Воспитание культуры общения у воспитанников старшего дошкольного возраста
МКП (Минский колледж предпринимательства)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Воспитание культуры общения у воспитанников старшего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Воспитание культуры общения у воспитанников старшего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Ясли-сад №542, ГУО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Проективная методика «Картинки» Е. О. Смирновой, Е. А. Калягиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Культура общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Сводная таблица результатов наблюдения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Сводная таблица результатов по методике «Картинки».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Культура общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Сводная таблица результатов наблюдения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Сводная таблица результатов по методике «Картинки».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие и специфика общения в отечественной педагогике
1.2. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
1.3. Сущность формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация и методики исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общество нуждается в образованной и культурно развитой личности.
Актуальность заключается в том, что вопросы о решающей роли образования культуры поведения для развития и становления личности признаются и задаются в педагогике еще с древних времен. Существует множество определений «культуры поведения». В образовательном словаре культура поведения – это соблюдение основных требований и правил общежития человека, умение найти нужный тон в общении с другими Ворониным А.С. [2]. Поведенческая культура – совокупность форм повседневного человеческого поведения (на работе, в повседневной жизни, в общении с другими людьми), в которой морально–эстетические нормы этого поведения выражаются во внешнем мире. Поведенческая культура включает в себя Способы общения, этикет, высочайшая точность, отшлифованные действия и поступки человека, совершенствование его деятельности в различных сферах жизни.
Л.Н. Толстой высоко ценил образование в поведенческой культуре и считал, что из всех наук, которые должен знать человек, наиболее важной является наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра [3]. С.В. Петерина наиболее ярко и полно охарактеризовала роль воспитания культуры поведения в развитии личности. Она считает, что культуру поведения ребенка дошкольного возраста можно определить, как совокупность устойчивых форм повседневного поведения, полезных обществу в повседневной жизни, общении и различных видах деятельности. И сама культура поведения не сводится к формальной приверженности этикету; она тесно связана с моральными чувствами и восприятиями и поддерживает их [4].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие и специфика общения в отечественной педагогике
Одним из важнейших факторов формирования личности является коммуникация или общение. Идеи о том, что коммуникация играет важную роль в формировании личности, получили развитие в работе таких отечественных педагогов как: В. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. Р. Лурия, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский и другие. [4, с.120].
Общение можно рассматривать с точки зрения различных социальных и гуманитарных наук. Таким образом, в социологии это понимается как способ переживать внутренние события или поддерживать status quo социальной структуры общества – поскольку такие события в целом предполагают диалектическое взаимодействие индивида и общества, невозможное без общения.
С педагогической точки зрения (А.А. Леонтьев), общение понимается как процесс установления и поддержания добровольных контактов, прямых или косвенных, между лицами, так или иначе связанными психологически [14, с.20].
Реализация этого контакта позволяет либо изменить ход совместной деятельности путем координации «индивидуальной» деятельности по определенным параметрам, либо, напротив, распределить функции (социально ориентированная коммуникация), либо оказать целенаправленное воздействие на формирование или изменение личности в процессе коллективной или «индивидуальной», но социально опосредованной деятельности (социально ориентированная коммуникация).
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методики исследования
Выборка исследования:
В исследовании приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Из них 7 мальчиков и 8 девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке девочек, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
База исследования: Государственное учреждение образования «Ясли-сад №542».
Этапы эмпирического исследования:
На первом этапе исследования был произведён теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведён выбор методик, сформирована структура исследования.
На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
На третьем этапе исследования был проведён анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведённого эмпирического исследования.
Цель исследования: изучить особенности формирования культуры поведения в старшем дошкольном возрасте.
Задачи эмпирического исследования:
- определить уровень коммуникативной компетентности дошкольников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общение представляет собой многогранный процесс развития контактов между людьми, порождаемых потребностями общей деятельности. Коммуникация предполагает обмен информацией между участниками, который можно охарактеризовать как коммуникативную сторону общения. Второй аспект общения – это взаимодействие коммуникаторов – обмен, в процессе общения, не только словами, но и действиями, фактами. Наконец, третий аспект коммуникации касается восприятия коммуникации между людьми. Коммуникация, рассматриваемая в единстве этих трех частей, действует как средство организации общей деятельности и отношений, в том числе и с людьми.
Старший дошкольный возраст имеет отличительные ментальные возможности. Взаимоотношения между сверстниками являются более сложными и значимыми. Ведущим видом деятельности является игра. Основные изменения в деятельности, сознании дошкольника проявляются в умственных процессах: память, мышление, внимание, способность целенаправленно управлять своим поведением. Обучение и развитие в старшем дошкольном возрасте наиболее эффективно только тогда, когда оно происходит при поддержке игровой, творческой, продуктивной, конструктивной деятельности.
Культура речевого общения ребенка дошкольного возраста – это способность соблюдать нормы и правила общения со сверстниками и взрослыми, которые основаны на дружелюбии, уважении, использовании соответствующих форм обращения и словарного запаса, правильном поведении в повседневной жизни и общественных местах. Воспитание культуры речевого общения должно происходить в любое время, во всех видах деятельности, проводимых педагогом и вне его.
С целью определения особенностей формирования навыков культуры общения у детей дошкольного возраста, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методик «Картинки», предложенная Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной, Методика «Культура общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
1. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики. / А.С. Белкин. – М.: Академия, 2015 – 258 с.
2. Богуславская, Н. А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) [Текст] / Н. А. Богуславская. – Екатеринбург: «АРГО», 2009. – 84 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 2016. – 356 с.
4. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст] /Л.Р.Болотина. – М.: Академия, 1997. – 232с.
5. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология. / В.С. Мухина – М.: Академия, 2018. – 289 с.
6. Ветрова, В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить[Текст] /В.В. Ветрова, Е.О. Смирнова. – М.: Знание, 1988. – 94с.
7. Выготский, Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. – 2011. – №2. – С. 112–115.
8. Гараева, Г. Условия формирования культуры речевого общения у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/uslovija–formirovanija–kultury–rechevogoobschenija–u–detei–doshkolnogo–vozrasta.html
9. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в средней группе М / В.В.Гербова // Дошкольное воспитание. – 2000. – №3. – с. 78–80.
10. Глинка, Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно [Текст] /Г.А.Глинка. – СПб.; М.; Харьков, Минск: Питер, 1998. – 221с.
11. Горшкова, Е. Учите детей общаться [Текст] / Е.Горшкова// Дошкольное воспитание. – 2000. – №12. – с. 91–93.
12. Детская речь и пути ее совершенствования. Сб. науч. трудов. – Свердловск: СГПИ, 1989. – 109с.
13.Казарцева, О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения [Текст]: учеб. пособие / О. М. Казарцева.– 2–е изд.– М. : Флинта; Наука, 2003. – 496 с.
14. Курочкина, Н. А. Знакомство с натюрмортом [Текст] / Н. А. Курочкина. – М.: Детство–Пресс, 2006. –112 с.
15. Лисина, М. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка к школе [Текст] / Л. И. Островской, Г. И. Капчеля. – Кишинев: ШТИИНЦА, 1987. – 196 с.
16. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина; под ред. А.Г. Рузской; вступительная статья А. Г. Рузской. – 2–е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 384 с.
17. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. – 2–е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2009. – 276с.
18. Малетина, Н. С. Развитие речевого общения дошкольников [Текст] / Н. С. Малетина. – Нижневартовск: НГГУ, 2015. – 184 с.
19. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик. – М.: Академия, 2014. – 278 с.
20. Мухина, В.С. Психология дошкольника. / В.С. Мухина. – М.: Педагогика, 2015. – 321 с.
21. Склярова, Т.В. Возрастная педагогика и психология: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене; Православ. Свято–Тихон. Богосл. ин–т, Центр пед. исслед. «Покров». – М.: Покров, 2004. – 143 с.
22. Смирнова, Е. О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками [Текст]: Учебное пособие / Е. О. Смирнова. – М.: МозаикаСинтез, 2012. – 34 с.
23. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст]: пособие для воспитателя детского сада. / Е. И. Тихеева; под ред. Ф.А. Сохина. – изд. 5–е. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.
24. Ушакова, О. С. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Современность, 1999. – 363с.
25. Ушакова, О. С. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор–составитель Ушакова О. С. – М.: АПО, 1994. – 63 с.
26. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника [Текст] / О. С. Ушакова. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 216 с.
27. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. – 4–е изд., перераб. и доп. – Серия: Бакалавриат. – М.: Академия, 2013. – 448 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Проективная методика «Картинки» Е. О. Смирновой, Е. А. Калягиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Культура общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Сводная таблица результатов наблюдения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Сводная таблица результатов по методике «Картинки».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Культура общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Сводная таблица результатов наблюдения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Сводная таблица результатов по методике «Картинки».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты