Социально-психологическая деятельность как средство коррекции агрессивного поведения подростков
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социально-психологическая деятельность как средство коррекции агрессивного поведения подростков»
по дисциплине: «Социальная работа»
2021
45.00 BYN
Социально-психологическая деятельность как средство коррекции агрессивного поведения подростков
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная работа
Организация: Средняя школа №11, ГУО (г. Гродно)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Проблема агрессивности среди подростков в теории и практике отечественной и зарубежной школы
1.2 Психофизиологические особенности подростков с агрессивным поведением
1.3 Возможности социально-психологической деятельности в коррекции агрессивного поведения подростков в условиях школы
ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
2.1 Организация и проведение экспериментальной работы по коррекции агрессивного поведения у подростков средством социально-психологической деятельности в условиях средней школы
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы по коррекции агрессивного поведения у подростков средством социально-психологической деятельности в условиях средней школы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Период взросления – «подростковый возраст», не будучи болезнью, может способствовать возникновению глубоких психологических проблем. Кризис «отрочества» может переступить грань, отделяющую его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов – психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей подросткового возраста необходимо для понимания психологии агрессии в этом возрасте.
Причины, по которым подростки совершают агрессивные действия, до сих пор полностью не выяснены. Тем не менее, в процессе работы я определил следующие категории, вызывающие агрессивное поведение подростков, а именно: врожденные побуждения или предрасположенности; потребности, активируемые внешними стимулами; познавательные и эмоциональные процессы.
Основными факторами, определяющими формирование подростковой агрессии, являются: семья, сверстники, среда, в которой они находятся, средства массовой информации и др. Подростки учатся агрессивному поведению посредством прямого воздействия, а также наблюдения за агрессивными действиями и насилием.
Любое агрессивное или несоответствующее поведение подростка имеет свои причины. Любое агрессивное поведение подростка – это чувство внутреннего дискомфорта, и задача психологов и родителей – понять причины и помочь подростку справиться с ситуацией социально приемлемым образом. Агрессивное поведение – это наиболее общий способ реагирования на срыв какой-либо деятельности, на непреодолимые трудности, на ограничения в чем-либо или запреты. В обществе такое поведение называется неадекватным. Подростковая агрессия делится на физическую и вербальную, т.е. ребенок может нападать на сверстников, ломать и повреждать вещи или оскорблять других, использовать нецензурные выражения. Согласно определению, предложенному А.Х. Бассом, «агрессия – это любое поведение, которое угрожает другим или причиняет им вред».
Педагогическая практика долгое время не учитывала гендерные различия детей. Аналогичным образом, гендерные различия не ограничиваются гендерными характеристиками и особенностями психосексуального развития.
Нами был сформулирован понятийный аппарат, согласно которому:
Объект исследования: коррекция агрессивного поведения подростков.
Предмет исследования: социально-психологическая деятельность как средство коррекции агрессивного поведения подростков.
Цель исследования: разработать и апробировать программу коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста.
Задачи:
1. Раскрыть проблему агрессивности среди подростков в теории и практике отечественной и зарубежной школы.
2. Проанализировать психофизиологические особенности подростков с агрессивным поведением.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Проблема агрессивности среди подростков в теории и практике отечественной и зарубежной школы
Одним из важных факторов формирования личности является влияние на него макроокружения – школы, различных групп друзей и знакомых. К неблагоприятным факторам можно отнести смену персонала или учебного заведения, частую смену учителей.
В настоящее время школа редко является примером благоприятного сосуществования. Разрыв между интеллектуальным уровнем подростка и его готовностью к уроку, системой требований школы к обучению создают конфликтную ситуацию, которая носит негативный характер. Такой внутренний конфликт может привести к агрессии в негативных формах поведения: уходе из дома, жульничестве, пропуске занятий, чрезмерной раздражительности [1, с. 123].
Ребенок также приобретает семена агрессии в результате взаимодействия со своими сверстниками. Подростки учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением друзей и знакомых. Наиболее агрессивные подростки, скорее всего, не могут найти общий язык с большинством в своей возрастной группе и вынуждены искать друзей среди других, не менее агрессивных сверстников. Агрессия только усиливается в таких группах, что приводит к большему количеству проблем.
Ребенок также приобретает семена агрессии в результате взаимодействия со своими сверстниками. Подростки учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением друзей и знакомых. Наиболее агрессивные подростки, скорее всего, не могут найти общий язык с большинством в своей возрастной группе и вынуждены искать друзей среди других, не менее агрессивных сверстников. Агрессия только усиливается в таких группах, что приводит к большему количеству проблем [2, с. 122].
Агрессивное поведение чаще направлено на сверстников, чем на взрослых. Потому что ребенок ежедневно встречается со сверстниками. Чтобы заявить о себе, он ищет жертву слабее себя. Мальчики с агрессивным поведением доминируют. Девочки, в свою очередь, невидимы или изворотливы, их агрессия более скрыта. Они дразнят, издеваются, распространяют слухи, манипулируют своим кругом друзей и настраивают других детей против своей жертвы. Конфликты между подростками возникают как в ситуациях конкуренции или борьбы за лидерство, так и в некомпетентных действиях или оценках педагогов.
Агрессия как поведение – определение подразумевает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или отношение.
ГЛАВА 2 АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
2.1 Организация и проведение экспериментальной работы по коррекции агрессивного поведения у подростков средством социально-психологической деятельности в условиях средней школы
База исследования: ГУО «Средняя школа №11» г. Гродно. В исследовании приняли участие 25 учащихся 9 класса в возрасте 13-14 лет. Выборка составила 15 (60%) мальчиков и 10 (40%) девочек.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе была разработана и апробирована программа коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста.
3. На третьем этапе исследования была проведена повторная диагностика, анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка имеющихся данных, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: апробировать программу коррекции агрессивного поведения у подростков средствами социально-психологической деятельности в условиях средней школы.
Задачи эмпирического исследования:
1. Определить уровни агрессивности у подростков на констатирующем этапе исследования.
2. Провести формирующий этап экспериментальной работы.
3. Определить уровни агрессивности у подростков на формирующем этапе исследования.
Методики исследования:
1. Опросник агрессивности Басса-Дарки [26] (Приложение А).
Назначение опросника: выявление уровня и форм проявления агрессивности. Авторы опросника – Басс и Дарки [26]. Опросник позволяет оценить агрессивность как свойство личности, и агрессию, как акт поведения. Опросник состоит из 75 утверждений, которые необходимо оценить «да» или «нет». С помощью методики можно выявить следующие виды агрессивных реакций: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики. Полученные результаты сравниваются с нормой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из результатов исследования было отмечено, что:
1. Анализ литературных источников показал, что проявления как частных, так и обобщенных показателей агрессии в подростковом возрасте меняются как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.
Мы различаем прямую (открытую) и скрытую агрессию. Различия заключаются в намерениях «агрессора» – во втором случае он пытается нанести удар таким образом, чтобы это не выглядело как желание оскорбить партнера в диалоге, тогда как в первом случае он не скрывает своих намерений. Открытая агрессия может проявляться в следующих формах: физическая (сопровождаемая действиями – ударами, нападками, толканиями), словесная (оскорбительные слова, клички, иронические выражения) и экспрессивная, либо невербальная (оскорбительные жесты, саркастическая улыбка, презрительная гримаса).
2. При анализе психофизиологических особенностей подростков, подверженных агрессии, было отмечено, что агрессивные подростки, характеризуются некоторыми общими чертами. Эти черты включают в себя отсутствие энтузиазма, узость и нестабильность. Отмечается низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, воображение и слаборазвитые нравственные идеи. Они испытывают эмоциональную грубость и гнев как по отношению к своим сверстникам, так и по отношению к окружающим их взрослым.
3. С целью определения уровня развития агрессивности подростков, нами была проведено экспериментальное исследование, при помощи методик Басса-Дарки, а также методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.И. Ильин, П.А. Ковалев).
В ходе проведенного исследования нами было определено, что для подростков, в основном, характерными являются повышенный уровень агрессивности, что указывает на то, что есть необходимость в проведении конкретной формирующей работы.
После проведения формирующей работы, нами было проведено повторное исследование при помощи аналогичных методик. После проведения контрольного этапа мы видели, что формирующая работа оказала благотворное влияние на процесс снижения агрессивности подростков данной категории.
Результаты исследования могут быть полезны специалистам и исследователям, которые строят свою деятельность в рамках определения социально-психологических особенностей коррекции агрессивности подростков.
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. − СПб., 2008. − 378 c.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. − СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 570 с.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М. : Прогресс, 2004. – 485 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.-Воронеж, 2005. – 455 с.
5. Бэрон Р. Агрессия / Д. Ричардсон. – СПб.: Речь, 2007. – 350 с.
6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Просвещение, 2006. – 570 с.
7. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Просвещение, 2004. – 375 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М: Педагогика, 2006. – 388 с.
9. Колесникова Г.Н. Психологическое консультирование / Г.Н. Колесникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 283 с.
10. Масагутов Р.М. Детская и подростковая агрессия: от нормы до патологии / Р.М. Масагутов. – М.: Изд-во Омега-Л, 2006. – 159 с.
11. Можгинский Ю. Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика / Ю.Б. Можгинский. – М.: Издательство: Когито-Центр, 2006. – 115 с.
12. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 560 с.
13. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2005. – 450 с.
14. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2006. – 688 с.
15. Раис Филип Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: Учеб. пособие / Пер. с англ. А.М. Тимофеенко. – СПб.: Питер, 2006. – 656 с.
16. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности / А.А. Реан // Ананьевские чтения-97. – СПб. : Питер, 2004. – С. 13–16.
17. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 2006. – № 5. – С. 3–18.
18. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. – М.: Когито-Центр, 2003. – 230 с.
19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384 с.
20. Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект-Пресс, 2006. – 460 с.
21. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Под ред. Д.И. Фельдштейн. – М.: НПО МОДЭК, 2006. – 318 с.
22. Степанов В.Г. Психология трудных школьников / В.Г. Степанов. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
23. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 671 с.
24. Психология человека от рождения до смерти / А.М. Корнеев. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
25. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: МПСИ, Флинта, 2006. – 352 с.
26. Опросник Басса-Дарки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/37.html.
27. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Авторы Е. П. Ильин и П. А. Ковалев. – Режим доступа: https://nekrasovspb.ru/doc/18agressiv.pdf.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты