Педагогическое общение как форма сотрудничества педагога и обучаемых
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Педагогическое общение как форма сотрудничества педагога и обучаемых»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Педагогическое общение как форма сотрудничества педагога и обучаемых
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест – опросник для педагогов по методике «Стиль педагогического общения педагогов».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест – опросник для учителей по методике «Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ КАК ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГА И ОБУЧАЕМЫХ
1.1 Понятие и структура педагогического общения
1.2 Классификация стилей педагогического общения
1.3 Характеристика педагогического общения как формы взаимодействия педагога и обучаемых
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Методы и организация проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Методические рекомендации по организации оптимального педагогического общения педагога с обучаемыми
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога со школьниками в процессе обучения и воспитания, которое направлено на решение отдельных педагогических задач и реализацию педагогических функций. Успешный процесс педагогического взаимодействия учителя с учениками предполагает интерес со стороны педагога к личностям и работе с ними, сочувствие, гибкость, способность видоизменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, способность слушать и поддерживать обратную связь в общении, способность управлять своим психическим состоянием, голосом, мимикой, иметь хорошие речевые способности. Факторами, которые оказывают влияние на развитие личности школьника, являются стили педагогического общения. Стиль педагогического общения и лидерства определяет методы и методики педагогического воздействия, которое проявляется в совокупности ожиданий и требований к соответствующему поведению среди учеников. Стиль воплощается в формах организации деятельности, а также общения детей, которые имеют определенные способы реализации отношения к учащимся.
Среди стилей педагогического общения выделяют индивидуальный стиль педагогического общения. Изучение этого стиля общения является важным вопросом, так как индивидуальный стиль общения педагога с учеником особенно важен. Индивидуальный подход педагога к ребенку пронизывает все этапы воспитательной и образовательной деятельности с детьми разного возраста. Индивидуальный стиль является общепризнанным принципом воспитания, который направлен на укрепление положительных качеств и устранение недостатков, требует от педагога большого терпения, умения понимать психические особенности личности каждого ребенка. Творческая деятельность ребенка и педагога является одной из основных особенностей индивидуального стиля общения, который возникает между педагогом и ребенком.
Исследованием данного вопроса в современной психологии занимались ряд российских и белорусских ученых. Среди них следующие исследователи: В.А. Кан-Калик, А.Н. Леонтьев, А.А. Лобанов, В.А. Сластенин, В.С. Селиванов, Б.Т. Лихачев, Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Т.И Гончаров, Е.И. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шатолов, М.П. Щетинин и другие и др.
Объект исследования: педагогическое общение.
Предмет исследования: педагогическое общение как форма сотрудничества педагога и обучаемых.
Целью данной курсовой работы является проведение эмпирического исследования особенностей педагогического общения как формы сотрудничества педагога и обучаемых.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ КАК ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГА И ОБУЧАЕМЫХ
1.1 Понятие и структура педагогического общения
Проблема общения занимает особенно важное место в общей психологии и психологии личности. Как отмечают некоторые авторы (А.А. Рин и Ю.Л. Коломинский), педагогическую психологию можно рассматривать через призму коммуникации, по причине того, что практически все аспекты процессов обучения и воспитания опосредованы процессом общения [22, с. 164].
Общение может быть сформулировано как процесс межличностного взаимодействия, который порождается широким спектром фактических потребностей, партнеров, и направлен на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными взаимоотношениями [8, с. 122].
Общение между учителем и учеником это одна из основных форм общения, в которой до настоящего времени дошла накопленная человечеством тысячелетняя мудрость.
Под педагогическим общением обычно понимается профессиональное общение педагога с школьниками в классе и за его пределами (во время обучения и воспитания), которое имеет определенные педагогические функции и направлено на создание благоприятного психологического климата, а также иные виды психологической оптимизации образовательной деятельности и отношений между педагогом и учащимся.
В настоящее время продуктивно организованный процесс педагогического общения имеет направленность на обеспечение реального психологического контакта в процессе осуществления педагогической деятельности, который должен возникнуть между педагогом и детьми.
Проблема эффективности общения разрабатывалась в трудах ведущих педагогов и психологов. Ей посвящены работы многих известных психологов – А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Е.С. Кузьмина, В.В. Знакова, А.А. Леонтьева, А.А. Реана и др. Следует отметить, что в качестве независимого направления выделяется проблема эффективного педагогического общения (И.А. Зимняя, Я.Л. Коломинский, С.В. Кондратьева, А.А. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.).
Педагогическое общение является одной из форм педагогического взаимодействия между учителями и учащимися. Цели, содержание общения, его морально-психологический уровень для педагога столь же предопределены. В большей степени педагогическое общение регулируется ее содержанием и формами, и поэтому оно является не только способом удовлетворения абстрактной потребности в общении.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Методы и организация проведения исследования
Целью данной курсовой работы является проведение эмпирического исследования особенностей педагогического общения педагога с учениками в образовательном процессе. Было выдвинуто предположение, что стиль общения учителя начальных классов оказывает серьезное влияние на климат в коллективе, на то, как часто возникают, протекают и разрешаются конфликты в среде ребят и между учениками и учителем. Для исследования данного вопроса в работе было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось поэтапно.
База исследования:
Выборка исследования: в исследовании принимало участие 10 педагогов.
Для проведения исследования использовался комплекс психодиагностических методов, направленных на решение поставленных задач и позволяющих выявить правомерность выдвинутого нами утверждения.
Мы для проведения исследования использовали следующие методики:
«Стиль педагогического общения учителей» (А.Б. Майским, Е.Г. Ковалевой);
«Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).
Методика «Стиль педагогического общения педагогов» [12].
Инструкция: внимательно прочтите вопрос, проанализируйте свои мнения, предпочтения, выберите наиболее подходящий вариант ответа. На бланке обведите в выбранный вами варианта ответа. Учителям предъявляются на отдельных карточках тест (Приложение А).
Ответ, отмеченный в соответствующей клетке, оценивается указанной в ней суммой баллов. Общая сумма, характеризующая стиль педагога, равна арифметической сумме всех полученных баллов:
25 – 30 баллов – предпочтение демократического стиля;
20 – 24 балла – склонность к авторитарному стилю;
10 – 19 баллов – выраженность либерально-попустительского стиля общения.
Методика «Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп» [13].
Инструкция: Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте символом «+», если можете с ними согласиться, и символом «-», если даёте отрицательный ответ. От степени объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования. Вопросы для тестирования представлены в Приложении Б.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогическое общение обычно понимается как профессиональное общение преподавателя с учениками в классе и за его пределами, выполняющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата. Педагогическое общение является одной из форм педагогического взаимодействия между учителями и учащимися. Характер общения учителя с учащимися обусловлен, прежде всего, профессиональной и предметно-ориентированной готовностью учителя, научным потенциалом, профессиональными устремлениями и идеалами. Не менее важным является развитие у учителя способности анализировать свою позицию в качестве участника процесса общения, в частности, степень его ориентации на учащихся.
Стиль педагогического общения – это стабильное единство методов и средств деятельности преподавателя и учащихся, их предмет – субъективное взаимодействие. Стиль педагогического общения выражает особенности коммуникативных способностей педагога, сложившуюся природу взаимоотношений преподавателя и учеников, творческую индивидуальность педагога, особенности учащихся. В настоящее время существует множество видов педагогического общения. Общепризнанной классификацией стилей педагогического общения является их разделение на авторитарный, попустительский и стиль сотрудничества. В чистом виде стилей не существует. Найденный и приемлемый стиль общения одного учителя совершенно непригоден для другого. В стиле общения четко проявляется индивидуальность человека.
Педагогическое общение «втягивает» в процесс личность учителя и ученика. Учащиеся отнюдь не равнодушны к индивидуальным характеристикам учителя. Они разрабатывают групповую и индивидуальную шкалу оценки каждого учителя. О любом из них также существует неформальное, но ясное мнение. Это в первую очередь связано с общественными требованиями, предъявляемыми к личности учителя. Недостаток личностных качеств, отвечающих этим требованиям, отрицательно влияет на его отношения с учениками. Когда действия учителя не соответствуют элементарным этическим требованиям, подрывается не только его личный престиж, но и авторитет профессии учителя. В результате снижается эффективность личного воздействия учителя.
Во второй главе работы было проведено эмпирическое исследование, целью которого было выявить особенности индивидуального стиля общения педагога с учениками. Большинству опрошенных педагогов соответствует демократический стиль педагогического общения, а именно 50% педагогам, которые принимали участие в данном исследовании. Демократический стиль характеризуется тем, что педагог ориентирован на повышение субъективной роли учащегося во взаимодействии, на вовлечение каждого учащегося в решение общих проблем.
1. Абульханова, К. Личность в условиях дефицита общения: Психологический аспект / К. Абульханова // Воспитание школьников. – 2000. – № 10. – С.4-8.
2. Абульханова-Славская, К. А. Личностный аспект проблемы общения. Проблема общения в психологии / К. А. Абульханова-Славская. – М., 2008. – 241 с.
3. Ананьев, Б. Г. Психология педагогической оценки / Б. Г. Ананьев // Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 2. – М., 2000. – 232 с.
4. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. – М., 2002. – 192 с.
5. Бодалев, А. А. Об особенностях понимания преподавателем студента. – В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 2008. – С. 3-11.
6. Бондаренко, А. Ф. Важный аспект оптимальной реализации методов обучения / А. Ф. Бендаренко // Советская педагогика. – 2001. – № 1. – С. 57-63.
7. Выготский, Л. С. Антология гуманной педагогики / Л. С. Выготский. – М., 2006. – 243 с.
8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М., 2009. – 210 с.
9. Гинецинский, В. И. Проблема классификации методов обучения / В. И. Гинецинский. – В кн.: Основы вузовской педагогики. Л., – 2002. – С. 130-133.
10. Грехнев, В. С. Культура педагогического общения / В. С. Грехнев. – М.: Просвещение. – 2000. – 398 с.
11. Егидес, А. Психотехника общения / А. Егидес // Воспитание школьников. – 2006. – № 1. – С. 14-16.
12. Зимняя, И. А. Коммуникативная компетентность педагога / И. А. Зимняя // Филология на рубеже тысячелетий. Материалы межд. научн. конф. Ростов: Донской изд. Дом. – 2000. – 132 с.
13. Зубарева, Н. С. Коммуникативные навыки как основа оптимального педагогического общения / Н. С. Зубарева // Теория и практика развивающего обучения. – М., 2001. – 410 с.
14. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик. – М.: Просвещение. – 2007. – 256 с.
15. Квасков, В. Роль общения в деятельности человека / В. Квасков // Социально-политический журнал. – 2006. – № 3. – С. 224-234.
16. Кириллова, Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения / Г. Д. Кириллова. – М., – 2000. – 167 с.
17. Кузьмина, Н. В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. – Л., 2000. – 114 с.
18. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – М. : Изд. МГУ. – 2002. – 575 с.
19. Модели педагогического общения / М. Н. Акимова, А. А. Илькухин // Самопознание – путь профессионального становления педагога. – Самара, 2011. – С. 5-41.
20. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов / В. С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия». – 2000. – 319 с.
21. Перовская, Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / Л. А. Перовская. – М. : Изд. МГУ. – 2003. – 216 с.
22. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан. – 2000. – 274 с.
23. Смирнов, С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С. А. Смирнов. – М.: Издательский центр «Академия» – 2000. – 233 с.
24. Чистякова, Т. А. Педагогический конфликт и способы его преодоления / Т. А. Чистякова. – Л., 2007. – 241 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест – опросник для педагогов по методике «Стиль педагогического общения педагогов».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест – опросник для учителей по методике «Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты