Особенности памяти у детей дошкольного возраста
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности памяти у детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Детская психология»
2021
45.00 BYN
Особенности памяти у детей дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Детская психология
Организация: Жемчужненский ясли-сад, ГУО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 41.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Узнай фигуры».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Запомни рисунки».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «10 слов».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты дошкольников по психодиагностическим методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты статистической обработки данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Запомни рисунки».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «10 слов».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты дошкольников по психодиагностическим методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты статистической обработки данных.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «памяти» в современной психологии, память в научных теориях
1.2 Виды памяти и процессы памяти
1.3 Развитие памяти
1.4 Специфика памяти в дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ полученных результатов исследования
2.3 Методические рекомендации по развитию памяти у детей дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Изучение проблемы особенностей памяти в дошкольном возрасте имеет важное научное значение, поскольку изучаемый возрастной период является важным этапом в развитии данного психического процесса. Кроме того, по уровню развития памяти и других высших психических функций судят о степени психологической готовности ребенка к обучению в школе. Педагоги дошкольных учреждений довольно часто сталкиваются с проблемами недостаточно высокого уровня развития памяти у детей. Это проявляется в отсутствии способности к длительному сохранению изучаемого материала, проблемами при запоминании, трудностями при заучивании стихотворений и др. В связи с этим актуальной является диагностика развития памяти у дошкольников для выявления отклонений в развитии памяти и выбора наиболее оптимальных методов развития памяти. Анализ психологических особенностей памяти у детей дошкольного возраста представляется нам важной проблемой, поскольку позволяет изучить специфику развития памяти, особенности нарушения мнемических процессов у детей, а также проанализировать существующие методы развития памяти.
Исследованием проблемы развития памяти в дошкольном возрасте занимались такие учёные, как Л.С. Выготский, Т.П. Зинченко, И.А. Корсаков, А.Н. Леонтьев, и др. Данные ученые указывают на то, что с изменением возрастной ступени изменяется не только и не столько структура самой функции, которая обозначается как память, сколько изменяется характер функций, с помощью которых происходит запоминание, изменяется межфункциональное отношение, связывающее память с другими функциями. Современные исследования памяти проводятся в основном представителями когнитивной психологии. Один из основных принципов этого направления – идея о неразрывной связи всех психических процессов, представляющих собой единую когнитивную (познавательную) сферу человека.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие и теории «памяти» в современной психологии
Анализ научной литературы по проблеме памяти и мнемических процессов показал, что к настоящему времени большинство ученых не пришли к единому мнению в определении понятия «память». Среди отдельных зарубежных ученых [10; 11] доминируют представления о памяти как о процессе образования ассоциаций между впечатлениями, непосредственно следующими друг за другом. Некоторые отечественные ученые [8; 13; 22], определяют память через понятие психического отражения, непосредственно связанного с процессами запечатления, сохранения, воспроизведения и переработки человеком разнообразной информации. Отдельные авторы [15; 21], определяют память через способность фиксировать факт взаимодействия со средой, сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении и в практической деятельности.
Обобщив определения понятия «память» можно сформулировать следующее обобщенное определение: память представляет собой форму психического отражения, которая заключается в закреплении, хранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, позволяющая сделать возможным повторное использование опыта в деятельности или осуществить возвращение его в сферу сознания.
Память – это наша способность кодировать, хранить, сохранять и впоследствии вспоминать информацию и прошлый опыт. В общих чертах это можно рассматривать как использование прошлого опыта для воздействия или влияния на текущее поведение. Память – это совокупность того, что мы помним, и она дает нам возможность учиться и адаптироваться из предыдущего опыта, а также строить отношения.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: выявить особенности памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Выборку исследования составили 40 детей в возрасте 5-6 лет, из них 20 мальчиков и 20 девочек.
Исследование проходило в несколько этапов:
1) на первом этапе были проведены психодиагностические методики с целью выявления актуального уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста;
2) на втором этапе, на основании данных исследования была проведена количественная обработка данных по психодиагностическим методикам;
3) на третьем этапе были разработаны рекомендации по развитию памяти у детей дошкольного возраста.
Для диагностики особенностей развития различных видов и процессов памяти детей старшего дошкольного возраста применялись следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Узнай фигуры» (приложение А). Эта методика предназначена для диагностики такого процесса памяти, как узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения. В методике детям предлагаются картинки в сопровождении следующей инструкции: «Перед тобой 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования свидетельствуют о достижении цели и решении поставленных задач:
1. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Были рассмотрены концепции зарубежных и отечественных ученых, раскрывающих сущность данного психического процесса.
2. Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. Память включает ряд процессов: запечатление (запоминание), сохранение, забывание, восстановление (воспроизведение) информации.
3. Рассмотрены особенности развития памяти. С возрастом структура мнемической деятельности усложняется: непосредственное и непроизвольное запоминание перерастает в сложную, сознательно регулируемую деятельность, опирающуюся на все более и более сложные способы переработки запоминаемого материала, т. е. основные качественные изменения в памяти ребенка детского возраста заключаются в постепенном переходе от ее непроизвольных форм к произвольным.
4. Обозначена специфика памяти в дошкольном возрасте и подобраны методические рекомендации по развитию памяти у детей дошкольного возраста. Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания.
1. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М. : Изд-во Ось-89, 2009. – 272 с.
2. Аткинсон, Р. Человеческая память: системы памяти и процессы управления / Р. Аткинсон, Р. Шифрин // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенреитер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 1998. – С. 517-546.
3. Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие дошкольников / Н.В.Бабкина. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 80 с.
4. Бэддели, А. Ваша память / А. Бэддели. – М.: ЭКСМО-пресс, 2001. – 165 с.
5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 Т. / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1989. – Т.2: Проблемы общей психологии 504 с.
6. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: МГУ, 1976. – 320 с.
7. Гладкая, В. В. Принципы, определяющие методику проведения коррекционных занятий / В. В. Гладкая // Спецыяльная адукацыя. – 2009. – №4. – С.3540.
8. Зинченко, Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т. П. Зинченко. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.
9. Истомина, З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников / З.М. Истомина // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенреитер, В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – 816 с.
10. Когнитивная психология / Под ред X. Гейвин. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.
11. Когнитивная психология памяти / Под ред. У.Найсера, А.Хаймен. – М.: Олма-Пресс, 2005. – 332 с.
12. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. – СПб.: Питер, 2004. – 480 с.
13. Корсаков, И.А. Экспериментальное изучение индивидуальных особенностей памяти / И.А. Корсаков // Журнал практического психолога. – 2000. – № 2. – С.46-54.
14. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 2. 412 с.
15. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / А.Р. Лурия. – М.: Эйдос, 2019. – 88 с.
16. Ляудис, В. Я. Память в процессе развития / В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – 255 с.
17. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития / Н. А. Менчинская. – М.: МПСИ, 2004. – 512 с.
18. Морозова, Н. Г. Память и развитие познавательных интересов детей / Н. Г. Морозова // Семья и школа. – 2014. – № 9. – С.34-41.
19. Набатникова, А. Н. Формирование памяти у дошкольников в различных видах деятельности / А. Н. Набатникова // Вопросы психологии познавательной деятельности. – М.: Просвещение, 1991. – 201 с.
20. Немов, Р. С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 3 : Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики - 640 с.
21. Психология / Под общей ред. В.Н. Дружини¬на. – СПб.: Питер, 2007. – 656 с.
22. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 618 с.
23. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А.В. Семенович. – М.: Академия, 2002. – 180 с.
24. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2001. – 350 с.
25. Славина, Л.С. Методы формирования памяти у детей / Л.С. Славина // Возрастная и педагогическая психология: сборник научных статей / Сост. И.В.Дубровина, А. М. Прихожан, В.В.Зацепин. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – 422 с.
26. Удалова, З. Программа курса коррекционных занятий для детей / З. Удалова // Коррекционная педагогика. – 2015. – № 3. – С. 1536.
27. Хомская, Е. Д. Нейропсихология / Е.Д. Хомская. – СПб.: Питер, 2005. – 496 с.
28. Экспериментальная психология: Сб. стат. / Общ. ред. А. Н. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1973. – 343 с.
29. Ярчак, М. Ц. Памяць: энергетычны падыход / М.Ц. Ярчак // Псiхалогiя. – 2012. – № 3. – С. 7077.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 41.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Узнай фигуры».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Запомни рисунки».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «10 слов».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты дошкольников по психодиагностическим методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты статистической обработки данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Запомни рисунки».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «10 слов».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты дошкольников по психодиагностическим методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты статистической обработки данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты