) : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Е. Г. Биева. - Москва, 1984. - 26 с.
3. Бизикова, О. А. Развитие монологической речи у дошкольников : учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / О. А. Бизикова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. - 235 с.
4. Валитова, И. Е. Детская психология : учебно-методическое пособие по дисциплине «Детская психология» для студентов, обучающихся по специальностям «Психология» и «Соц. работа» / И. Е. Валитова, Е. А. Бирюкевич ; Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина. - Брест: Издательство БрГУ, 2007. - 72 с.
5. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - 5-е издание, испр. - Москва: Лабиринт, 1999. - 352 с.
6. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса: дневник научных наблюдений / А. Н. Гвоздев. - Москва: КомКнига, 2005. - 320 с.
7. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. П. Глухов. - Москва: Высшая школа, 2005. - 351 с.
8. Гурович, Л. М. Пересказ как прием активизации умственной деятельности на занятии / Л. М. Гурович // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва, 2000. - 400 с.
9. Евсюткина, П. А. Формирование навыка пересказа прочитанного / П. А. Евсюткина // Молодой учёный. - 2014. - № 19 (78). - С. 531-533.
10. Земская, Е. А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения : учебное пособие / Е. А. Земская . - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Флинта, 2011. - 241 с.
11. Ладыженская, Т. А. Связная речь / Т. А. Ладыженская // Методика развития речи на уроках русского языка. - Москва: Просвещение, 1980. - 222 с.
12. Лалаева, Р. И. Логопатопсихология : учебное пособие для студентов / Р. И. Лалаева, С. Н. Шаховская. - Москва: Владос, 2011. - 285 с.
13. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии : учебное пособие / Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Н. А. Никашина и др.; под ред. Р. Е. Левиной. - Репринт. изд. - Москва: Альянс, 2013. - 367 с.
14. Леонов, С. А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: методические приемы творческого изучения литературы / С. А. Леонов. - Москва: Флинта: Наука, 1999. - 224 с.
15. Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах : учебное пособие для студентов педагогических институтов / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. - 2-е изд., перераб. - Москва: Просвещение, 1987. - 415 с
16. Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути её развития : пособие для учителей / М. Р. Львов. - Москва: СпецЛит, 2002. - 176 с.
17. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок : пособие для воспитателей и родителей : для занятий с детьми от рождения до 7 лет / А. И. Максаков. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Мозаика-Синтез, 2005. - 162 с.
18. Петровский, А. В. Общая психология : учебное для студентов педагогических институтов / А. В. Петровский. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва: Просвещение, 1976. - 479 с.
19. Седов, К. Ф. Восприятие и понимание устных монологов школьников (психолингвистическое исследование) / К. Ф. Седов, Л. Ю. Кузнецова // Становление детской речи. - Саратов: СГУ. - 1996. - № 3. - С. 9-16.
20. Сергеева, О. А. Формирование связной речи у детей с ОНР / О.А. Сергеева, Г. К. Сергеева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - № 3. - с. 86-88.
21. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С. Н. Цейтлин. - Москва: Владос, 2000. - 240 с.
22. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательский центр «Академия», 2014. - 256 с.
23. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные труды / Д. Б. Эльконин. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 417 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сказка «Два жадных медвежонка».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Конспект занятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Конспект занятия.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты