Взаимосвязь самооценки и межличностных отношений в подростковом возрасте
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь самооценки и межличностных отношений в подростковом возрасте»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь самооценки и межличностных отношений в подростковом возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводные таблицы результатов исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Статистическая обработка данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Статистическая обработка данных.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ САМООЦЕНКИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Теоретические и методологические подходы к изучению понятия «самооценка»
1.2. Понятие межличностных отношений в психологии
1.3. Самооценка и межличностные отношения в подростковом возрасте
Выводы по главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования взаимосвязи самооценки и межличностных отношений у подростков
2.3. Рекомендации психологу по работе с подростками со сниженной самооценкой
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования. Во всех сферах деятельности на первый план выступают межличностные отношения, которые придается большое значение в жизни человека. Межличностные отношения трансформируются посредством различных детерминант – возраста, личностных особенностей, профессиональных предпочтений, социокультурных изменений. Благодаря отношениям с другими людьми осуществляется гармоничное развитие личности, благоприятная социализация.
Особое значение межличностным отношениям придается в подростковом возрасте. Это связано с тем, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. В подростковом возрасте общение с окружающими является наиболее важной стороной жизни. Общение – один из существенных факторов сложного процесса социальной детерминации поведения человека. Оно является одним из важнейших условий формирования сознания и самосознания личности.
Чувство взрослости у подростков как новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, ее структурным центром, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и миру. Оно также определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний, выражается в восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и система взаимоотношений с окружающими людьми на разных этапах своей жизни. Поэтому межличностные отношения подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием личностного развития.
В подростковом возрасте актуализируется потребность в общении со сверстниками, а складывающиеся взаимоотношения с ними определяют его эмоциональное благополучие. На построение отношений с другими людьми может оказывать влияние уровень и характер самооценки.
Поведение подростка регулируется самооценкой. При этом, самооценка подростка формируется под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего, ближайших взрослых и сверстников, семьи, а также в процессе собственной деятельности подростка и самостоятельной оценки ее результатов. Завышенная самооценка, склонность переоценивать себя может привести к конфликтам с окружающими. Она порождает такие качества, как обидчивость, подозрительность и даже агрессивность. Заниженная самооценка личности, напротив, может сформировать чувство неуверенности, тревожности, привести к безынициативности.
Феномен самооценки является одной из наиболее разработанных проблем современной психологии.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ САМООЦЕНКИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Теоретические и методологические подходы к изучению понятия «самооценка»
В зарубежной и отечественной психологии существуют разные подходы к изучению самооценки. В зарубежной психологии самооценка обычно рассматривается в структуре Я-концепции, под которой понимается совокупность всех представлений индивида о себе, тесно связанной с их оценкой. По мнению Р. Бернса, в содержание «Я-концепции» входят такие компоненты как: образ «Я» – совокупность представлений и мнений индивида о самом себе; самооценка – аффективная оценка образа «Я», которая может различаться по интенсивности, выражающая принятие или осуждение; потенциальная поведенческая реакция, под которой понимаются те конкретные действия, которые могут быть вызваны и обусловлены образом «Я» и самооценкой [7, с. 335].
По мнению Р. Бернса, важная роль в формировании самооценки принадлежит сопоставлению образа реального «Я» с образом идеального «Я». Тот, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ «Я», имеет высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, чаще всего, будет низкой [7, с. 338].
В гуманистическом направлении А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс придерживались мнения о том, что образ, который складывается у индивида о самом себе, может быть неполным и искаженным. Мнения других людей, усвоенные в детстве представления, собственные притязания в совокупности при определенных условиях образуют картину, которая не совпадает с объективной структурой личности. Преобразование этой картины для достижения адекватной самооценки возможно путем изменения реальной системы отношений, где она сформировалась, а именно изменения социальной позиции личности, системы ее взаимоотношений с окружающими людьми, характера ее деятельности [12, с. 73].
Зарубежные психологи рассматривают самооценку в качестве механизма, который обеспечивает согласованность притязаний личности по отношению к самой себе и выдвижение требования к внешним факторам, в качестве функции целостности личности и взаимосвязан с аффективно-потребностной сферой человека. У. Джеймс также рассматривал самооценку в структуре Я-концепции. Под понятием «Я-концепция» ученый понимал совокупность установок на самого себя, которые выражают единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: выявить взаимосвязь самооценки и межличностных отношений в подростковом возрасте.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение самооценки и межличностных отношений в подростковом возрасте с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 16 г. Могилева. В исследовании принимали участие 40 учащихся 8-9 классов в возрасте 14-15 лет.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует взаимосвязь самооценки и межличностных отношений в подростковом возрасте.
Методики исследования:
1. Методика изучения самооценки качеств личности Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан [23].
Цель методики: изучение самооценки качеств личности; выявление уровня самооценки по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность).
Методика представляет собой 7 шкал, на которых испытуемый отмечает свое положения от 0 до 10.
Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина – едва заметной точкой.
Уровень самооценки:
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литератур показал, что зарубежные психологи рассматривают самооценку в качестве механизма, который обеспечивает согласованность притязаний личности по отношению к самой себе и выдвижение требования к внешним факторам, в качестве функции целостности личности и взаимосвязан с аффективно-потребностной сферой человека. Отечественными психологами самооценка рассматривается как компонент самосознания, то есть оценка личностью самой себя, физических возможностей, умственных способностей, мотивации, целеполагания, отношения к окружающему миру, к окружающим людям и самой себе. Самооценка представляет собой оценку личностью самой себя, своих возможностей, личностных качеств, «образа Я» среди окружающих людей, механизмом которой выступает рефлексия, позволяющая индивиду наблюдать за различными элементами «Я».
На феномен межличностных отношений в психологии существуют различные взгляды. В отечественной психологии понятие межличностных отношений в психологии рассматривается в качестве взаимодействия, которое основано на эмоциональных связях, реализуется через проявление оценочных суждений, эмоциональных переживаний и определенного поведения. Межличностные отношения в зарубежной психологии рассматриваются как взаимодействие, обладающее характеристиками взаимозависимого поведения, взаимного ожидания, привлекательности партнера по общению, взаимной оценки взаимодействия и удовлетворенностью ими. Межличностные отношения – это субъективные связи, которые возникают вследствие их непосредственного взаимодействия и сопровождаются эмоциональными и другими переживаниями людей.
В подростковом возрасте происходит интенсивное развитие самосознания, чувства взрослости, рефлексия, повышаются потребности в общении и самоутверждении. Проблема межличностных отношений относится к числу первостепенных – общение со сверстниками занимает важно место в жизни подростка. В подростковом возрасте самооценка регулирует поведение подростка, формирование которой происходит в ходе общения с окружающими людьми, большое влияние оказывает общение со сверстниками. Становление самооценки в подростковом возрасте является одним и факторов развития межличностных отношений подростка.
В результате проведенного эмпирического исследования было установлено, большая часть подростков имеют завышенный уровень самооценки и завышенный уровень притязаний. Подростки недостаточно объективно оценивают свои способности, они обладают уверенностью в себе и своих способностях, убежденностью в возможности достигнуть собственными усилиями значительных успехов в различных видах деятельности. Они имеют высокие притязания, стремятся к достижению большего.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – Москва : Юрайт, 2010. – 563 с.
2. Ананьев, Б. Г. Проблемы возрастной психологии / Б. Г. Ананьев. – Москва : Директ Медиа Паблишинг, 2008. – 462 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – Москва : Академия, 2004. – 375 с.
4. Андронова, Е. И. Проблема компонентов, характеристики и основных типов самосознания в психологии / Е. И. Андронова // Вестник Томского гос. университета. – 2007. – № 305. – С. 149–153.
5. Арендачук, И. В. Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков / И. В. Арендчук // Известия Саратовского ун-та. – 2017. – № 1. – С. 356-360.
6. Белик, А. А. Теория «Я» Дж. Г. Мида и психологическая антропология / А. А. Белик // Социальная психология и общество. – 2011. – Том 2, № 1. – С. 31–43.
7. Бернс, Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2003. – С. 333–393.
8. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. – Москва : Просвещение, 2001. – 200 с.
9. Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией / Л. В. Бороздина // Вестник Московского университета. – 2011. № 1. – С. 54-66.
10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – Москва : Педагогика- Пресс, 2006. – 536 с.
11. Выготский, Л. С. Сознание как проблема психологии поведения / Л. С. Выготский. – Москва : Союз, 2009. – 1008 с.
12. Гайфулин, А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А. В. Гайфулин // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 73–75.
13. Грива, О. В. Межличностная аттракция и ее детерминирующие факторы / О. В. Грива // Современная психология : материалы науч. конференции. – Пермь, 2014. – С. 23–25.
14. Духновский, С. В. Особенности дисгармонии в различных формах межличностных отношений / С. В. Духновский // Вестник Ленинградского гос. ун-та. – 2012. – № 2. – С. 60–68.
15. Жажина, О. С. Диагностика стадий межличностных отношений подростков в учебной группе / О. С. Жажина // Вестник Самарской гум. Академии. – 2012. – № 1. – С. 41–47.
16. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 465 с.
17. Королева, А. Ф. Актуальные проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте / А. Ф. Королева, Н. С. Королева // Новая наука: проблемы и перспективы. – 2016. – № 3. – С. 68-70.
18. Крысько, В. Г. Социальная психология: курс лекций / В.Г. Крысько. – Москва : Омега-Л, 2006. – 352 с.
19. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И. Ю Кулагина. – Москва : Смысл, 2002. – 182 с.
20. Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.А. Казаринова, В.М. Погольша. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 544 с.
21. Макаров, В.К. Особенности самосознания подростков / В.К. Макаров, Е.А. Борисова // Вестник СПбГУ. – 2008. – № 2. – С. 71-79.
22. Методика «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Т. Лири // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 125-129.
23. Методика изучения самооценки качеств личности Т. В. Дембо – С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан // Энциклопедия психодиагностики. Диагностика детей / под редакцией Д.Я. Райгородского, Самара : Бахрах-М., 2007. – С. 255-259.
24. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – Москва : Академия, 2008. – 456 с.
25. Педагогические игротехники: копилка методов и упражнений / Л. С. Кожуховская [и др.] ; под общ. ред. Л. С. Кожуховской. – Минск : Изд. центр БГУ, 2010. - 233 с.
26. Серкова, А. М. Психолого-педагогическая коррекция самооценки старших подростков / А. М. Серкова // Концепт. – 2015. – № 1. – С. 1-7.
27. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Бубнова. – М. : Юрайт, 2013. – 367 с.
28. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – 544 с.
29. Юхновец, Т. И. Тренинг профессионально-личностного роста психолога : учебно-методическое пособие / В. И. Слепкова, Н. И. Олифирович, Т. И. Юхновец и др. – Минск : БГПУ, 2001. – 76 с.
30. Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию / В. А. Янчук. – Минск : АСАР, 2005. – 463 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводные таблицы результатов исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Статистическая обработка данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Статистическая обработка данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты