ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕЖИССЕРСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогическая характеристика среднего дошкольного возраста
1.2. Понятие режиссерских игр в процессе дошкольного воспитания
1.3. Особенности воспитательно-педагогического воздействия режиссерских игр на развитие воспитанников среднего дошкольного возраста
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕЖИССЕРСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация и методика исследования
2.2. Проведение формирующего этапа экспериментального исследования
2.3. Анализ результатов на контрольном этапе исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Игра – это особое занятие, которое процветает в детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекла и привлекает внимание исследователей не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Естественно, представителей научных отраслей в игре интересуют «свои» аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра – неотъемлемая часть человеческой культуры.
Режиссерская игра – это своего рода детские игры, которые изучены меньше всего. Это объясняется тем, что информация о ней, ее особенности появились в педагогической прессе совсем недавно. Интерес к ней возник в последнее десятилетие. Скорее всего, это можно объяснить тем, что задачей воспитания было формирование команды детей, коллективизм. Режиссерская игра является индивидуальной и не может быть использована для этих целей. Видимо, этим можно объяснить недостаточное внимание ученых к такого рода играм.
Каждый ребенок должен быть вовлечен в коллективные игры, дети должны чувствовать и понимать других людей, но это не значит, что в дошкольном учреждении не должно быть одиночных игр. Даже у самого общительного ребенка периодически возникает желание построить структуру самостоятельно, поиграть с любимой игрушкой. Часто можно увидеть, как долго, сконцентрированный ребенок строит что-то или играет сцену с игрушками, выступая в роли режиссера и выступая по очереди за всеми актерами. Это режиссерская игра для детей дошкольного возраста и в ней, как и во всех других видах игр, происходит формирование личности ребенка, его социальной компетентности и воспитание гуманности [1, с.22].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕЖИССЕРСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика среднего дошкольного возраста
Среднему дошкольному возрасту детей следует уделять особое внимание в связи с исключительной ситуацией в дошкольном учреждении, когда ребенок еще не большой, но уже не маленький. Средний возраст является переходным этапом дошкольного периода. В этот период у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во области психического развития. Чрезвычайно возрастает познавательная активность – развивается восприятие, зрительное мышление, появляются зачатки логического мышления.
Средний дошкольный возраст является промежуточным, переходным между младшим и старшим дошкольными годами, что влияет на новые формации сознания и личности. К ним относятся:
- создание элементарной целостной картины окружающего мира;
- целенаправленное поведение;
- эмоциональное и интеллектуальное предвидение;
- овладение правилами поведения;
- нравственные чувства;
- любительская деятельность и простейшие формы творчества [4, с.33].
В игровой деятельности детей 4-5 лет (средний дошкольный возраст) присутствуют ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕЖИССЕРСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методика исследования
База исследования: ГУО «Детский сад №12» г. Минска. В исследовании приняли участие 15 воспитанников средней группы в возрасте 4-5 лет. Выборка составила 10 (67%) мальчиков и 5 (33%) девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Экспериментальное исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования, проведен констатирующий этап исследования.
2. На втором этапе было проведен формирующий этап эксперимента.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного исследования на контрольном этапе.
Цель эмпирического исследования: эмпирически обосновать особенности влияния режиссерской игры на развитие детей среднего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что нами были рассмотрены основные психолого-педагогические особенности среднего дошкольного возраста. Мы определили, что для данного возрастного периода характерными являются такие особенности как повышение двигательной активности, коммуникативная активность, эмоциональная активность. Формируются на более высоком уровне все познавательные процессы и общение также становится более избирательным в отношении сверстников и взрослых.
Режиссерские игры являются разновидностью сюжетно-ролевых игр и определяют особенности развития дошкольников. Построение сюжета режиссерской игры базируется на основе личного опыта ребенка. Основными средствами построения режиссерской игры является речь и образное мышление каждого отдельно взятого ребенка.
Умелая организация режиссерской игры, создание необходимых условий для ее развития – способствуют усвоению игровых навыков и умений, формированию личности ребенка, его социальной компетентности и воспитанию гуманности.
С целью определения влияния режиссерских игр на психо-эмоциональное развитие детей среднего дошкольного возраста, нами было проведено экспериментальное исследование. На констатирующем этапе эксперимента была проведена диагностика при помощи методики «Несуществующее животное». Было определено, что для детей среднего дошкольного возраста, характерным является оптимальный уровень психо-эмоционального развития. Есть дети, которые демонстрируют различные уровни наличия агрессии и для них необходимо использование конкретной работы.
На втором этапе исследования нами был проведен формирующий этап исследования при помощи проектирования режиссерской игры.
1. Абрамян, Л.А. Игра дошкольника. / Под общ. ред. С.Л. Новоселовой.– М.: Просвещение, 2009. – 289 с.
2. Васильева, О.К. Образная игрушка в играх дошкольников / О.К. Васильева. – М.: Издательство: Детство-пресс, 2003. – 255 с.
3. Венгер, Л.А. Игра как вид деятельности. // Вопросы психологии. –№3. – 2008. – С.22-33
4. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре. / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Академия, 2013. – 188 с.
5. Галигузова Л.Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста. // Вопросы психологии – №2 – 2003. – С.78-88
6. Гаспарова Е.М. Режиссерские игры. // Игры дошкольника – М.– №11. – 2009. – С.55-99
7. Коломинский, Я.Л. Детская психология. / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.: Университетское, 2008. – 258 с.
8. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре / Р.И. Жуковская. – М.: Академия, 2013. – 247 с.
9. Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов / Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьева – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. – 148 с.
10. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2011. – 255 с.
11. Короткова Н.А. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко. – М.: Академия, 2010. – 258 с.
12. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании / Н.В. Михайлова. – М.: Академия, 2013. – 123 с.
13. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. / А.С. Макаренко. – М.: Академия, 2017. –178 с.
14. Смирнова Е.О. Воспитывать, играя // Детский практический психолог. – №7. – 2005. – 122 с.
15. Игра и произвольность у современных дошкольников. // Вопросы психологии – №1.– 2004. – С.147-148
16. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. – М.: Академия, 2012. – 145 с.
17. Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко. – М.: Педагогика, 2010. – 156 с.
18. Палагина Н.Н. Предметная игровая активность в раннем детстве. // Вопросы психологии – №5-6. – 2012. – С.33-35
19. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия» 2011. – С. 124-140.
20. Усова А.П. Игра в детском саду / А.П. Усова. – М.: Академия, 2001. – 258 с.
21. Усова А.П.Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. – М.: Академия, 2016. – 158 с.
22. Ушинский К.Д. Собр. Сочинений / К.Д. Ушинский. – М.: Академия, 2018. – 558 с..
23. Флерина Е.А. Игра и игрушка / Е.А. Флерина. – М.: Академия, 2008. – 266 с.
24. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2008. – 234 с.
25. Эльконинова Л.И. О единице сюжетно - ролевой игры. // Вопросы психологии – №1. – 2004. – С.22-28