Взаимосвязь самооценки и уровня тревожности у студентов-первокурсников
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь самооценки и уровня тревожности у студентов-первокурсников»
по дисциплине: «Психология семьи»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь самооценки и уровня тревожности у студентов-первокурсников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология семьи
Организация: Могилёвский государственный университет им. А.А. Кулешова, УО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Статистическая обработка данных.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Статистическая обработка данных.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
1.1 Феномен самооценки в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Понятие тревожности в современной психологии
1.3 Особенности самооценки и уровня тревожности у студентов-первокурсников
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Изучение самооценки у студентов-первокурсников
2.3 Результаты диагностики уровня тревожности у студентов-первокурсников
2.4 Анализ результатов исследования взаимосвязи самооценки и уровня тревожности у студентов-первокурсников
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Самооценка играет огромную роль на протяжении всей жизни личности. Являясь важной частью самосознания, она определяет место человека в окружающем мире, определяет характер взаимоотношений с другими людьми. Самооценка возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая в ходе становления личности проходит различные этапы и находится на разных уровнях развития. С переходом на все более высокие генетические уровни психического развития у человека складывается более или менее адекватная и устойчивая собственная оценка себя. Самооценка является значимым фактором в профессиональном и личностном развитии студента.
На первом году обучения в вузе перед личностью студента стоит необходимость приведения социальных и личностных характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора. К ним предъявляются требования к преодолению трудностей вхождения в новую социальную среду, установления внутригрупповых отношений, приспособления к новым формам обучения.
Поступление в вуз, включение в новую систему отношений и специфичный процесс обучения обуславливают особую разновидность трудностей и проблем у первокурсников. Переживаемые студентами проблемы оказывают негативное влияние на их психическое состояние, которое является залогом эмоционального благополучия. Тревожность у студентов может выступать и как ситуативное состояние, как личностная особенность.
Психологические особенности студенчества рассматривали такие авторы как А.А. Вербицкий, В.А. Мамаев, С.М. Мурзина, А.А. Реан, Э.А. Сокальский, Т.В. Черток, О.В. Шнейдер и др.
Феномен самооценки изучали В.К. Вилюнас, Ю.А. Мохова, В.В. Столин, У. Джемс, Р Бернс, А. Маслоу, Р. Куперсмит, К. Роджерс,
Понятие тревожности раскрыто в трудах А.М. Прихожан, В.М. Астапова, К. Хорни, Э. Фромма и др.
Однако, проблема изучения взаимосвязи самооценки и уровня тревожности у студентов-первокурсников в современной психологии остается недостаточно освещенной.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
1.1 Феномен самооценки в зарубежной и отечественной психологии
Феномен самооценки является предметом изучения многих зарубежных и отечественных психологов. В зарубежной психологии самооценка рассматривается в структуре «Я-концепции», которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Р. Бернс считает, что в содержание «Я-концепции» входят: образ «Я» – совокупность представлений и мнений индивида о самом себе; самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением; потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой [6, с. 56].
Оценочная составляющая связана с личностным, оценочным аспектом при попытках охарактеризовать себя. Другими словами, Я-концепция является не только констатацией, описанием черт собственной личности, но и совокупностью их оценочных характеристик и тесно связанных с ними переживаний. Оценки самого себя зависят от контекста и от непосредственного когнитивного содержания. Согласно Р. Бернсу, важная роль в формировании самооценки принадлежит сопоставлению образа реального Я с образом идеального Я. Тот, кто достигает в реальности качеств и черт, входящих в его идеальный образ Я, имеет высокую самооценку. В случае, если индивид ощущает разрыв между данными качествами и реальностью собственных достижений, его самооценка, как правило, является низкой [6, с. 58].
К. Роджерс также считал, что самооценка является важнейшим компонентом «Я-концепции» личности, которая формируется в процессе социализации личности в ходе взаимодействия со значимыми людьми. В функции Я-концепции» входят контроль и интерпретация поведения, его влияние на выбор индивидом своей активности, что обусловливает особенности развития позитивной и негативной самооценки. Через призму своей Я-концепции индивид видит окружающий мир, но она не контролирует и не регулирует его поведение, а символизирует основную часть сознательного опыта человека, а его поведение только согласуется с ней.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления взаимосвязи самооценки и уровня тревожности у студентов-первокурсников было проведено эмпирическое исследование.
Исследование проводилось на УО «Могилёвский государственный университет им. А.А. Кулешова». В исследовании приняли участие 30 студентов 1 курса. Возраст испытуемых: 17-19 лет.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы исследования, формировалась выборка;
2) на втором этапе проводилось непосредственное изучение самооценки и уровня тревожности у студентов-первокурсников;
3) на третьем была проведена обработка данных, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь самооценки и уровня тревожности у студентов-первокурсников.
Для достижения цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Методика самооценки Г.Н. Казанцевой [14].
Цель: диагностика уровня самооценки.
Опросник содержит 20 утверждений. Испытуемому предлагается оценить каждое утверждение огласим или несогласием. Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй.
Критерии оценки:
Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке.
Результат от –3 до +3 о средней самооценке.
Результат от +4 до +10 – о высокой самооценке.
2. Опросник «Шкала ситуативной и личностной тревожности» Спилбергера-Ханина [18].
Цель: изучение уровня ситуативной и личностной тревожности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что в зарубежной психологии самооценка рассматривается в структуре «Я-концепции», которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, связанная с их оценкой, осознание индивидом своих качеств и своего поведения. Отечественные психологи рассматривают самооценку как важнейшей компонент самосознания. Самооценка – это компонент самосознания, отражающий оценку своих качеств и наличие критической позиции человека по отношению к себе. Будучи ядром личности, обязательным условием осуществления эффективного взаимодействия с внешним миром, самооценка является важным регулятором поведения и деятельности.
Студенчество рассматривается в психологии как самостоятельный этап развития человека, его личности и индивидуальности, когда происходит интенсивное интеллектуальное развитие, усваивается роль студента, вырабатываются нравственные взгляды, убеждения и идеалы. Поступление в вуз способствует повышению самооценки личности, но появление ряда трудностей может привести к возникновению тревожности. Студенты первого курса испытывают ряд социально-психологических проблем: трудности вхождения в студенческий коллектив и организации учебной деятельности, смена условий жизни.
Тревожность как психическое состояние представляет собой реакцию на социально-психологические стрессоры, проявляющееся в беспокойстве, напряженности, подавленности. Личностная тревожность рассматривается как устойчивая индивидуальная характеристика, которая отражает предрасположенность индивида к тревоге, предполагает наличие у него тенденции воспринимать широкий спектр ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Тревожность с одной стороны, является фактором, дезорганизующим деятельность, с другой – представляет собой фактор оптимального приспособления человека к действительности и необходимое условие развития личности. Возникновение тревожности на каждом этапе жизненного пути человека обусловлено разными источниками.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что большая часть студентов-первокурсников характеризуются средней самооценкой – они имеют адекватные представления о себе, нормативный уровень реалистической оценки своих возможностей, иногда сомневаются в своих действиях, испытывают незначительное беспокойство в некоторых социальных ситуациях.
1. Адлер, А. Понять природу человека / А. Адлер. – СПб.: Питер, 2013. – 512 с.
2. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии / Б. Г. Ананьев. – М. : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2011. – 964 с.
3. Анонова, С.И. О социально-психологической адаптации обучающихся в вузе / С.И. Анонова // Вестник Бурятского гос. ун-та. – 2015. – № 5. – С. 43–48.
4. Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.М. Астапов // Тревога и тревожность: хрестоматия. – СПб.: Питер, 2008. – С. 151-160.
5. Барышникова, Р. Д. Основные подходы к изучению самооценки в зарубежной и отечественной литературе / Р. Д. Барышникова // Инициатива в образовании и развитие творческого потенциала современной науки : материалы научной конференции. – 2019. – С. 48-52.
6. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс ; пер. с англ.; под ред. В. Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 2001. – 422 с.
7. Боднар, Э.Л. Личностная тревожность и состояние одиночества как критерии вузовской адаптации студентов / Э.Л. Боднар, Е.П. Шахматова // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 2. – С. 189–196.
8. Гайфулин, А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А. В. Гайфулин // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 73–75.
9. Гапоненко, М.Н. Особенности формирования самооценки, мотивации успеха и самоконтроля в юношеском возрасте / М.Н. Гапоненко // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 7. – С. 76–80.
10. Джеймс, У. Личность // Психология самосознания: Хрестоматия / под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2000. – С. 7–44.
11. Захарова, А. В. Психология формирования самооценки / А. В. Захарова. – Мн. : Просвещение, 2002. – 452 с.
12. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб.: Питер, 2002. – 521 с.
13. Коваленко, В. А. Генезис самооценки личности как психологический феномен / В. А. Коваленко // Вестник Адыгейск. гос. университета. – 2011. – № 3. – С. 1–5.
14. Методика самооценки Г.Н. Казанцевой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2019/11/26/kazantseva-g-n-izuchenie-obshchey-samootsenki .
15. Миронова, А.В. Личностные особенности студентов как субъектов профессионального саморазвития / А.В. Миронова // Известия Тульского гос. ун-та. – 2013. – № 1. – С. 378–383.
16. Мухина, Ю. И. Самооценка как форма проявления самосознания / Ю. И. Мухина // Вопросы науки и образования. – 2018. - № 3. – С. 203-206.
17. Мэй, Р. Смысл тревоги / Пер. М.И. Завалова и А.И. Сибуриной. – М.: Класс, 2001. – 456 с.
18. Опросник «Определение уровня тревожности» Спилбергера-Ханина // Настольная книга практического психолога / Е.Н. Рогов. – М., 1999. – С. 336-338.
19. Пеняева, С.А. Факторы, влияющие на формирование профессиональной Я-концепции студентов в процессе обучения / С.А. Пеняева // Научные исследования в образовании. – 2007. – № 2. – С. 1–4.
20. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 456 с.
21. Ретунская, Т.В. Личностное и профессиональное самоопределение студентов в процессе обучения / Т.В. Ретунская // Высшее образование в России. – 2009. – № 7. – С. 74–78.
22. Роджерс, К. Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию / К. Р. Роджерс. – М. : Эксмо-Пресс, 2001. – 416 с.
23. Сарычев, С.В. Социально-психологические аспекты адаптации в напряженных ситуациях (на материале исследования студентов-первокурсников) / С.В. Сарычев // Известия ВГПУ. – 2008. – № 2. – С. 253–256.
24. Середина, Н.В. Особенности процесса адаптации студентов первого курса к обучению в вузе / Н.В. Середина // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2014. – № 2. – С. 51–54.
25. Сидоров, К. Р. Самооценка в психологии / К. Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – № 2. – С. 224–234.
26. Сидоров, К.Р. Тревожность как психологический феномен / К.Р. Сидоров // Вестник Удмуртского ун-та. – 2012. – Вып. 2. – С. 42-49.
27. Сокальский, Э. А. Юность – время пробы творческих сил и стартов в будущее / Э.А. Сокальский // Педагогика и психология образования. – 2013. – № 2. – С. 97–105.
28. Темиева, А. Р. Самооценка личности как психологический феномен / А. Р. Темиева, Е. Ф. Сердюкова // Взгляд современной молодежи на актуальные проблемы гуманитарного знания : сборник трудов конференции. – Грозный, 2019. – С. 107-110.
29. Фрейд 3. Сознание и бессознательное // Психология бессознательного: сб. произведений / Сост. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. – С. 439-455.
30. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М.: ООО «Издательство ACT», 2004. – 452 с.
31. Хорни, К. Наши внутренние конфликты / Пер. С. Светлова. – СПб.: Питер, 2007. – 523 с.
32. Шпет, М.С. Психологическая природа и причины личностной тревожности / М.С. Шпет // Научный альманах. – 2015. – № 5. – С. 245-247.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Статистическая обработка данных.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Статистическая обработка данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты