Особенности социального интеллекта у младших школьников с проблемами в поведении
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности социального интеллекта у младших школьников с проблемами в поведении»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Особенности социального интеллекта у младших школьников с проблемами в поведении
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Поделиться
Введение
1 Теоретический анализ особенностей социального интеллекта у младших школьников с проблемами в поведении
1.1 Понятие социального интеллекта в психологии
1.2 Развитие социального интеллекта в младшем школьном возрасте
1.3 Характеристика младших школьников с проблемами в поведении
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе происходящие социально-экономические перемены обострили проблему обезличивания личности при взаимодействии с социальной средой. Разрешение этой проблемы зависит от способности к активной социокультурной адаптации. Усвоение системы норм отношений к миру, друг другу, определяется проявлением такого свойства личности, как социальный интеллект. Развитие социального интеллекта происходит в ходе социализации.
Особый интерес представляет изучение особенностей социального интеллекта у младших школьников с проблемами в поведении. Период обучения в начальной школе рассматривается психологами как один из самых сложных периодов детства, поскольку в это время закладываются основы развития на следующих возрастных этапах, приходящихся на школьные годы. Здесь имеют значение не только общая тенденция академической успешности, но и характеристики эмоциональной и социальной сфер, составляющих фундамент личностного развития.
Успешная адаптация к школе и включение в процесс обучения требуют совершенствования когнитивных, эмоциональных и поведенческих составляющих социального интеллекта. Важным фактором, повышающим вероятность дезадаптации младшего школьника, выступает низкий уровень социального интеллекта.
В последние годы педагоги и родители наблюдают рост числа младших школьников с проблемами поведения, что проявляется в агрессивных поступках, асоциальных, конфликтных и деструктивных действиях, отсутствии интереса к учебе, негативизме по отношению к своих обязанностям и другим людям. Причины нарушений поведения у младших школьников имеют различную природу – внутреннюю и внешнюю. Нарушения поведения в младшем школьном возрасте возникают как результат социальной, экономической, экологической нестабильности общества, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля над поведением, чрезмерной занятости родителей, роста разводов.
Многие ученые раскрывают особенности проблемного поведения младших школьников (В. Г. Асеев, Е.М. Белаева, А.С. Белкин, Е.А. Горшкова, И.Н. Емельянова, Е.П. Ильин, У.Б. Брак, Г.В. Лаут, Н.А. Леонова, М.С. Неймарк, В.Э. Идиновский, В.Г.Сенько, Э.И. Шарапова и др.).
Феномен социального интеллекта получил широкое распространение среди зарубежных (Дж. Гилфорд, Дж. Кильстром, Н. Кэнтор и др.) и отечественных психологов (М.И. Бобнева, Е.С. Михайлова (Алешина), А.Л. Южанинова и др.).
Однако, проблема изучения особенностей социального интеллекта у младших школьников с проблемами в поведении в современной психологии остается недостаточно освещенной.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРОБЛЕМАМИ В ПОВЕДЕНИИ
1.1 Понятие социального интеллекта в психологии
Впервые понятие «социальный интеллект» было использовано в 1920 г. Э. Торндайком. Его исследования стали отправной точкой для многих других исследователей. С позиций автора, эмоциональный интеллект представляет собой совокупность способности добиваться успеха в межличностных ситуациях, умения управлять коммуникацией, вести себя мудро во взаимоотношениях. В качестве основной функции социального интеллекта подчеркивается осуществление прогноза собственного поведения и поведения окружающих людей [2, с. 12].
В 1937 г. изучением социального интеллекта стал заниматься Г. Олпорт, который определял социальный интеллект, как «особую способность верно выдвигать положения о мотивах поведения других, прогнозировать их модель поведения, устанавливать адекватные межличностные отношения и взаимодействия, формулировать суждения о возможных реакциях человека. Социальный интеллект обеспечивает гладкость и гармоничность в отношениях с людьми, продуктом, которого является социальное приспособление, а не глубина понимания» [23, с. 60].
В работах Дж. Гилфорда понятие социального интеллекта рассматривается через систему интеллектуальных способностей, которые независимы от общего интеллекта и связанных с восприятием информации поведенческого характера. С позиций автора, социальный интеллект содержит в себе 6 факторов, связанных с познанием поведения:
‒ познание элементов поведения ‒ способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения;
‒ познание классов поведения ‒ способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении;
‒ познание отношений поведения ‒ способность понимать отношения, существующие между единицами информации о поведении;
‒ познание систем поведения ‒ способность понимать логику развития целых ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях.
‒ познание преобразований поведения ‒ способность понимания исходного значения сходного поведения (вербального и невербального) в разных ситуационных контекстах;
‒ познание результатов поведения ‒ способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации [1, с. 125].
1.2 Развитие социального интеллекта в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст представляет собой возрастной этап, охватывающий период обучения детей в начальных классах школы с 6-7 до 10-11 лет. В этом возрасте происходит смена социальной ситуации развития, активное развитие эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности младшего школьника [20, с. 92].
В младшем школьном возрасте преобразовывается социальная ситуация развития. Так, ведущей деятельностью становится учебная деятельность, появляется социальный смысл учения, среди мотивов преобладает мотивация достижения; изменяется референтная группа, распорядок дня; формируется новая внутренняя позиция; преобразовывается система взаимоотношений ребенка с другими людьми. Ребенок младшего школьного возраста занимает особое положение в системе принятых в конкретном обществе отношений. К началу школьного обучения у детей активизируется процесс сознательного усвоения норм поведения, прав и обязанностей, тех нормативных знаний и нравственных чувств, которые возникают под влиянием оценки со стороны взрослого [20 с. 104].
Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте становится учебная, которая открывает возможности развития интеллектуальной и эмоциональной сферы личности, развития ее творческих способностей. В младшем школьном возрасте эмоционально-волевое и мотивационное развитие характеризуется: увеличением сдержанности и осознанности в проявлении эмоций, изменением общего характера эмоций – их содержательной стороны, их устойчивости; эмоциональной стабильностью; появлением устойчивого интереса к конкретному виду деятельности, формированием соответствующего познавательного мотива; мотивы приобретают характер обобщенных намерений, начинают осознаваться» [9, с. 114].
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное когнитивное развитие - развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, мышление, развитие познавательной и интеллектуальной деятельности. Развитие когнитивных способностей младшего школьника зависят от его воспитания, от интеллектуального развития, от того, как и где он познает мир, в какой социальной среде (семье) он проживает [4, с. 163].
Ребенок младшего школьного возраста любознателен по своей природе, ему интересно познавать окружающий мир и создавать собственную картину этого мира. Ребенок в этом возрасте - экспериментатор, он лично устанавливает причинно-следственные связи и зависимости на основе оперирования знаниями, а при возникающих задачах, решает их, возможно и умственно, реально примеряясь и пробуя. Ребенок в своем воображении представляет реальную ситуацию и как бы действует в ней [20, с. 96].
1.3 Характеристика младших школьников с проблемами в поведении
При рассмотрении проблемного поведения в младшем школьном возрасте многие учёные используют термин «отклоняющееся» или «девиантное» поведение. По мнению Е.В. Змановской, девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, сопровождающееся социальной дезадаптацией [8, с. 93].
По мнению ученых (М.Э. Вайнер, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева, И.А. Фурманов и др.), девиантное (отклоняющееся) поведение детей может быть обусловлено рядом факторов:
– особенностями индивидных, в том числе нейродинамических, свойств ребенка: нестабильностью психических процессов, психомоторной заторможенностью (или расторможенностью);
– неправильным воспитанием (гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция и др.);
– особенностями восприятия и интерпретации ребенком тех или иных действий родителя (если ребенок оценивает действия родителя в качестве препятствия к удовлетворению актуальных потребностей, возникает нарушение поведения);
– неадекватным (защитным) реагированием ребенка на те или иные затруднения школьной жизни или неудовлетворяющий ребенка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
– педагогическими ошибками учителей;
– стрессовыми ситуациями в семейном социуме [19, с. 140].
Проблемное поведение находит свое проявление в различных социально-психологических деструктивных формах (пассивно-социальных, асоциальных и антисоциальных). Отклонения в поведении школьников выражаются не только как негативные поведенческие проявления в виде вредных привычек, но и преддевиаций в форме агрессивности, непослушания, гиперактивного поведения, неподчинения требованиям взрослых, игнорирование групповых норм и др.
По мнению М.Э. Вайнер, типичными нарушениями поведения детей являются:
– агрессивное поведение (физическая, вербальная агрессия);
– гиперактивное поведение (повышенная потребность в движении, обусловленная преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка);
– демонстративное поведение (намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения; варианты такого поведения: детское кривляние, капризы, сопровождающиеся внешними проявлениями раздраженности);
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ проблемы особенностей социального интеллекта у младших школьников с проблемами в поведении позволяет сделать следующие выводы:
Социальный интеллект – это совокупность способностей понимать самого себя, окружающих людей, выстраивать с ними благоприятные взаимоотношения, успешно адаптироваться в обществе. Социальный интеллект отличается от общего интеллекта и рассматривается как сложное структурное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Социальные интеллект включает когнитивную составляющую (систему знаний и представлений о социальной действительности, развитые способности к познанию себя и окружающих), эмоциональную (умение управлять собственными и чужими эмоциональными реакциями, и состояниями), и поведенческую составляющую (навыки социального взаимодействия).
Младший школьный возраст является особенно значимым для социального интеллекта. Именно в данном возрасте возникают физиологические и психологические предпосылки для его становления: развитие когнитивных, эмоциональных способностей, самоконтроля поведения, развитие навыков взаимодействия с другим людьми. Высокий уровень социального интеллекта в младшем школьном возрасте повышает успешность адаптации к изменившимся условиям, оставаясь при этом снисходительными в отношениях с другими людьми, способными выстраивать продуктивное общение.
1. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И.Н. Андреева. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с.
2. Базарсадаева, Э.Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта / Э.Ж. Базарсадаева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – № 5. – С. 11-18.
3. Вайнер, М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников / М.Э. Вайнер. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 364 с.
4. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста / О.О. Гонина. – Москва: Наука, 2014. – 271 с.
5. Горшкова, Е А. Помощь «трудным» детям / Е А. Горшкова – СПб.: Речь, 2013. – 47 с.
6. Егоренко, Т.А. Проблема психолого-педагогической адаптации детей к образовательному пространству / Т.А. Егоренко, О.С. Безрукавный // Современная зарубежная психология. – 2016. – Т. 5, № 3. – С. 59–65.
7. Емельянова, И.В. Особенности развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте / И.В. Емельянова, И.Ю. Кулагина // Психолого-педагогические исследования. – 2020. – Том 12, № 2. – С. 91–107.
8. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская,. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
9. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – Москва : Академия, 2004. – 288 с.
10. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2007. – 783 с.
11. Карева, А.В. Когнитивный подход к развитию социального интеллекта студентов вуза / А.В. Карева // Когнитивные исследования в образовании : материалы научно-практической конференции. – 2019. – С. 81-83.
12. Клейберг, Ю. А Психология девиантного поведения / Ю. А. Клейберг. – М. : ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. – 160 с.
13.Кудинова, И.Б. Социальный интеллект как предмет исследования / И. . Кудинова, И С. Вотчин // Сибирский педагогический журнал. – 2005. – № 2. – С. 132-142.
14. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001 – 542 с.
15. Кухтерина, Г.В. Роль индивидуально-личностных особенностей младших школьников в детерминации их поведенческих трудностей: автореф. дис. … канд. психол. наук / Г.В. Кухтерина. – Москва, 2002. – 26 с.
16. Лобанов, А.П. Социальный интеллект: проблемы исследования и диагностики / сост. А.П. Лобанов, О.Н. Кунгурцева / под ред. А. П. Лобанова. – Минск: БГПУ, 2003. – 46 с.
17. Михайлова, Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Руководство по использованию / Е.С. Михайлова. – СПб.: Иматон, 1996. – 50 с.
18. Николаевский, Р.П. Развитие социального интеллекта в студенческом возрасте / Р.П. Николаевский // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 5. – С. 81-84.
19. Ничишина, Т.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье: пособие для педагогов / Т.В. Ничишина. – Минск: Национальный институт образования. – 2018. – 248 с.
20. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 460 с.
21. Савенков, А. И. Структура социального интеллекта / А. И. Савенков // Современная зарубежная психология. – 2018. – № 2. – С. 7–15.
22. Семенов, В.Ю. Возрастно-половые особенности социоэмоционального интеллекта младших школьников и подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук / В.Ю. Семенов. – СПб., 2016. – 22 с.
23. Собирова, Д. А. Социальный интеллект как инструмент коммуникативного и организационного взаимодействия / Д. А. Собирова Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2014. – № 2. – С. 59-66.
24. Ушаков, Д. В. Социальный интеллект и его измерение / Д. В. Ушаков // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 141–160.
25. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая профилактика преддевиантного поведения у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н. П. Фетискин. – Режим доступа: http://psysta.ru/category/avtor/np-fetiskin.
26. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.
27. Шилова, Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. Практическое пособие / Т. А. Шилова – М.: Айрис-Пресс, 2014. – 176 с.
28. Шумилова, Е.С. Проблема агрессивного поведения обучающихся младшего школьного возраста / Е.С. Шумилова // Актуальные проблемы социогуманитарного образования. – Екатеринбург, 2017. – С. 131-137.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты