Проектирование развития сюжетно-ролевой игры воспитанников старшего дошкольного возраста
МКП (Минский колледж предпринимательства)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Проектирование развития сюжетно-ролевой игры воспитанников старшего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Проектирование развития сюжетно-ролевой игры воспитанников старшего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Ясли-сад № 138, ГУО (г. Минска)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Первичные результаты исследования особенностей игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста первой группы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Первичные результаты исследования уровня развития игровых умений у мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста первой группы.
Сюжетно-ролевая игра «В кругу семьи».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Сюжетно-ролевая игра «В кругу семьи».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Первичные результаты исследования уровня развития игровых умений у мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста первой группы.
Сюжетно-ролевая игра «В кругу семьи».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Сюжетно-ролевая игра «В кругу семьи».
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проектирования сюжетно-ролевой игры воспитанников дошкольного возраста
1.1. Сущность «проектирования» в психолого-педагогической деятельности
1.2. Особенности применения сюжетно-ролевой игры в процессе воспитания детей дошкольного возраста
1.3. Роль и значение проектирования в процессе развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование проектирования развития сюжетно-ролевой игры воспитанников детей старшего дошкольного возраста
2.1. Выявление уровня взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
2.2. Анализ и интерпретация опытно-экспериментального исследования
2.3. Разработка направлений проектирования развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Существование и развитие человека происходит в обществе, в окружающей его группе людей, и соответствует ее требованиям, изменяет свои мысли и поведение, переживает какие-либо чувства в результате влияния взаимодействия с другими участниками группы. Все это осуществляется благодаря тому, что, в результате обмена информацией и переживания с другими людьми, лучше узнавая их, каждый из нас, так или иначе, принимает участие в общении. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому в последнее время определяется проблема внедрения в образовательную практику учреждений дошкольного образования современных игровых технологий. Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой.
По мнению педагогов и психологов (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, В.Л. Данилова, А.В. Запорожец) наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно-ролевая игра. Главное назначение игры – социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками. Дошкольники, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными проблемами.
Ранними формами общения во многом определяется их дальнейшее развитие, и они оказывают влияние на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка была недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него возможно возникновение межличностных и внутриличностных конфликтов, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а в некоторых случаях и вовсе – невозможно.
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Д.В. Менджерицкая проводили исследования относительно детской игры.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность «проектирования» в психолого-педагогической деятельности
Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Педагогическое проектирование – функция любого учителя не менее важная, чем организационная, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учениками) или коммуникативная [11].
Педагогическая технология – это последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных компонентов, фаз, состояния педагогического процесса и действий его участников. Советский педагог А.С. Макаренко рассматривал учебный процесс как специально организованное «педагогическое производство». Он выступал против стихийности процесса обучения и выдвигал идею развития «педагогических приемов». В процессе развития «советских педагогических методик» на практике А.С. Макаренко усовершенствовал «технику дисциплины», «технику беседы учитель-ученик», «технику самоуправления» и «технику наказания». Обоснованность действий, их порядок были направлены на то, чтобы проецировать в человеке все лучшее, формировать сильную, богатую природу [15, с. 154].
Педагогическое проектирование относится к созданию гипотетических вариантов будущей деятельности и прогнозированию их результатов. Предметами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации.
Педагогический процесс для учителя – главный предмет проектирования. Педагогический процесс – это объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и преподавателей в их непосредственном взаимодействии.
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление уровня взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Целью данного исследования является теоретически обосновать и экспериментально доказать возможности использования метода проектирования в процессе развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста. Исходя из этого, было проведено экспериментальное исследование выявления уровня взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре, которое осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап (констатирующий этап): на данном этапе осуществлялась выявление уровня взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре с использованием специально-подобранных методик.
Формирующий этап: на данном этапе были разработаны и применены на практике сюжетно-ролевые игры для повышения уровня ролевых отношений между мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста.
База исследования: ГУО «Ясли-сад № 138 г. Минска».
Выборка исследования: в исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста (в возрасте 5-6 лет) в количестве 28 человек. Для проведения исследования были сформированы две группы ребят: первая группа – 14 человек (7 мальчиков и 7 девочек); вторая группа – 14 человек (7 мальчиков и 7 девочек);
Для проведения экспериментального исследования, использовались следующие диагностические методики:
1. Наблюдение за особенностями игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры (Н.Н. Серова)
Цель: выявление особенностей игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогическое проектирование – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в содержании, организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.
Сюжетно-ролевая игра для ребенка – это особый мир, где есть возможность реализовать свои интересы, желания, предпочтения, фантазии, приобрести опыт взаимодействия с представителями обоих полов, свободу выбора, инициативу, самостоятельность, творчество. Игра позволяет ребенку примерить на себя самые разные социальные роли, отношения, получить массу положительных эмоций, впечатлений, незабываемых, радостных моментов. Суть сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста заключается в том, что роль подчинена действию, происходит постепенный отход и уменьшение условных игровых действий, их переход к плану воображения.
Метод проектирования в сюжетно-ролевой игре выполняет свои развивающие функции, когда является детской деятельностью, самостоятельной. Метод проектирования в игре дает ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Проектирование в сюжетно-ролевой игре создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки. В процессе проектирования сюжетно-ролевой игры активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. В процессе проектирования игры зарождаются другие виды детской деятельности.
В результате проведенного опытно-экспериментального исследования было установлено, что у детей старшего дошкольного возраста особенности игрового взаимодействия находятся на достаточно низком уровне развития.
1. Васильева, О.К. Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста: учебное пособие / О.К. Васильева, С.В Кондратюк. – Барановичи: БарГУ, 2018. – 214 с.
2. Волкова, Н.П. Педагогика / Н.П. Волкова. – Киев: Академия, 1999. – 500 с.
3. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников / В.Я Воронова. – М.: Просвещение, 2001. – 86 с.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2001. – 320 с.
5. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2012. – 457 с.
6. Гударева, О.В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / О.В. Гударева. – М., 2005. – 155 c.
7. Деятельность педагога в становлении и развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Киберленинка – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/.
8. Диагностика уровня сформированности игровых навыков [Электронный ресурс] / Сайт об образовании. – Режим доступа: http://www.edufacts.ru/.
9. Жуковская, Р.Н. Нравственное воспитание детей в процессе игры / Р.Н. Жуковская // Советская педагогика. – М., 2007. – №4. – С. 58
10. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: учеб. пособие для студентов, педагогов, практиков / Е. С. Заир-Бек. -СПб.: Просвещение, 2005. – 238 с.
11. Захарова, Е.А. Роль игры в воспитании личности [Электронный ресурс] / Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). – Режим доступа: https://moluch.ru/.
12. Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании [Электронный ресурс] / ИнфоУрок. – Режим доступа: https://infourok.ru/.
13. Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.
14. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с.
15. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. - М: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с.
16. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в дестком саду / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: ГНОМ и Д., 2000. – 287 с.
17. Новоселова, С.Л. О новой классификации детских игр / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 3. – С. 84-86.
18. Развитие взаимодействия со сверстниками у дошкольников в игре [Электронный ресурс] / Учебные материалы. – Режим доступа: https://works.doklad.ru/.
19. Савенков, А.И. Творческий проект или как провести самостоятельное исследование / А.И. Савенков // Школьные технологии. 2008. – № 4. – С.144-148.
20. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: https://nsportal.ru/.
21. Тупиченко, Н.А. Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности и её развитие в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Молодой ученый – Режим доступа: https://moluch.ru/.
22. Условия успешных взаимоотношений детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: https://nsportal.ru/.
23. Чернов, А.В. Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей / А.В. Чернов. – Ростов на Дону : Феникс, 2002. - 204 с.
24. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Электронный ресурс] / Электронная библиотека Московского городского психолого-педагогического университета. – Режим доступа: http://psychlib.ru.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Первичные результаты исследования особенностей игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста первой группы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Первичные результаты исследования уровня развития игровых умений у мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста первой группы.
Сюжетно-ролевая игра «В кругу семьи».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Сюжетно-ролевая игра «В кругу семьи».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Первичные результаты исследования уровня развития игровых умений у мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста первой группы.
Сюжетно-ролевая игра «В кругу семьи».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Сюжетно-ролевая игра «В кругу семьи».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты