Особенности восприятия образа матери (отца) у детей дошкольного возраста и их учет в социально-педагогической работе с семьями
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности восприятия образа матери (отца) у детей дошкольного возраста и их учет в социально-педагогической работе с семьями»
по дисциплине: «Социально-психологическая деятельность»
2021
45.00 BYN
Особенности восприятия образа матери (отца) у детей дошкольного возраста и их учет в социально-педагогической работе с семьями
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социально-психологическая деятельность
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ, ОБ ОБРАЗЕ РОДИТЕЛЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Формирование представлений у детей дошкольного возраста о семье
2.2. Социально-педагогическая работа с семьями
2.3. Особенности социально-педагогической работы с семьями с учетом восприятия образа матери (отца) у детей дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство исследователи рассматривают как особо ответственный период в развитии человека, когда закладываются основные личностные механизмы, возникает система представлений об окружающей действительности, о своих возможностях и отношениях с окружающим миром и людьми. Именно в этом возрасте формируется тот устойчивый внутренний мир, который даёт основание называть ребёнка личностью (Л.И. Божович [1] Л.С. Выготский [2], A.B. Запорожец [3] и др.).
Ряд исследователей детского возраста (Л.С. Выготский [2], М.И. Лисина [3], Д.Б. Эльконин [4] и др.) указывают на «неповторимость, особую значимость» этого периода для всего последующего развития человека.
Дошкольный возраст имеет большое значение в формировании у ребенка представлений о семье. Н.И. Демидова [5], О.В. Дыбина [6] считают, что целенаправленное формирование представлений о семье является базовой основой для улучшения внутрисемейной коммуникации, для формирования полоролевой идентичности ребенка, для его эмоционального благополучия.
Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии.
Отцы и матери – самые дорогие и близкие детям люди, и независимо от того, хорошие они или плохие, дети тянутся, прежде всего, к ним, советуются с ними и хотят быть похожими на них. По мнению исследователей, отношения с матерью – это динамическое образование.
1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Возрастные особенности – это анатомические, физиологические и психические качества, характерные для определенного периода жизни. Возраст крепко контролирует развитие и диктует свою волю. Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагоги регулируют время занятий детей различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный распорядок дня для развития, подбор материала, форм и методов учебной деятельности.
Дошкольным детством считается период от 3 до 7 лет. Ему предшествует период младенчества (от 0 до 1 года) и раннего возраста (от 1 до 3 лет) [4].
Важнейшие психические новообразования раннего возраста (2-3 года) - это появление речи и зрительно-активного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является формирование нового отношения к объекту, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ использования.
Младший возраст (3-4 года) - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время ребенок переходит к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с объективным миром [7, c.12].
Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, до недавнего времени столь послушный, начинает проявлять нетерпимость к заботе взрослого, стремление настаивать на его требовательности, настойчивость в реализации поставленных целей. Это указывает на то, что прежний тип отношений между взрослым и ребенком следует изменить в сторону предоставления ребенку большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием, чтобы каждый ребенок заметил рост своих достижений, почувствовал радость от достижения успеха в деятельности.
2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ, ОБ ОБРАЗЕ РОДИТЕЛЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Формирование представлений у детей дошкольного возраста о семье
Семья – одна из важнейших ценностей, созданных человечеством. Современное общество должно следовать семейным ценностям, включая уважение к семье и продвижение семейного образа жизни. Актуальной становится подготовка к исполнению будущих семейных ролей, начиная с дошкольного возраста.
Известно, что социальная направленность ребенка в общественной жизни начинается с образа семьи. «Семейный образ» - это отражение знаний о семье в сознании ребенка, то, что ребенок видит на примере собственной семьи. «Семейный образ» - это своего рода семейное самосознание, важнейшая функция которого - регулирование семейного поведения на основе согласования позиций отдельных ее членов (Т.М. Мишина) [11].
Проблема формирования «семейного образа» у дошкольников изучалась О.Г. Кулиш [12], Е.Ю. Макарова [13], Х.А. Круглова [14], А.А. Нестерова [15].
Смысл «семейного образа» для дошкольника состоит в том, что в соответствии с образами родителей у ребенка развивается представление о себе, самооценка, через формирование «семейного образа» дошкольник познает жизненные ценности. Все это влияет на определенное отношение к людям, к окружающему миру в целом со стороны ребенка. «Семейный образ» влияет на построение родительско-детских отношений и влияет на родительскую позицию и поведение в семье уже в будущем взрослого.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное теоретическое исследование по теме особенности восприятия образа матери (отца) у детей дошкольного возраста и их учет в социально-педагогической работе с семьями позволяет сформулировать следующие основные выводы:
1. Основными возрастными особенностями детей дошкольного возраста как определенной ступени онтогенетического развития личности являются:
- ведущая деятельность — игра, деятельность направленная на ориентацию ребёнка в системе социальных и межличностных отношений, системе задач, смыслов и мотивов человеческой деятельности, осуществляемая путём принятия роли, использования игровых предметов и др.
- происходит половая идентификация, ребенок осваивает определенную форму поведения – мужскую или женскую.
- ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, приобретает новые дела и обязанности, к самостоятельности добавляется инициатива.
- закладываются новые внутренние инстанции – совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания.
2. Процесс формирования представлений у детей дошкольного возраста о семье, об образе матери (отца) включает в себя:
- прочный контакт между взрослым и ребенком, уважительное отношение друг к другу;
- осознание детьми своего опыта в семье: так, в семье ребенок получает представление о семейных ролях, супружеских, родительских функциях, он усваивает навыки социального поведения;
- проведено недостаточно эмпирических исследований, посвященных изучению связей качества образа отца (матери) у дошкольников, которые показали, что для нормального развития ребенка необходима сформированная безопасная привязанность к одному человеку, которым должна быть мать или лицо ее заменяющее.
1. Божович, Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л. И. Божович ; Ред. Д. И. Фельдштейн. – Москва : Международная педагогическая академия, 1995. – 212 с.
2. Выготский, Л. С. «Мышление и речь» / Л. С. Выготский. - Астрель М., 2011. – 637 с.
3. Запорожец, А. В., Лисина, М. И. Общие вопросы исследования и его методика / А. В. Запорожец, М. И. Лисина // Развитие общения у дошкольников. – М.:Педагогика,1974. – 458 с.
4. Детская психология: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
5. Демидова, Н. И. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования «образа семьи» у старших дошкольников / Н. И. Демидова // Детский сад от А до Я, 2004. - № 4. - С. 79-83.
6. Дыбина, О. В. Формирование направленности детей старшего дошкольного возраста на мир семьи: практико-ориентированная монография / под ред. О. В. Дыбиной. – Тольятти: ТГУ, 2009. – 124 с.
7. Ганношенко, М. И. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / М. И. Ганношенко. - М.; Воронеж, 2001. - 126 с.
8. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Изд. Институт практической психологии, 2007. - 162 с.
9. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для бакалавров. - М.: Юрайт, 2015.- 465 с.
10. Гераськина, О. А. Связь уровня понимания эмоций дошкольниками и эмоциональных особенностей родителей / О. А. Гераськина // Вестник экспериментального образования. – 2015. - №4. – С.19-28
11. Градусова, Л. В., Косарева, Ю. С. Формирование образа семьи у детей старшего дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3.
12. Кулиш, О. Г. Взаимосвязь образа семьи и развития самосознания у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов : Дис. канд. психол. наук: 19.00.01. - Москва, 2005. – 213 с.
13. Макарова, Е. Ю. Будущая семья в представлениях младших школьников / Е. Ю. Макарова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12: Психология, социология, педагогика. – 2008. – № 4. – С. 209-214.
14. Круглова, Х. А. Категория образа в традиции современной психологии / Х. А. Круглова // Философская теория и социальная практика. – Волгоград : Издательство ВолГУ, 2005. – С. 221-241.
15. Кучмаева, О. В. Трансформация института семьи и семейные ценности / О. В. Кучмаева, М. Г. Кучмаев, О. Л. Петрякова // Вестник славянских культур. – 2009. – Т. XIII. – № 3. – С. 20–29.
16. Болотникова, О. П. Психологический анализ исследований понятия рефлексии. // Факультет психологии и социальной работы: опыт, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции. Балашов: Изд-во БГПИ, 2000. - С.11-12.
17. Градусова, Л. В. Формирование образа семьи у детей старшего дошкольного возраста / Л. В. Градусова, Ю. С. Косарева // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – №5 – С. 47–51
18. Алексеева, Е. Н. Развитие представлений о семье и образе родителя в системе детско-родительских отношений / Е. Н. Алексеева // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 12. – С. 173-176.
19. Смирнов, А. Г. Практикум по общей психологии / А. Г. Смирнов. – М., 2001 – 224 с.
20. Литвинова, О. А. Особенности формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста // Научные исследования и современное образование : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 сент. 2019 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. – С. 62-66
21. Еремеев, Б. А. К феноменологии социальной перцепции // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - М., 1986. - С. 14-15.
22. Авдеева, Н. Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. - № 4. – 1997. – с. 25 – 30
23. Королева, С. А. Психологические особенности образа себя и образа родителей у детей старшего дошкольного возраста после развода родителей // Психологическая наука и образование. – 2013. – №4. – С. 40–46.
24. Акивис, Д. С. Отцовская любовь. – М.: Профиздат, 2011. – 273 с.
25. Коряковцева, О. А. Технология социальной работы с семьей и детьми: учебник и практикум для СПО / О. А. Коряковцева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 289 с.
26. Мартынова, В. В. Социально-педагогическая работа с семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования, специалистов органов управления образованием / В. В. Мартынова, А. Н. Ходосок. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. –216 с.
27. Першина, Т. В. Педагогическая поддержка семьи в нравственном воспитании ребенка-дошкольника / Т. В. Першина // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2017. - № 1. – С. 58-62
28. Буртонова, И. Б. Воспитательный потенциал семьи в системе социально-педагогической работы дошкольного учреждения / И. Б. Буртонова // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. – 2012. - №2. – С. 14-19
29. Козлова, С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру / С. А. Козлова. – М.: Линка-Пресс, 2000. – 154 c.
30. Поддубная, Т. Н. Управление системой социальной защиты детства. - Ростов н/Д : Феникс. - 2005. - 347 с.
31. Кожина, А. Л. Социально-психологическая помощь семье / А. Л. Кожина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. - № 8. - С. 55-63
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты