Особенности индивидуального подхода к воспитанникам среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры
МКП (Минский колледж предпринимательства)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности индивидуального подхода к воспитанникам среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Особенности индивидуального подхода к воспитанникам среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Ясли-сад №56, ГУО (г. Минска)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты диагностики детей среднего дошкольного возраста с использованием методики «Сложи (разрезная картинка)» Е.А. Стребелевой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты диагностики детей среднего дошкольного возраста с использованием методики «Вопрошайка» М. Б. Шумаковой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Комплекс сюжетно-ролевых игр для ребенка среднего дошкольного возраста с использованием индивидуального подхода.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
1.1. Индивидуальный подход в учебно-воспитательном процессе: сущность, критерии, этапы реализации
1.2. Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка дошкольного возраста
1.3. Специфика организации индивидуального подхода в процессе сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
2.1. Организация и методики исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3. Реализация системы работы на основе индивидуального подхода в воспитании детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В процессе построения гражданского общества, образование выступает в качестве ведущей социальной деятельности, обеспечивающей развитие индивидуальности человека в условиях изменяющегося мира, рост человеческого потенциала как важнейшего условия конкурентоспособности страны. Сегодня в системе дошкольного образования проявляются и оформляются новые тенденции: открытость и вариативность образовательных моделей, индивидуализация образования детей.
Современное общество выдвигает перед образованием задачи воспитания творчески мыслящей личности, способной находить решение в разнообразных жизненных и профессиональных ситуациях. В этой связи усилилась необходимость использовать в процессе воспитания эффективные приемы и методы. При традиционном подходе к воспитанию и образовании практически не учитывались индивидуальные особенности воспитанников, поэтому не было возможности уделять внимание каждому ребенку в отдельности. Применение же нетрадиционных приемов воспитания и обучения создает условия для осуществления индивидуального подхода в образовательном и воспитательном процессе.
Развитие индивидуальности является основой для формирования восприятия окружающей действительности, глубокого усвоения знаний, умений и навыков, практического их применения. Поэтому, воспитание личностных качеств помогает расширить культурный и духовный мир ученика, облегчает вступление в коммуникативные отношения. В функции же воспитателя учреждения дошкольного образования входит педагогическое управление данными процессами, то есть он должен оптимально использовать разные формы информации, установить сотрудничество с каждым воспитанником, представлять материал, ориентируясь на индивидуальные особенности ребенка.
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
1.1 Индивидуальный подход в учебно-воспитательном процессе: сущность, критерии, этапы реализации
Гуманизация образования, ориентированного на самого человека как высшую ценность – ключевой момент нового педагогического мышления. Основным смыслом педагогического процесса становится развитие воспитанника, проявляемое еще с дошкольного возраста уважение к его личности, интересов, индивидуальных особенностей. Необходимым условием эффективности педагогического процесса является индивидуальный подход к учащимся.
Индивидуальность – своеобразность черт отдельного учащегося, сумма лишь ему присущих качеств. В психологии проблема индивидуальности указывается в связи с цельной особенностью отдельного человека в разнообразии его желаний, интеллекта, интересов, качеств перцептивных процессов, мотивов, мыслей, настроений, переживаний, привычек, потребностей, проявлений воли, склонностей, способностей, чувств и других качеств. В их конкретном сочетании развивается целостная уникальная структура переживающей и действующей отдельной личности [11, с. 214].
Индивидуальный подход позволяет повышать эффективность обучения, что давно замечено в практической деятельности педагогов и воспитателей. Эта особенность педагогического процесса нашла отображение в принципе индивидуализации развития детей в процессе обучения.
Индивидуальный подход – это не разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, осуществляться в определенной последовательности, как непрерывный, четко организованный процесс, поэтому считаем необходимым выяснить основы индивидуального подхода и раскрыть значения терминов «индивидуальность» «индивидуализация» и «индивидуальный подход».
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
2.1 Организация и методики исследования
Экспериментальное исследование в рамках темы представленной курсовой работы проводилось на базе ГУО «Ясли-сад 56 г. Минска», в исследовании приняли участие воспитанники старшей группы в количестве 22 человек.
Проведенный нами анализ научно-теоретической основы понятия и организации индивидуального подхода к детям дошкольного возраста, позволил нам сделать выводы о том, что успешную реализацию индивидуального подхода учебно-воспитательного процесса обуславливает учет психолого-педагогических особенностей каждого из воспитанников. Большое значение для педагога имеет знание особенностей познавательной деятельности детей, склонность и интересы, а также умение ребенком поддерживать благожелательных контактов с окружающими. Таким образом, при индивидуальном подходе мы учитываем уровень развития дошкольникам: уровень развития интереса к познавательным задачам, работоспособности и интеграции.
Цель исследования: изучение аспектов реализации индивидуального подхода в воспитании и обучении детей среднего дошкольного возраста.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
– диагностировать уровень развития интереса дошкольников к познавательным задачам;
– выявить исходный уровень развития познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста.
Для решения первой задачи была применена методика «Сложи (разрезная картинка)» Е.А. Стребелевой [15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Индивидуальный подход рассматривается нами как такой подход, который в наибольшей степени учитывает индивидуальные особенности индивида (биологические, социальные, психологические, духовные). Применение индивидуального подхода в воспитательном процессе повышает активность учащихся, способствует развитию их познавательных интересов, улучшению качества успеваемости, обретению нравственной зрелости. Решение задач совершенствования учебно-воспитательной работы школы требует усиления индивидуального подхода к учащимся с учетом их потребностей, интересов, ценностных ориентацией, знаний и умений.
Игра – самый доступный для детей вид деятельности, а также способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре четко проявляются все особенности интеллекта и воображения каждого ребенка, его эмоциональность, активность, а также развивающаяся потребность в общении. Именно играя, дети учатся применять свои полученные знания и умения на практике, и пользоваться ими в различных условиях. Сюжетно-ролевая игра имеет огромное образовательное значение, она очень тесно связана с обучением на занятиях и с наблюдениями повседневной жизни. Дети учатся решать самостоятельно различные игровые задачи, и при этом находить наилучший способ осуществления задуманного, а также пользоваться своими знаниями, выражать их словом.
В дошкольном детстве ребенок имеет наибольшую возможность развития именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности. В сюжетно-ролевой игре возникают и дифференцируются новые виды деятельности, среди которых учение, которое готовит переход ребенка к следующей стадии развития – этапу младшего школьного возраста. Четкое, грамотное, психологически и педагогически обоснованное, систематически последовательное руководство педагогом игровой деятельностью способствует этому процессу.
1. Асомиддинов, М.М. Основы применения индивидуального и компетентностного подходов в моделировании учебного процесса / М.М. Асомиддинов / Вестник Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава. – 2017. – № 1-4. – С. 101–105.
2. Бондаревская, Е.В. Смысл и стратегии личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 2001. – №1. – С.17-24.
3. Верцинская, Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися / Н.Н. Верцинская. – Минск: Нар. асвета, 2003. – C. 124–132.
4.Волина, В.В. Учимся, играя / В. В. Волин. – М.: Новая школа, 2011. – С. 112-114.
5. Дубова, И.А. Индивидуальный подход к организации игровой деятельности старших дошкольников // Молодой ученый. – 2016. – №20. – С. 682-684. – URL https://moluch.ru/archive/124/34269.
6. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М.: Педагогика, 2011. – 261 с.
7. Емельянова, Л.А. Как усилить индивидуальный подход: возможности школы / Л.А. Емельянова, О.А. Семиздралова // Народное образование. – 2014. – № 3. – С. 129–134.
8. Емельянова, Л.А. Пути обеспечения индивидуального подхода в условиях школы / Л.А. Емельянова, О.А. Семиздралова // Воспитательная работа в школе. – 2014. – № 4. – С. 122–130.
9. Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя детского сада / Я.И. Ковальчук. – М.: Просвещение, 2009. – 238 с.
10. Красношлык, З.П. Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / З.П. Красношлык // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. – С. 32-34.
11. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. Институтов и слушателей ИПК и ФПК.-4-е изд., перераб. и доп. / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт-Издат,2003. – 607 с.
12. Найн, А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике / А.Я. Найн. – Челябинск: УралГАФК, 2006. – 144 с.
13. Новоселова, С.Л. О новой классификации детских игр / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 3. – С. 84-87.
14. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 2008. – 223 с.
15. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005. – С. 145–146.
16. Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников: на основе анализа их самостоятельной деятельности / Е.С. Рабунский. – Изд.: Педагогика, 2005. – 184 с.
17. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / В.С. Селиванов. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
18. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности / И.С. Сергеев. – СПб.: Питер, 2004. – С. 113–189.
19. Синицына, И.А. Психологические основы процесса изучения иностранного языка и реализация принципа индивидуального подхода / И.А. Синицына // Педагогические науки. – 2015. – № 3. – С. 35–36.
20. Способы активизации учебно-познавательной деятельности школьников через их ценностные ориентиры: методические рекомендации / сост. И.В. Шманева. – Магнитогорск: МГПИ, 2006. – 24 с.
21. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2004. – 164 с.
22. Унт, И. Индивидуализация и дифференциация в обучении / И. Унт. – М.: Педагогика. – 1990. – С. 158–161.
23. Формы внеклассной воспитательной работы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.p-lib.ru.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты диагностики детей среднего дошкольного возраста с использованием методики «Сложи (разрезная картинка)» Е.А. Стребелевой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты диагностики детей среднего дошкольного возраста с использованием методики «Вопрошайка» М. Б. Шумаковой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Комплекс сюжетно-ролевых игр для ребенка среднего дошкольного возраста с использованием индивидуального подхода.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты